Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА НАШЕГО ДОКЛАДА –. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЦИКЛА «ВОЛКОДАВ» МАРИИ СЕМЁНОВОЙ»



 ТЕМА НАШЕГО ДОКЛАДА –

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЦИКЛА «ВОЛКОДАВ» МАРИИ СЕМЁНОВОЙ»

Степурина Е.Р.

Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

Цель исследования: Изучение художественного мира цикла «Волкодав» М.В. Семёновой

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-проанализировать рецепцию  понятия «художественный мир» в современном литературоведении;

-рассмотреть составляющие художественного мира;

-изучить специфику создания художественного мира фэнтези.

Объект исследования – художественный мир фэнтези. Предмет исследования – особенности создания художественного мира фэнтези

Материалом для исследования выбран цикл М. Семеновой «Волкодав».

Для возможности дальнейшего анализа особенностей художественного мира фэнтези нами были рассмотрены теоретические основы изучения художественного мира.

Начинаем говорить о ге́незисе понятия «художественный мир». Началом его можно считать любые тексты, посвященные анализу произведения. Поэтому критиков произведений Древней Греции и Древнего Рима в эпоху Возрождения можно считать основоположниками сущности понятия. А вот само понятие «художественный мир» сформировано трудами российских, а затем советских исследователей. Окончательно оно оформляется в работах Бахтина, Лихачева, Лотмана.

Понимание же «художественного мира» претерпело существенные изменения. Идеалисты 19 века считали, что творец успешен в той мере, в которой приобщен к ноосфере и созвучен с «объективными смыслами Вселенной», затем успех творца связывали с глубиной проникновения во внутренний мир и бессознательное. Материалисты уже четко разделяют мир реальный и мир, созданный автором, а причины уникальности и успеха видят в мастерстве, использовании противоречий и конфликтов в структуре произведения.

Произведение отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью, благодаря читателям. «Художественный мир» анализируется через системность и структурность произведения, но оценивается в соотношении со всем корпусом текстов автора, жанра произведения, через призму взглядов читателей, которых он приобрел.

В ходе исследования, мы обнаружили, что не существует однозначной трактовки составляющих компонента художественного мира произведения, однако наиболее рациональным нам представляется подход Д.С. Лихачева, который видит художественный мир произведения как совокупность а) пространства; б) времени; в) предметного мира и г) система действующих лиц (персонажей, включая повествователя).

А так же  к «предметному миру» можно отнести  компоненты изобразительности, которые раскрывают элементы сюжета и особенности поведения персонажей и восприятия ими мира: акты поведения персонажей, черты наружности (портреты), явления психики, факты окружающего людей бытия (вещи, пейзажи) и т.д.

Психологизм в литературе – это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать внутренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж. Так же существуют различные формы психологизма. Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому, в наш век – М.А. Шолохову и У. Фолкнеру присущ психологизм явный, открытый, «демонстративный». Вместе с тем писатели XIX–XX вв. опираются и на иной способ освоения внутреннего мира человека. Неявный, «подтекстовый» психологизм, когда импульсы и чувства героев лишь угадываются, преобладает в повестях, рассказах и драмах А.П. Чехова, где о переживаниях героев обычно говорится бегло и вскользь.

Наряду с прямым проникновением во внутренний мир человека литература хорошо знает формы его косвенного освоения, при которых черты наружности, позы, движения, жесты, мимика, интонации персонажей предстают как симптомы того, что творится в их душах. Иначе говоря: постигаемый писателями «внутренний человек» одновременно явлен вовне. К этой грани мира литературного произведения мы и обратимся: от переживаний изображаемых людей перейдем к их внешнему облику.

Поскольку в нашей работе мы будем исследовать художественный мир фэнтези, то необходимо проанализировать специфику данного жанра.

Само фэнтези – один из самых молодых жанров фантастической литературы. Он возник на скрещении сказки и рыцарского романа. Его генезис как будто очевиден: национальный вариант популярного в разных странах жанра фэнтези. Но мир фэнтези отличается от мира сказки созданием более реалистичных персонажей и прорисовками условий быта.

Но при этом, фэнтези свойственна мифологичность: она синтезирует в себе сказку и миф. Важнейший признак современной фэнтези: создание с определенной целью иного мира, обладающего свойствами, нехарактерными для реального мира. Сверхъестественное предполагает магию, которая и объясняет все непонятное легко и просто. В фэнтези чудо— нечто само собой разумеющееся, а сверхъестественные явления часто обрисованы. Получается, главный признак фэнтези — нечто такое, что заведомо невозможно в нашем мире. Отсюда логически следует еще один важнейший признак современной фэнтези: иной мир, созданный специально, с определенной целью и обладающий свойствами, нехарактерными для реального мира.

Например, в романе М. Семеновой "Волкодав" изображен мир, очень похожий на наше раннее средневековье, но это другой мир. Он обладает особенными свойствами, в нем действует магия. В лесах встречаются оборотни, на землю сходят боги самых разных религий, история, еще не успевшая стать легендой, рассказывает о магах и волшебниках не столь далекого прошлого. Доля волшебного в мире Волкодава выверена очень аккуратно: так, чтобы присутствие сверхъестественного ощущалось, но не оттирало на второй план другие, более важные элементы повествования.

Так же мир Волкодава имеет особенную топологию. Кроме «обычной» поверхности у земли есть «обратная сторона». Поверхности связаны между собой проходами, расположенными в нескольких местах. «Обратная сторона» земли называется Беловодьем. В книгах это место описано мало. Упоминается, что в Беловодье царят мир и дружба.

Группировка персонажей в цикле осуществляется по разным критериям:

· Главный герой – Волкодав

· Его друзья и помощники (Мыш, Ниилит, Эврих, Тилорн и т.д.)

· Враги (Винитарий, Волк, Хономер и т.д.)

· Представители разных племен и народов (сегваны, венны, сольвенны, вельхи и тд.)

· Персонажи, имеющие/не имеющие сверхспособности

«Пространство» представлено разными локациями, которые проходит Волкодав в своём путешествии:

· Самоцветные горы

· Деревня Серых Псов

· Галирад

· Аррантиада

· Беловодье и др.

«Время» в цикле часто меняется, так как автор погружает нас в различные воспоминания героя:

· Детство Волкодава

· Жизнь в Самоцветных горах

· Воспоминания о разных ситуациях и знакомствах

· Линия с Оленюшкой

· Учение у матери Кан-Кендрат

· Прочие воспоминания

 «Предметный мир» отражает реалии жизни различных племен и народов, с которыми сталкивается в своих странствиях главный герой. Интересной особенностью предметного мира в произведениях Марии Семёновой является описание разных «изобретений», которые соотносятся с предметами повседневности для современного читателя – напр., ручка-самописка, закаленная сталь и тд. Также для предметного мира цикла характерен ряд предметов, получающих символическое наполнение, напр., молот отца Волкодава , меч «Солнечный Пламень», книга Зелхата, ожерелье Ниилит, кольцо Елень и тд.

Художественный мир цикла отличается близостью к славянской мифологии, что будет анализироваться нами в дальнейшем

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.