Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лихорадки, вас семьдесят семь, наше вам всем.Потом бросают пшено через голову.9Говорится над липовою корою трижды, не переводя духа:. 2 страница



Самые простые вещи в состоянии приобрести исцеляющую силу, если только освятить их в Великий, или Чистый, четверг [24] : соль, сало, зола, вода, мыло и так далее. В противоположность обыкновенным, все эти предметы получают название «четверговые» и в соответственных случаях пользуются исключительным применением. Например, освящение четверговой соли происходит так: «Каждая хозяйка считает долгом запасти этой соли в Великий четверг на целый год. Насыпав соли в сосуд, ставят его к образам и втыкают в него заж женную восковую свечу, молятся, кто как умеет, и к вечеру убирают. Такая четверговая соль является очень распространенным и наружным, и внутренним средством, ею растираются и дают пить в воде при многих болезнях» (Шуя, Ивановской обл.). Похожие последствия приобретают и некоторые действия, совершаемые в Великий четверг: если стричь детям волосы в этот день, то они будут лучше расти и к тому же у детей всю жизнь не будет болеть голова (Костромская обл.). Порой целительные силы приобретает и все то, что принадлежит церкви и, хоть косвенно, имеет отношение к богослужению. Таков, между прочим, кадильный пепел, которым, разведя в воде, поят пьяниц и больных «трясучкой» (Кировская и Пензенская обл.). В некоторых местах Вологодской области кадильный пепел служит средством для особого рода мести. Желая насолить загулявшей девице, подсыпают ей пепел в какое-нибудь питье, и она будто бы неизбежно делается беременной. Особенно верно действует пепел, размешанный на водке.При разного рода детских заболеваниях незаменимой оказывается печатка (дорник) , которой печатают просфоры. Самый обыкновенный прием такого лечения заключается в том, что заболевших детей приносят к просвирне [25] , и она мнет ребенку этой печаткой живот, другие же совершают нечто вроде священнодействия. Одна такая просвирня жила под г. Городище Пензенской области. Она прикладывала печать сначала к голове ребенка, делая изображение креста, затем к груди, рукам, ногам и спине, произнося каждый раз «Господи Иисусе Христе». Такой способ лечения называется «поколоть больного». В других случаях печатку обмывают водой, которой затем поят и сбрызгивают ребят, особенно тех, которых сглазили.Играет целебную роль и церковный колокол. В Кировской области носят «под колокола» испуганных детей, а в Болхове лазают на колокольню и становятся под колокола при глухоте. В Мещовске ставят под колокола кликуш: от этого будто бы выходит бес. Помогает иногда колокол и при косноязычии: для этого нужно спустить с языка колокола при первом ударе к утрени на Пасху воду и эту воду пить.Детям, когда они первого сентября идут в первый класс, привязывают на крест несколько волокон из пеньковой веревки, на которой висит колокол, для того, чтобы они лучше учились, «звонили, как колокол» (Кировская обл.). Нередко в глазах мирянина получают целебное значение такие предметы, как скоба церковных дверей, о которую он трет больную руку, трава и камни, принесенные из святых мест, штукатурка от врат святой обители и т. п. Совершенно исключительным лечебным средством считается вода из реки Иордан, земля с горы Голгофа и камешки от Гроба Господня. Паломники к святым местам и в Святую землю являются ревностными почитателями таких религиозных талисманов и их бескорыстными распространителями, хотя часто простоту и наивность народной веры используют разные проходимцы.В 1936 году в Пензенской области бешеная собака искусала нескольких крестьян. Искусанные были отправлены в Казань, где им сделали прививки. Но двое, не доверяя докторам, промолчали, что и они искусаны, и остались дома, обратившись к знахарке из пришлых. Та за 10 рублей согласилась вылечить обоих.– У меня, – говорила она, – есть кипарисные стружки от Креста Господня: когда жиды крест-то для Господа делали, верные люди все щепки и стружки прибрали. Они могут любую болезнь вылечить, и бешенство тоже. Пейте вы воду, настоянную на этих стружках три раза в день. Кроме того, на утренней заре ходите каждый день ко мне, и я вас буду отчитывать. Да смотрите, усерднее молитесь Богу и просите у Него выздоровления. Одежду же, в которой были искусаны, на себе не носите, а повесьте на чердаке и в 20-й и в 40-й день лазайте и смотрите, что с ней будет делаться.