Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П.И. Чайковский. Симфония № 5 ми минор



П.И. Чайковский. Симфония № 5 ми минор

1. Прочитайте:

В годы, предшествующие созданию этой симфонии, в дневнике композитора появилась запись: «Жизнь проходит, идет к концу, - а я ни до чего не додумался... Так ли я живу, справедливо ли поступаю?» Мучившие Чайковского вопросы бытия находят выход в крупных симфонических произведениях, которые он рассматривал как «музыкальную исповедь души, на которой многое накипело и которая изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами».

Для своей симфонии композитор выбрал близкую ему тему — борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью. Эту тему воплощали в своих сочинениях и другие композиторы, например, Л. Бетховен — в Симфонии № 5, К. Орф — в кантате «Кармина Бурана».

В Симфонии № 5 П. Чайковского четыре части. В ней переплетаются трагические раздумья о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени. Композитор ведет слушателей от одного образа или настроения к другому, следуя при этом логике симфонического развития мысли.

Одним из приемов драматургического развития Симфонии является повтор: один навязчивый образ - образ рока, судьбы, фортуны (тема вступления 1-й части) появляется в том или ином виде в каждой из частей. Лишь в финале (4-й части) эта тема преображается в ликующий марш, олицетворяя победу светлого начала над силами тьмы.

1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение перед судьбой» — так определил композитор ее смысл.

Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление героя симфонии вырваться из оков рока. В побочной партии (после долгих поисков нужного образа — призыв. вопрос, мольба) появляется светлая тема в вальсовом ритме. В разработке постоянно чередуются два типа развертывания мысли — краткий разбег и прерывистое движение. Длительный подъем и нарастание звучности приводит к динамическому взрыву. Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

Послушайте 1-ю часть Симфонии. Расскажите о каждом музыкальном образе –

теме вступления и главной и побочной партий, определив их характер, жанровую принадлежность, особенности музыкального языка.

.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Послушайтефрагменты других частей Симфонии.

Какова роль темы вступления в драматургии Пятой симфонии?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сравните окончания финалов двух симфоний - Симфонии № 4 и  Симфонии № 5. В чем их сходство (или различие)?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Девочки! Ответы присылайте до 22 апреля. Лучше на электронную почту или ВК.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.