Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поэтическая лексика» - задание на дом



 

Выполнила студентка 111 группы Железнякова Анастасия

«Поэтическая лексика» - задание на дом

6. Определите изобразительно-экспрессивную функцию поэтических тропов в художественном произведении. Для этого необходимо каждое средство словесной выразительности рассматривать не изолированно, а в контексте художественного целого.

С. ЕСЕНИН. С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали(олиц.) звезды золотые(эпитет),

Задрожало(олиц.) зеркало затона(метафора),

Брезжит(олиц.) свет на заводи речные

И румянит(олиц.) сетку небосклона(метафора).

Улыбнулись(олиц.) сонные(эпитет) березки,

Растрепали(олиц.) шелковые(эпитет) косы(метафора).

Шелестят(олиц.) зеленые сережки,

И горят серебряные(эпитет) росы.

У плетня заросшая(эпитет) крапива

Обрядилась(олиц.) ярким(эпитет) перламутром

И, качаясь, шепчет(олиц.) шаловливо:

«С добрым утром!»

Олицетворение: задремали звезды, задрожало, брезжит свет, свет румянит, улыбнулись березки, березки растрепали косы, шелестят сережки, крапива обрядилась.

Эпитеты: звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, заросшая крапива, ярким перламутром.

Метафоры: зеркало затона, сетку небосклона, шелковые косы.

В этом стихотворении, С. Есенин, применил большое количество поэтических тропов, не случайно, а для того, чтобы показать, что природа живая. Для этого он применил такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитеты. Например: Задремали звезды золотые. Мы понимаем, что звездам не свойственно дремать и, тем более, они не могут быть золотыми. Автор придал неживым предметам свойства человека, чтобы придать стихотворению эмоциональную окраску, чтобы красота природы и ее пробуждение от зимнего сна, выглядело в сознании человека более ярко и красочно.

 

ЕЛЕНА БЛАГИНИНА «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ»

Скоро белые(эпитет) метели

Снег подымут(олиц.) от земли.

Улетают, улетели,

улетели журавли.

Не слыхать кукушки(метонимия) в роще,

И скворечник опустел(метонимия).

Аист крыльями полощет(метафора) —

Улетает, улетел!

Лист качается(олиц.) узорный(эпитет)

В синей(эпитет) луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной(эпитет)

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие(эпитет) лучи(метафора).

Улетают, улетели,

улетели и грачи.

Олицетворение: метели подымут снег, лист качается.

Эпитеты: белые метели, лист узорный, грачихой черной, редкие лучи.

Метонимия: не слыхать кукушки, скворечник опустел.

Метафора: крыльями полощет, осыпаясь, пожелтели лучи.

 

При прочтении данного стихотворения сразу понимаешь, что оно об осени, о наступлении скорой зимы. Хотя напрямую об этом не говориться, мы можем узнать об этом, благодаря тропам, которые использовал автор. Больше всего в стихотворении задействованы эпитеты, для того, чтобы сильнее показать читателю всю грусть, опустошение и серость природы. Жизнь уже не играет красками, природа готовится к скорому наступлению зимы, улетают на юг птицы.

 

 

7. Подберите примеры использования олицетворений, сравнений, метафор и эпитетов в художественных произведениях. Используйте для этого учебник литературного чтения (УМК — на выбор).

 

Учебник Л.А. Ефросинина: Литературное чтение. 2 класс. 1 часть. ФГОС – 2009 г.

И. НИКИТИН «РУСЬ» (Отрывок)

Под большим шатром

Голубых(эпитет) небес(метафора) —

Вижу — даль степей(метафора)

Зеленеется(олиц.).

И на гранях их,

Выше темных(эпитет) туч,

Цепи гор(метафора) стоят

Великанами(сравнение)...

Широко ты, Русь,

По лицу земли(метафора)

В красе царственной(эпитет)

Развернулася!..

И во всех концах

Света(метафора) белого(эпитет)

Про тебя идет(олиц.)

Слава громкая(эпитет).

Уж и есть за что,

Русь могучая(эпитет),

Полюбить тебя,

Назвать матерью...