Укушенные крестьяне вполне следовали советам знахарки, они не заболели и остались живы. При этом они передавали, что собственными глазами видели, как их одежда дрожала точно осиновый лист: это «выходило бешенство».А лет за двадцать до описанного случая в то же село забрела богомолка, которая объявила, что может лечить всякие болезни, изгонять бесов, делать свадьбы по наговору, сводить супругов и проч. Много она перечислила разных болезней, поддающихся только ее лечению, а под конец добавила, что лечит даже и от сорока смертных болезней, от которых ни один доктор не вылечит, как бы искусен ни был. Свою врачебную силу она получила в Соловецком монастыре от какого-то монаха-схимника Питирима, которому уж больно понравилась.– Лечение мое все от Бога идет, – говорила богомолка, – не так, как у других: другие с демонами связались, а я нет – у меня святые молитвы.Известие о знахарке быстро распространилось по селу и окрестным деревням, и недостатка в пациентах не было. За помощью обращались преимущественно женщины. За диагноз каждая больная должна была заплатить 10 копеек. Получив деньги, знахарка раскрывала псалтырь и читала вслух один из псалмов; побормотав что-то еще под нос, она объявляла, что у больной порча или что в нее вошел бес, но болезнь можно снять как рукой.– И плата божеская – 1 рубль 11 копеек на благолепие Соловецкого монастыря да мне, грешной, четвертачок, – говорила баба-знахарка. За эти деньги она давала разные целебные травы, образки и просфоры. Богатые и бедные раскошеливались, удивляясь дешевизне лечения.Есть удивительные факты, из которых видно, что с силой молебна может в некоторых случаях конкурировать знахарь или колдун. Веря во вредную силу «хлебной закрутки», или «залома» [26] , крестьяне и современные фермеры для предупреждения этого приглашают на ниву священника. После молебна залом должен быть вырван непременно руками священника, иначе существует большое сомнение, подействовал ли молебен и уничтожил ли он вредную силу залома (Брянская обл.). Если священник отказывается и сам боится прикоснуться к спутанным колосьям, они обращаются к содействию местного колдуна или знахаря. Последний, как правило, не боится ни черта, ни Бога и вырывает залом, предварительно исполнив нелепо суеверный ритуал. Иногда при этом залом сжигают «от светло-праздничной свечи» (пасхальной).Большое значение придается в некоторых случаях извращенной и искаженной молитве: полагают, что она будет иметь больше силы, если прочитать ее с конца. Так иногда читают молитву с целью унять зубную боль: «Лукаваго от нас избави» и так далее (Гжатский р-н Смоленской обл.) [27] . Задом наперед читаются «Богородице, Дево» для избавления от кил, грыжи или опухолей (Ростов Великий). Не менее поразителен и способ поминать больного с целью его выздоровления за упокой (Орловская обл.) и заказывать «заздравные панихиды». По таким же труднообъяснимым причинам в некоторых местах свечи перед иконами ставятся нижним концом вверх [28] .Совершенно кощунственные приемы проделывают иногда знахари: при лечении истериков, эпилептиков и душевнобольных они заставляют их, сняв нательный крест, плевать на него, топтать ногами и проч. (Нижегородская обл.). Глава 8 Приметы и поверья

Домашняя народная медицина в России состоит в значительной своей части не из горчичников и клизм, а из суеверных средств. Большинство из них имеет хотя бы то положительное достоинство, что в их системе довольно строго выдержан основной принцип любой медицины – «ne noceas» (не навреди). Действительно, в прошлые времена они были единственной надеждой на выживание, современный же человек станет прибегать к ним только в том случае, когда медицина со всеми ее уколами и пилюльками беспомощно разведет руками. Сама живучесть лечения, основанная на суеверии, свидетельствует, что не все так глупо и безрассудно в нем, как может показаться на первый взгляд. Никогда ни один нормальный человек ничего не делал просто так, без всякого резона и смысла, никогда не сажал редиску в надежде вырастить свеклу и не ходил на рыбалку за зайцами.Для суеверных воззрений на способы лечения характерен и идеалистический взгляд народа на природу, которая, в его представлении, является не врагом, а слугой и другом человека.Первое место среди них занимают профилактические средства, которые очень просты и несложны. Чтобы обладать отменным здоровьем и не болеть, достаточно ежедневно обувать правую ногу прежде левой, для предупреждения «летучего огня» (горячки) – не плевать в огонь, во избежание зубной боли – держать по утрам во рту какой-нибудь деревянный сучок или спичку, а чтобы предупредить чрезмерную потливость ног – никогда не надевать чужой обуви (Елабуга, Киров, Брянск, Орловская обл.) . Многие из подобных приемов мы проделываем, даже не задумываясь об их смысле, на уровне, так сказать, генетической памяти.