Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок: Виды глагола. § 111. Ход урока. Работа по теме урока.. Лесной оркестр. Тренировочные упражнения.



Урок: Виды глагола. § 111

ЦЕЛЬ: дать представление о видах глагола и их значениях; о видовых парах глагола. Познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Ход урока

1. Работа по теме урока.

1)Прочитать текст. Выписать из него глаголы. Какие из них отвечают на вопрос ч т о   д е л а т ь?, а какие — ч т о   с д е л а т ь?

Лесной оркестр

В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.

Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.

Знакомство с теоретическим материалом — стр. 109—110.

 

3. Тренировочные упражнения.

2)Выписать глаголы, распределяя их в 2 столбика (по видам):

К вечеру погода испортилась, нахмурились свинцовые тучи, пошел дождь. Весь день хмурились тучи, иногда шел дождь со снегом. Вдруг налетел ветер, взволновалось озеро. Садовник ходил по саду и поливал цветы. Я не мог решить задачу. Мне не приходилось решать такие задачи.

 

3)Списать предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы, стоящие в скобках.

Вечером я долго ... . Ты уже ... книгу? (читать, прочитать).

Сегодня я ... сочинение. Я давно не ... таких работ (писать, написать).

Мы всегда … к завтраку. Сегодня мы … запеканку и бутерброды. (готовить, приготовить).

 

4)К глаголам несовершенного вида подобрать видовую пару — глаголы совершенного вида. Корень обозначить.

Растапливать, осматривать, взбираться, кланяться, наслаждаться, наслаждаться, сжигать, касаться, замирать, загорать.

С тремя любыми глаголами составить предложения, обозначив в них грамматические основы.

 

5)Найти четвертое «лишнее» слово. Списать, определяя вид глаголов:

1) загадать, бросить, давать, прийти;

2) повторить, повторять, повториться, притвориться.

 

6)Анализ текста.

Прочитать текст М. Пришвина. Определить его стиль. Свое мнение обосновать. Подобрать заголовок к тексту. Списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Над глаголами указать их вид.

Вернулось со..нце. Гусь запускал свою длинную шею в в..дро дост..вал себе воду клювом поплескивал водой на себя поч..сывал что-то под каждым п..ром ш..вел ил подвижным хв..стом... А когда все вымыл все вычистил, то поднял вверх к со..нцу высоко свой с..ребряный, св..ркающий клюв. И заг..готал.

Сделать в ы в о д:  Какое действие обозначают глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

 

7)Прочитать глагольные пары. Определить их вид. Выделить приставки и суффиксы. Образец: с()гор(͡͡ )а(^)ть(формообр.^)  — с()гор(͡͡ )е(^)ть(формообр.^)

Бежать — прибежать, загадывать — загадать, сгорать — сгореть.

Сделать вывод: какие суффиксы у глаголов совершенного вида, а какие — у глаголов несовершенного вида.

 

4. Домашнее задание. § 111, упр. 639.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.