|
|||
Урок: Виды глагола. § 111. Ход урока. Работа по теме урока.. Лесной оркестр. Тренировочные упражнения.Урок: Виды глагола. § 111 ЦЕЛЬ: дать представление о видах глагола и их значениях; о видовых парах глагола. Познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида. Ход урока 1. Работа по теме урока. 1)Прочитать текст. Выписать из него глаголы. Какие из них отвечают на вопрос ч т о д е л а т ь?, а какие — ч т о с д е л а т ь? Лесной оркестр В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. Знакомство с теоретическим материалом — стр. 109—110.
3. Тренировочные упражнения. 2)Выписать глаголы, распределяя их в 2 столбика (по видам): К вечеру погода испортилась, нахмурились свинцовые тучи, пошел дождь. Весь день хмурились тучи, иногда шел дождь со снегом. Вдруг налетел ветер, взволновалось озеро. Садовник ходил по саду и поливал цветы. Я не мог решить задачу. Мне не приходилось решать такие задачи.
3)Списать предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы, стоящие в скобках. Вечером я долго ... . Ты уже ... книгу? (читать, прочитать). Сегодня я ... сочинение. Я давно не ... таких работ (писать, написать). Мы всегда … к завтраку. Сегодня мы … запеканку и бутерброды. (готовить, приготовить).
4)К глаголам несовершенного вида подобрать видовую пару — глаголы совершенного вида. Корень обозначить. Растапливать, осматривать, взбираться, кланяться, наслаждаться, наслаждаться, сжигать, касаться, замирать, загорать. С тремя любыми глаголами составить предложения, обозначив в них грамматические основы.
5)Найти четвертое «лишнее» слово. Списать, определяя вид глаголов: 1) загадать, бросить, давать, прийти; 2) повторить, повторять, повториться, притвориться.
6)Анализ текста. Прочитать текст М. Пришвина. Определить его стиль. Свое мнение обосновать. Подобрать заголовок к тексту. Списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Над глаголами указать их вид. Вернулось со..нце. Гусь запускал свою длинную шею в в..дро дост..вал себе воду клювом поплескивал водой на себя поч..сывал что-то под каждым п..ром ш..вел ил подвижным хв..стом... А когда все вымыл все вычистил, то поднял вверх к со..нцу высоко свой с..ребряный, св..ркающий клюв. И заг..готал. Сделать в ы в о д: Какое действие обозначают глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?
7)Прочитать глагольные пары. Определить их вид. Выделить приставки и суффиксы. Образец: с()гор(͡͡ )а(^)ть(формообр.^) — с()гор(͡͡ )е(^)ть(формообр.^) Бежать — прибежать, загадывать — загадать, сгорать — сгореть. Сделать вывод: какие суффиксы у глаголов совершенного вида, а какие — у глаголов несовершенного вида.
4. Домашнее задание. § 111, упр. 639.
|
|||
|