Очень просто предупредить лихорадку: для этого не надо смотреть с улицы через окно в дом, не то лихорадка может «поймать» – через стекло она на тебя и смотрит.При ушибе, чтобы не разболеться, очень хорошо бывает сказать: «Батюшка свято место, не ты на меня нашло, а я на тебя, прости меня, Христа ради» (Владимирская обл.). Чтобы избежать сглаза, женщине или девушке полезно, погладив рукой себя по заду, потереть потом той же рукой лицо, приговаривая: «Какая ты у меня неглазливая, такая бы и я неглазливая была» (Орловская обл.). Против язв и незарубцовывающихся ран хорошим профилактическим средством считается вода, если ее трижды «перенять» с каменки в бане. Для этой цели взятая в ковш вода выливается на каменку и снизу снова подхватывается в ковш. Этой водой окачиваются и пьют ее, при этом говоря: «Как на каменке на матушке подсыхает и подгорает, так на рабе Божьем (имярек) подсыхай и подгорай» (Вологодская обл.). Во многих местах заслуженной славой как прекрасное средство от порчи (в особенности при повальных болезнях или эпидемиях), когда она бывает «пущена по ветру», пользуются лук, соль, чеснок и редька. Основания, по которым им приписывают столь чудодейственные свойства, те, что соль и редька имеют способность выедать слова, написанные на бумаге, а от запаха лука и чеснока будто бы бежит вся нечистая рать. В таких случаях лук и чеснок носят на нательном кресте (практически повсеместно).Вологжане верховьев реки к чесноку добавляют корень репья (чернокорень) или продырявленную медную монету. С такими же профилактическими целями привязывают к кресту ладан, купорос, киноварь и змеиную кожу.Киноварь, как полагают, хорошо оберегает от сифилиса [29] , а змеиная кожа предупреждает лихорадку (Костромская, Калужская, Рязанская обл.) . В тех же видах носят на шее ладанки, зашивая в них наговоренные травы, вера в силу которых распространена повсеместно.Считается, что хорошим средством от лихорадки является зашитая в ладанку высушенная и истолченная голова змеи или засушенная голова лягушки (Калужская обл.). Своего рода чудесным талисманом, страхующим от болезней и напастей, служат мамонтовая кость, крест с покойника или воткнутая куда-нибудь булавка или иголка, купленная у «еретиков» – евреев или католиков.Но самый надежный талисман – это «сорочка». Кто родился в сорочке и носит ее на кресте, к тому не в состоянии подступить никакие болезни. Если они и «нападают» на таких людей, то не иначе как врасплох, в то время, когда человек снимает крест, например в бане.Счастливы также те, кто обладает родинками или у кого тело покрыто волосами: болезнь редко «берется» за таких людей (Саранск, Пенза). Поверье о «счастливой» «волосистости» распространено именно там, где исторически расселены народы, которым волосистость мало свойственна (в указанных местностях – племена мордвы). Любопытно, что те же заблуждения бытуют не только в России, но и в Америке, где коренные жители – индейцы практически лишены растительности на теле.В арсенале предупредительных мер имеется немало таких, которые специально предохраняют от определенных болезней. Прокалывание ушей у маленьких предупреждает грыжу и золотуху, ношение в левом ухе серьги – вернейшее предохранительное средство против грыжи у мужчин (Вологодская обл.). Против желтухи лучше всего носить на себе янтарь (Орловская, Калужская и Кировская обл.). Но самым сильным магическим средством является сырое куриное яйцо: если носить его сорок недель за пазухой, то оно наверняка предупредит выкидыш и преждевременные роды (Новгородская обл.). Иногда ввиду предупреждения болезней принимается ряд чисто внешних мер. При эпидемии в тех домах, где еще нет больных, применяется очень решительная мера – навешиваются замки на дверные скобы, что значит: болезни вход закрыт.Если в доме появляется больной горячкой, то для предотвращения заболевания остальных членов семьи в косяке входной двери буравом просверливается отверстие и сразу же забивается клином. Такую же гарантию от горячки предоставляет следующая мера: в загнетку на шестке печи кладут топор и туда же сгребают уголья (Новгородская обл.) .В некоторых случаях профилактики видны явные следы язычества. Таков, например, обычай ходить в лес и относить «оброк» лесовику, чтобы он «укрыл от огневицы» (Владимирская обл.) .