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову(метафора)!

Эпитеты: голубых небес, темных туч, в красе царственной, света белого, слава громкая, Русь могучая.

Олицетворение: даль степей зеленеется, идет слава.

Метафоры: шатром небес, даль степей, цепи гор, по лицу земли, во всех концах света, сложить голову.

Сравнение: стоят великанами.

 

 

Учебник Л.А. Ефросинина: Литературное чтение. 2 класс. 1 часть. ФГОС – 2009 г.

Е.Ф. ТРУТНЕВА «ОСЕНЬ»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое(эпитет)(метафора)

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются(метафора) дождём(сравнение),

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки(метафора)

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит(метафора)! Должно быть, это

Улетает наше лето(метафора)…

Эпитеты: золотое.

Метафора: платье золотое, листья сыплются, пролетают паутинки, все летит, улетает лето.

Сравнение: листья сыплются дождем.

 

 

Учебник Грехнева, Корепова: Литературное чтение 1 класс. Часть 1. ФГОС – 2015 г.

Ф.И. ТЮТЧЕВ «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА» (Отрывок)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первыйгром(эпитет),

Как бы резвяся и играя(олиц.),

Грохочет(метафора) в небе голубом(эпитет).

Гремят(олиц.) раскаты(метонимия) молодые(эпитет),

Вот дождик брызнул(олиц.), пыль летит(метафора),

Повисли(олиц.) перлы дождевые(эпитет),

И солнце нити золотит(метафора).

С горы бежит(олиц.) поток(метонимия) проворный(эпитет),

В лесу не молкнет птичий(эпитет) гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам(метонимия)…

Эпитеты: весенний, первый гром, в небе голубом, раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный, птичий гам.

Олицетворение: гром резвяся и играя, гремят раскаты, повисли перлы, бежит поток.

Метафора: пыль летит, солнце нити золотит.

Метонимия: раскаты, поток, громам.

 

 

Учебник Климановой: Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. ФГОС – 2012 г.

И.НИКИТИН «ВСТРЕЧА ЗИМЫ»

В полдень дождь перестал(олиц.),

И, что белый пушок(сравнение),

На осеннюю грязь

Начал падать(олиц.) снежок.

Ночь прошла(метафора). Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок(эпитет) и чист(эпитет),

И замёрзла(олиц.) река.

На дворах и домах

Снег лежит(олиц.) полотном(сравнение)

И от солнца блестит

Разноцветным огнём(сравнение).

На безлюдный(эпитет) простор

Побелевших(эпитет) полей

Смотрит(олиц.) весело лес

Из-под чёрных(эпитет) кудрей,

Словно рад он чему, —

И на ветках берёз,

Как алмазы(сравнение), горят

Капли(метафора) сдержанных(эпитет) слёз.

Эпитеты: воздух легок и чист, безлюдный простор, побелевших полей, черных кудрей, сдержанных слез.

Олицетворение: дождик перестал, начал падать, ночь прошла, замерзла река, снег лежит, смотрит лес.

Сравнение: что белый пушок, лежит полотном, блестит огнем, как алмазы.

Метафора: ночь прошла, горят капли.

 

 

Учебник Климановой: Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. ФГОС – 2012 г.

А.С. ПУШКИН (Отрывок из поэмы Евгений Онегин.)

Вот север, тучи нагоняя(олиц.),

Дохнул(олиц.), завыл(олиц.) – и вот сама

Идет(олиц.) волшебница-зима(олиц.),

Пришла(олиц.), рассыпалась; клоками

Повисла(олиц.) на суках дубов,

Легла(олиц.) волнистыми(эпитет) коврами(сравнение)

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною(эпитет) рекою

Сравняла(олиц.) пухлой(эпитет) пеленою(сравнение);

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы(олиц.).

Олицетворение: север тучи нагоняя, дохнул, завыл, идет волшебница-зима, пришла, легла, сравняла, матушки-зимы.

Эпитеты: волнистыми коврами, недвижною рекою, пухлой пеленою.

Сравнение: волнистыми коврами, пухлой пеленою.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.