|
|||
Борис Леонидович Смирнов. Статьи: Вишнуизм, Йога, МахабхаратаБорис Леонидович Смирнов Статьи: "Вишнуизм", "Йога", "Махабхарата"
г. Москва - 2005 год ЙОГА Статья: "Йога"//Философская энциклопедия, Москва, ГНИ "Советская энциклопедия"; т. 2, 1962г. стр. 401//
ЙОГА (санскр. — связь, единение и связывание) — система др.-инд. философии. Обычно Й. считается одной из шести ортодоксальных систем др.-инд. философии. Однако по существу она есть практич. применение системы санкхья для достижения психич. и физич. самоподчинения. Традиционно под Й. понимают систему философа Патанджали (ок. 1 в. до или после н. э.), изложенную в «Йогасутрах» (рус. пер. 1911). Патанджали скорее систематизатор, чем творец Й., т. к. и до него существовали йогич. сочинения. Необходимо различать филос. систему Й. от пути методов Й., являющихся частью многих других религ.-филос. систем. Цель Й. как филос. системы — освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут кармы, вынуждающих атмана (дух, абс. субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к абсолюту. В этом смысле Й. есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных Й. принято выделять четыре осн. течения: джнана, раджа, бхакти и карма‑Й. Джнана осн. методом освобождения признаёт познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причинно-следственного потока, с к‑рым атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, атман осознаёт себя свободным. Раджа (царственная) Й., опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психич. и физич. овладевания собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенной Й., к‑рую он определяет как «удержание материи мысли от завихрений». На первых двух ступенях (яма, нияма) упражняются в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психо-физических упражнений: на ступени «асана» (осанка, положение) занимаются статич. гимнастикой в напряжённых положениях, способствующей сознат. владению определ. участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы («лотос» и пр.), без чёткой отработки к‑рых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладевание к‑рыми является одним из непременных требований йоги. Й. считает необходимым уметь направлять «прану» в те или иные области тела. Пранаяма требует овладевания ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с к‑рого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы — уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, к‑рые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред. Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточия. Психофизич. упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу Й. под названием хатха‑Й. Три высшие ступени Й. — психические, наз. самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что знаменует достижение освобождения. «Великое самоуглубление» (махасамадхи) кончается физич. смертью. Бхакти‑Й. путём освобождения считает безраздельную преданность «высшему», понимание к‑рого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нём самосознания. Бхакти‑Й. тесно связана с карма‑Й., учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти‑Й и карма‑Й. изложены в «Бхагавадгите» (рус. пер. 1956, изд. 2, 1960). Практика Й., имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологич. моменты Й. были извращены религ.-мистич. учениями. В этих учениях психо-физич. дисциплина Й. рассматривается как средство достижения внутр. состояния, при к‑ром душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в своё божеств. лоно. Совр. бурж. идеалистич. философия использует религ.-идеалистич. направленность филос. основ Й. для обоснования мистич. систем, проповедующих слияние с абсолютом, и т. д.
Источники: [Йогические тексты Махабхараты], в кн.: Махабхарата, пер. с санскрит., введение и примеч. Б. Л. Смирнова, [т.] 2, 4, Ашхабад, 1955—1958. Лит.: Вивекананда С., Философия Иога. Лекции о Раджа-Иоге и Афоризмы Патанджали, пер. с англ., Сосница, 1911; его же, Бхакти-Йога, Лекции, пер. с англ.., СПБ, 1914; его же, Карма-Иога, 2 изд., П., 1916; Радхакришнан С., Индийская философия, пер с англ., т. 2, М., 1957, с. 296—330; Deussen P., Algemeine Geschichte der Philosophie, Bd 1, Abtl. 2—3, Lpz., 1920; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; его же; Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought, [Calcutta],1930; Shastri H. P., Yoga, L., 1957; Hauer J. W., Der Joga. Ein indischer Weg zum Seldst, Stuttg., 1958; Behanan K. T., Yoga. A scientific evolution, N. Y., [1959].
|
|||
|