К числу младенческих приемов относится обычай «прятаться» от некоторых болезней или обманывать их.От лихорадки уходят в нетопленую баню, где залезают на полок и проделывают ложные пароксизмы, как бы болея, или притворяются умершими (Орловская и Кировская обл.). Этот же прием практикуется и для предупреждения холеры.Молодым во время венчания советуют, когда священник будет водить их вокруг аналоя, три раза прошептать: «Венчай, венчай, только болезни мои не завенчивай», – а то, говорят мужики, если поп «завенчивает» какую болезнь, никакие доктора не вылечат (Орловская обл.). Профилактическую меру представляет собой так называемое опахивание. Суть его заключается в проведении магической черты, за которую не может переступить эпидемическая болезнь. Черта проводится сохой, в которую впрягаются девицы или вдовы. Иногда таким образом изолируются отдельные дома, где уже объявилась болезнь, или обмежевывается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень. Если болезнь уже появилась в селении, то дома, где она распространилась, оставляются за чертой и ставятся как бы вне магического круга. Обычай этот на Руси в былые времена был распространен повсеместно.Опахивание совершалось по определенному ритуалу. Иногда соху в направлении против солнца везли двенадцать девиц, иногда две женщины – вдова и старая дева. Участницы церемониала должны были быть в белых рубахах, с распущенными волосами, без платков и поясов, а изредка их раздевают и донага (Орловская и Кировская обл.). Замечательно, что в последнем варианте, хотя обряд и чисто женский, обязаны были присутствовать мужчины. Опахивание производилось одной сохой, иногда в соединении с бороной, и совершалось в большом секрете, ночью или на заре, в глубоком молчании или же с песнями, сложенными на этот случай. Иногда, с целью отогнать болезнь как можно дальше, участницы обряда размахивали в воздухе ухватами, кочергами, метлами и тому подобным бабьим инструментом (Ярославская обл.). Вот как описывал обряд опахивания в двадцатых годах ХХ века калужский очевидец:«Когда в последнюю эпидемию пронеслась весть, что холера идет, крестьяне собрались всей деревней и начали советоваться, как оградить себя от болезни. Нашлись люди, которые указали на опахивание как на средство, практиковавшееся во все времена. Средство это было одобрено всем обществом.В полночь собрались бабы и девки в одних рубахах, не подпоясанные, простоволосые и босые. Выбор производить опахивание пал на самую старшую вдову. На нее надели сошной хомут и впрягли в соху. Другую вдову, более молодую, впрягли в борону. Все готово.Одна из баб объяснила присутствующим, что как только во время опахивания они завидят холеру, то должны все бросить – даже соху и борону! – и бежать навстречу холере, ловить ее и бить. Кто только ни встретится – это холера. Если встретится поп, то и попа не щадить, потому что холера часто превращается в него, чтобы избежать гибели. После наставлений вдова трогается с места и крикливым, душераздирающим голосом затягивает песню:Мы идем, мы веземИ соху, и борону,Мы и пашем, и бороним,Тебе, холере, бороду своротим.Песню поют все присутствующие без перерыва, в течние всего времени опахивания, повторяя ее три раза и делая на всех перекрестках по пути на земле кресты» (дер. Лотарево Калужской обл.). Иногда церемония опахивания принимает полурелигиозный характер. В таких случаях одна из женщин идет впереди процессии с восковой свечой, иногда делаются попытки достать для этой цели подсвечник из церкви, чему священники крайне противятся по понятным причинам. Распеваемые при этом песни также принимают религиозный оттенок:Мы не ангелы, не архангелы,Мы апостолы, с неба посланы,Чудо видели, чудо слышали…и так далее.Разумеется такие коллективные обряды предпринимались лишь в годину тяжких испытаний, во время эпидемий и мора, когда порча насылалась не на одного-двух человек, а на население целого района.Глава 9 Целительные силы природы

Очистительная сила огня

