Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учебная группа: КДБ-3. Учебная дисциплина: Отечественная литература (проф). Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.. ТЕМА: Поэзия 60-х годов.



Учебная группа: КДБ-3

Учебная дисциплина: Отечественная литература (проф)

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

ТЕМА: Поэзия 60-х годов.

План:

1. Общественная жизнь в России в 50-60-е гг. и условное название «шестидесятые годы», «оттепель».

2. Взрыв поэтического творчества, обусловленный желанием восстановить гуманистические традиции классической русской поэзии, утвердить высокие нравственные идеалы.

3. Интеллектуальная поэзия А.Твардовского.

4. Появление новых поэтических имен: поэзия А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной.

 

В конце 50-х молодые поэты, продолжив традицию Маяковского, читали стихи в зале Политехнического института. Скоро на них прикрикнули, и Андрей Вознесенский (1933-2010) в 1962г. пишет «Прощание с Политехническим»:

                            В Политехнический!

                           В Политехнический!

                           По снегу фары шипят яичницей.

                           Милиционеры свистят панически,

                           Кому там хнычется?!

                           В Политехнический!

Возмутителями поэтического и общественного спокойствия были Белла Ахмадулина (1937-2010), Евгений Евтушенко (1932-2017), Роберт Рождественский (1932-1994) и Андрей Вознесенский.Рождественский скоро выпал из этой группы, но завоевал известность как автор многих широко исполнявшихся песен («А это свадьба пела и плясала», «Я, ты, он, она, Вместе – целая страна») и лирико-патриотических текстов к фильму «Семнадцать мгновений весны». Четвертым в этой группе начал восприниматься Булат Окуджава (1924-1997), чья репутация автора и исполнителя собственных песен оказалась наименее подверженной колебаниям моды и наиболее подверженной творчеством.

Этой четверки оказалось достаточно, чтобы заразить поэтическим воодушевлением всю страну.

Чем эта поэзия поразила воображение? Своей декларируемой неофициальностью, независимостью, своим нежеланием приспосабливаться. Она формулировала новые жизненные принципы и, как казалось, по ним существовала.

К началу 70-х «поэтический бум» исчерпал себя. Дело даже не в том, что падает популярность его творцов, но сами приметы внешнего успеха перестают восприниматься верным свидетельством поэтического достоинства. Широко бытует в критике термин «тихая лирика», охватывающий имена очень разные – Н.Рубцов, В Соколов, и даже временами Д.Самойлов. Если и есть у них что-то общее, то в какой-то мере поэтическая судьба, связанная с запоздалой известностью.

Для последующих двадцати лет трудно найти некий общий объединяющий принцип: ни безусловного лидера в поэзии, ни безусловно преобладающей тенденции. Пожалуй, есть лишь общность всеми обсуждаемой проблемы: отношение к традиции.

 На протяжении 70-х г.г. многие поэтические имена, независимо от желания самих поэтов, сделались объектом критического манипулирования, разводились по разным группам и школам. «Органичным поэтам» (Владимиру Соколову, Николаю Рубцову, Алексею Прасолову) противопоставляли «книжных» (Арсения Тарковского и Давида Самойлова, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц, Александра Кушнера), хотя у каждого из названных своя «книжность», свои отношения с традицией и своя мера одаренности.

Контрольные вопросы:

1. Почему во время «оттепели» возрастает интерес к поэзии?

2. Какие поэты развивали традиции философской лирики? Почему их поэзию можно назвать интеллектуальной?

3. Почему публичные выступления А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского становятся так популярны?

4. Чем вызван интерес поэтов к теме малой родины?

 

Домашнее задание:

1.На какую аудиторию были ориентированы поэты-шестидесятники и как это отразилось на их поэзии?

2.Чем объяснить само явление «поэтического бума»?

3.В чем сказалась поэтическая сила Е.Евтушенко?

4.Какой смысл вкладывает А.Вознесенский в слово «настоящее», признаваясь в «ностальгии по настоящему»?

 

                                            Литература

Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. – М., 1983.

Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. – М., 1997.

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. 

Лысого. – М., 2003.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:

учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 [Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина]; под. ред. В.П. Журавлева. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 399с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.