Среди профилактических, а отчасти и лечебных средств до сих пор не утратил своего значения огонь, с древнейших времен бывший предметом поклонения. Вера в его целебные и очищающие свойства прослеживается со времен индоевропейцев (бог Агни – это и есть огонь), хотя, безусловно, гораздо древнее.В случае обширной эпидемии на селе народ в старые времена предпринимал общественную меру: собирались все жители на улицу и по способу первобытных людей трением бревна о бревно, вытирали «святой огонь». Через разведенный небольшой костер переходили все здоровые, а потом переносили и больных (Новгородская обл.). В некоторых местах обряд этот в целях профилактики свершался ежегодно. Еще недавно день, когда происходило вытирание «святого огня», включался в число праздников и назывался «заповедание». Процедура получения огня происходила в торжественной обстановке.В назначенный день крестьяне собирались на улицу или на деревенскую площадь, приносили два сухих бревна, одно клали на землю, а к другому приделывали по концам ручки, как у пилы, и терли, словно пилили дрова. Когда одни уставали, их сменяли другие. Бабы сидели по домам и терпеливо дожидались «святого огня», чтобы затопить печи, так как получение огня каким-нибудь другим способом – спичками или раздуванием горячих углей, сохранившихся в загнетке, – было чревато самыми суровыми последствиями. Спустя 8 – 10 часов огонь добывался. На земле раскладывали костер-«пажег» и через него шагали и прыгали, а больных и младенцев переносили на руках. По существующему в некоторых местах (Костромская обл.) ритуалу в процессе вытирания святого огня не могли участвовать вдовцы (мера эта также из древнейших: огонь – символ и хранитель семейного очага).Различался также огонь дубовый и осиновый. Первого сорта огонь употреблялся знахарями для лечения людей, второй – для лечения скота. Таким деревянным огнем выгоняли из дома болезни, разводя его под окнами, и через него же проводили выздоровевшего, чтобы окончательно очистить от болезни (Вологодская обл.). Полагали, что целебными свойствами обладает не только сам живой огонь, но и пар от воды, которая на нем кипятится. Таким паром на Владимирщине лечили от порчи, лихорадки, горячки и других болезней. Подобие живого огня имеет и огонь, высекаемый из кремня. Им лечится преимущественно «летучка» – герпес и другие сыпи на лице. Секрет при этом заключается в том, чтобы высекаемая искра попала в фокус каждой отдельной сыпи (Кировская, Саратовская и Орловская обл.). Несколько иначе производилась лечение «летучки» огнем в Пензе. Во время утренней и вечерней зорь мать или родственница больного брала 12 лучинок и связывала их в один пучок, зажигала его и подносила пучок к лицу больного и брызгала на него через огонь водой со словами: «Секи, секи, огонь, летучку, перенеси ее с раба Божьего на лучинку». Это пресекание должно совершаться шесть утренних и шесть вечерних зорь, притом в совершенной тайне.Иногда при лечении вместо огня достаточно применить помело, которым разметывают в печи жар перед сажанием хлебов. Горячее помело прикладывают к больному месту и трижды произносят: «Огонь, огонь, возьми свой огник» (Орловская обл.). Как выражение уничтожающих свойств огня до сих пор сохраняется обычай сжигать одежду с больного или умершего (рациональная мера, несмотря на суеверное происхождение) и бросать в топящуюся печь лепные изображения из глины той части тела, к которой относится заболевание (Владимирская обл.). Целительная сила воды

Вода в самых разнообразных видах находит обширное применение как врачебное средство при многих, уже развившихся заболеваниях. И не святая вода, а сама обычная, проточная. Эти верования, несомненно, представляют собой остаток когда-то самого распространенного культа почитания воды и поклонения воде. И теперь еще вода считается самой чистой из стихий, поэтому нет ничего удивительного, что ей приписывают очищающую и целительную силу и считают грехом извергать в нее мочу или кал. Но какого бы ни были происхождения эти взгляды, они неизмеримо выше теперешнего нашего отношения к воде и представляют своего рода санитарный идеал.Считается, что большими целительными способностями обладает дождевая вода. Она оказывает положительное воздействие при головной боли, при глазных болезнях и бородавках, причем особенно полезными считаются капли первого дождя, собранные в огороде. По убеждению некоторых, собранная и употребленная в виде обмываний дождевая вода в состоянии предотвратить даже беременность (Орловская обл.). Умывание во время первой весенней грозы оказывает общеоздоровляющее действие: такой человек не будет хворать в течение года (Ярославская обл.). Иной раз способ применения дождевой воды носит сложный характер и комбинируется с другими средствами. В Пензе страдающие куриной слепотой ходят на утренней заре умываться весенними дождями, а потом, нагнувшись над дегтярной кадкой, произносят: «Деготь, деготь, возьми от меня куриную слепоту, а мне дай светлые глазушки (глазыньки)».Столь же целебной при глазных болезнях считается роса. Больной идет утром на луг, собирает с травы росу и ею промывает глаза. Лучше всего действует роса, собранная до восхода солнца (или при восходе) на Иванов день.В Костромской области в ночь на Ивана Купалу смачивают росой скатерть, воду выжимают в бутылку и мажут этой водой глаза.В Ярославской области больной «ломотой» должен шесть раз сходить на луг в утренние зори и каждый раз кататься на спине, три раза переворачиваясь и приговаривая: «Зорька, зорька росистая, возьми, унеси от меня ломоту и корчу, унеси в поднебесье, от века и до века».В Череповце при хронических сыпях умываются и обтираются утренней росой на улице, приговаривая: «Если с ветру пришла, иди на ветер, а с людей пристала – иди на людей». При этом маленьких детей, чтобы напугать болезнь, секут по ягодицам.Град – хорошее средство от зубной боли. Его можно есть или, дав растаять, употреблять в виде полоскания. Воду, полученную из града, применяют и при глазных болезнях. Снег «полют» на Крещение, ссыпают в бутылки и полученную таким способом воду употребляют от множества болезней.В Новгородской области очень полезной считается вода, взятая с того места, где река берет начало. В Тамбовской области целительной признается вода тех мест, где она не мерзнет по зимам, а в Вологде – вода, взятая из трех колодцев или трех прорубей, зачерпываемая в полдень или полночь. Несколько ложек воды прямо из реки, принятые натощак, начиная с одной, считаются хорошим средством при желудочных болезнях. Особенно целебное значение приобретает вода при укусе змеи. Если укушенный успеет напиться воды раньше, чем змея, то он вполне гарантирован от последствий укуса (Рязанская обл.). Но необычайно целебными свойствами наделена ключевая и родниковая вода. В некоторых местах она пользуется таким почетом, что считается святой и почитается наравне с крещенской. Святые ключи существуют чуть не повсюду. По преданиям, многие из них «открылись» во время перехода через эти места святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие ключи находятся в лесу, окружены елями и соснами, иногда обсажены вербой. На ветвях деревьев можно нередко заметить тряпочки и ленточки, пояски, иконки и крестики, а на дне ключа – мелкие монеты: это дань больных целительному ключу. Некоторые из ключей обладают удивительными свойствами, подмеченными народом и маловразумительно объясненными наукой. Таков, например, ключ близ Белозерска (Вологодская обл.). После окачивания водой из этого ключа больной или скоро выздоравливает, или так же скоро умирает. Понятно, что желающих испытать судьбу там немного, только безнадежно больные. Пользование водой из этого необыкновенного источника обставлено известного рода условиями.– Когда идешь на ключ, – говорят местные старухи, – не надо ни с кем разговаривать. Кто навстречу попадет – надо ничего не спрашивать и не сказывать. Сойдешь на ключ, помолишься на все четыре стороны и задумаешь на живое или на мертвое (то есть к выздоровлению или к смерти). Как на живое – водыча стоит, как стеклышко, светлая; как на мертвое – ключи забьют, завыскакивают оттуда с песком. А когда черпают воду, говорят: «Чарь водяной, чарь земляной, чарица водяная, чарица земляная, дай мне водычи на доброе здоровье» – и зачерпывают воды в вечерочко.Большой славой пользуется родник недалеко от Троицка (Пензенская обл.). О происхождении его существует такая легенда. Одной богомолке во сне трижды являлась Божья Матерь и велела в указанном месте рыть землю и отыскать там икону. Но богомолка не исполняла указания Богоматери до тех пор, пока не захворала. Во время болезни ей опять было видение, чтобы она всенародно покаялась и, после того как выздоровеет, исполнила возложенное на нее поручение. Богомолка так и сделала. Рыть ей было велено только в полночь и в полдень. Рыла она одна три недели и, наконец, нашла образ Божьей Матери, который поставили в часовенке около родника. Приходящие зажигают свечу перед иконой, молятся и купаются, пьют воду и берут ее с собой. Более усердные обмазываются илом со дна родника и лежат в грязи часа полтора, смывая грязь родниковой же водой [30] . Подобных ключей, святых колодцев и целебных озер в России так много, что один их реестр составил бы многотомное издание.Иногда вода обретает целебные свойства только в некоторые известные дни. Таков Иван Купала: от купаний в этот день проходит решительно всякая болезнь, только купаться надо между утреней и обедней. В некоторых местах обычай этот столь сильно распространен, что существует даже поверье: кто не полезет в воду на Ивана Купалу, тот наверняка колдун (Медынь, Калужской обл.) . Смелый обычай крещенского купания ради здоровья в проруби, после освящения воды, общераспространен и общеизвестен, хотя до наших дней дожил, как правило, в культе моржей. Впрочем, в Саранске и Пензе купание в праздник Святого Крещения еще лет десять назад было массовым. При этом медицинская статистика Мордовии и Пензенской области ни разу не фиксировала всплеска простудных заболеваний.Некоторые орловцы, чтобы избавиться от чесотки или лишаев, используют Чистый четверг. В этот день они трижды окунаются в реку до свету и без свидетелей, приговаривая: «Чистый четверг, очисти мое тело от болезни, а ты, быстрая речка, неси мою болезнь в синее море». А в Вологде в этот день умываются водой, в которую предварительно была опущена серебряная монета. Костромичи же предпочитают умываться прямо из лужи (их можно понять: сейчас любая лужа чище Волги).Интересен обычай, сохранившийся в некоторых местах Тверской и Ярославской областей, испрашивать прощения у воды. Больной (или вместо него знахарь) приходит в то место, где, по его мнению, была оскорблена вода, пускает в нее кусок хлеба и с поклоном говорит:«На море, на окияне, на острове на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришел он к тебе, матушка-вода, с повислой головой да с повинной. Прости меня, матушка-вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери ваши и малые детушки, чем я кого прогневил».Потом дважды, отступая по одному шагу, повторяет тот же поклон и присказку. Необходимым условием прощения считается, чтобы больной, идя к воде, ни с кем не говорил, не оборачивался назад и отправлялся в путь, не крестясь.Иногда целебные свойства сообщаются воде тем, что этой водой обмывают косяки у дверей и окон, затем ее дают пить и спрыскивают больных «испугом» и простудой. В других местах такое же значение имеет вода, спущенная с девяти веретен или двенадцати перекаленных в печи камешков. Необыкновенные свойства и у воды, взятой из семи разных колодцев, она как будто помогает при цинге.Земля – кормилица и спасительница

Вера в лечебные свойства земли также является остатком когда-то существовавшего древнеязыческого культа. В Вологодской области и теперь еще «мать сыра земля-кормилица» почитается не только как подательница благ. В день Успения Пресвятой Богородицы земля, по народному мнению, является именинницей (в Кирове – в Духов день) и по ней грех ходить босиком. Сохранился обычай брать с собой горсть родной земли при отправлении в дальний путь. Здесь родная земля не только выступает как целительная сила, но и служит как оберег-талисман, спасающий на чужбине от всевозможных несчастий: если возьмешь с собой родную землю и высыплешь там, где будешь жить, тебе поздоровится, не будешь болеть и скучать по родине.Взятую с собой землю надлежало по прибытии сейчас же высыпать и, ступая по ней, приговаривать: «Я по своей земле хожу».В Череповецком районе больного, у которого колет в боку, заставляют припомнить, где у него первый раз кольнуло, и считают полезным сходить на то место «проститься» (то есть помириться и поклониться). Здесь во всей очевидности продемонстрирован обряд примирения с землей или местом, «причинившим болезнь». В Нижегородской области проститься ходят с тем местом, где кто-либо надорвался или где у кого-нибудь случился паралич, если, разумеется, человек выжил. Ходят на это место подряд три зари, три раза кланяются в землю и каждый раз говорят: «Свято место, прости меня, Христа ради».Обратно идут не оглядываясь.В Пензенской области обряд этот, носящий название «прошение притки», сохраняется во всей своей первобытности и целостности. В полночь больной (если сами не могут идти, то вместо сына идет отец, вместо дочери – мать) идет со старухой, знающей процесс совершения обряда, на то место, где, по его мнению, приключилась болезнь. Помолившись дома Богу, выходят за ворота и кладут на все четыре стороны по три земных поклона. Продолжая путь, на всех перекрестках делают то же. Приблизившись к месту, творят такие же поклоны и, падая на землю, целуют ее, приговаривая: «Мать сыра земля, прости ты меня, раба Божьего (такого-то), окаянного, что ступил я на тебя нечистой ногой и тем оскорбил тебя. Прости, прости меня, Мать сыра земля. Аминь, аминь, аминь».Затем опять кладут три земных поклона и трижды целуют ее, и так делают три ночи кряду.Подобный же обряд практикуется в соседнем районе. При «испуге» [31] у ребенка знахарка двенадцать зорь, утренних и вечерних, ходит с ним на погреб. Держа ребенка на руках и обращаясь утром на восход, а вечером на заход, она молится и после каждой молитвы прикладывает ребенка к земле лбом. Затем, взяв земли, знахарка говорит:«Прости, мать сыра земля, прости, час святой, раба Божия (такого-то). – Посыпав младенца крестообразно землей, она продолжает: – Где подумал – там забыл, где нашел – там потерял. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. И ныне и присно и во веки веков. Аминь».Непосредственно земля с лечебными целями употребляется при укусе змеи. К ране в этом случае прикладывается сырая земля, но необходимо, чтобы земля была одного цвета с укусившей змеей: змея черная – прикладывать нужно черную землю и т. д. Но если змея укусила в пятку, то всякое лечение бессмысленно: человек умрет (поверье это столь древнее, что еще Ахилл якобы пострадал от него).В других случаях землей лечат сыпи и другие кожные болезни. Земля при этом берется с того места, где лежала свинья, ею натирается рубашка и надевается на больного (до войны так лечили под Орлом). В Саратове землей, взятой из погреба, лечат нарыв между пальцами – расперец. Но наибольшим употреблением пользуется могильная земля, особенно при зубной боли и простудных заболеваниях. При лечении земля непременно берется с могилы тезки и втирается в больное место (нос, горло, грудь), а при зубной боли кладется на больной зуб.При всех видах лихорадки [32] земля берется с могилы так, чтобы никто не видел, зашивается в ладанку и вешается на шею больному (Пензенская обл.). В Ярославской области землю берут из-под могильной плиты, растворяют в воде и дают пить больному со словами:– Мать сыра земля, родимая, от тебя берем и тебе отдаем – отними болезнь от раба Божьего (такого-то).Глина издревле считается чудодейственным лекарством, и обращение к ней носит характер скорее практический, нежели символический, как в примере с землей, выступающей некой философско-религиозной категорией, а не только средством. Глина – средство, и разработана масса приемов использования ее в медицинских целях.Во-первых, повсеместно принято глину принимать внутрь, наподобие таблетки. Скорее всего, пилюли и таблетки и произошли когда-то от глиняного шарика.Для принятия внутрь подходит не всякая глина: лучше всего – мельчайшая, цвета синеватого или зеленоватого, какой много, например, в северных областях России.Свойство глины адсорбировать в себя болезнь объясняется очень просто: этот минерал состоит из таких мелких частиц, образованных сколом твердых пород путем вымывания и выветривания, что общая поверхность этих частиц, содержащаяся («запрятанная») в одном кубическом сантиметре глины, составляет не больше и не меньше – шесть гектаров! Имея благородное происхождение (гранит, мрамор и т. д.), глина забирает из организма и грязную энергию, выдавая взамен чистую. Утраченный способ энергообмена человека с природой частично зафиксирован в глинолечении. Прием глины внутрь – один из наиболее действенных способов, но не он один. Таким образом излечивают язву, гастрит, болезни печени и почек (Вологодская, Ярославская, Нижегородская, Владимирская обл., Карелия) .Для того чтобы получить благоприятный результат и не набрать в организм грязи, глину прежде высушивают на солнце, а потом мелко толкут или размалывают специальными жерновками (угро-финский способ) или в ступке пестиком. Перед принятием внутрь делают густой раствор глины и накатывают из нее шариков. Шарик можно глотать, запивая водой, а можно развести в воде до состояния мусса и выпить. Пьют глину (если принят такой способ лечения) по три раза в день в течение двух недель, а потом делают недельный перерыв. Объем выпитого в сутки не должен превышать пяти-шести русских деревянных ложек (металл портит все дело, забирая половину энергии). Общий срок единоразового лечебного цикла не должен длиться больше двух месяцев (три подхода по две недели).Более южные области (Рязанская, Московская, Тамбовская) применяют глину в лечебных ваннах. Раньше грязево-глиняные ванны устраивались либо на берегах водоемов, когда выкапывалось соответствующее глиняное поле (или чаша) для лежания (лежать требуется неделю, по полчаса каждый день, не больше, в растворе глины, по консистенции напоминающем средней густоты сметану), либо в долбленом корыте, похожем на корыто для заготовки капусты на зиму. Вероятно, именно из-за лечебных свойств глины считается дурным предзнаменованием увидеть во сне здорового человека лежащим в корыте с глиняным раствором (или без оного): это к смерти того, кого видишь. Если же видишь во сне уже умерших людей, лежащи<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.