Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Творческая деятельность



 

Чжо́у Ян (кит. трад. 周揚, упр. 周扬, пиньинь: Zhōu Yáng; 7 ноября 1908, Иян, Хунань – 31 июля 1989, Пекин) – китайский литературный критик, литературовед, публицист, переводчик, председатель Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (1979—1988).

Родился 7 ноября 1908 года в уезде Иян провинции Хунань государства Великая Цин.

С 1926 по 1928 год учился в Университете Дася в Шанхае. Здесь он познакомился с марксистским учением. В 1927 году вступил в КПК. С 1929 по 1931 год продолжал обучение в Японии. По возвращении в Китай вступил в Лигу левых писателей (中国左翼作家联盟). С 1932 года стал редактором журнала Лиги – «Вэньсюэ юэбао» («Литературный ежемесячник»).

В 1937 году переселился в Яньань, где сначала преподавал и был деканом в Институте искусств имени Лу Синя, затем занял пост ректора Яньаньского университета. Входил в руководство Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства по отпору врагу и редактировал журнал ассоциации. Работал руководителем департамента образования пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся.

После образования КНР в 1949 году занимал должности заместителя министра культуры КНР (1949–1954), заместителя заведующего отделом пропаганды ЦК КПК (1949–1966), а также заместителя председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (1949–1966).

Во время культурной революции подвергался гонениям за «ревизионистскую черную линию в искусствах и литературе», провёл в тюрьме девять лет с 1966 по 1975. При этом до того, за два года до начала преследований, в июле 1964 был включён в группу пяти по делам культурной революции. Был полностью реабилитирован в 1979 году.

После этого занимал пост председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (1979–1988), вице-президента Академии общественных наук КНР.

Умер 31 июля 1989 года в Пекине.

 

Творческая деятельность

Публиковаться начал в 1929 году. Значительная часть публицистики Чжоу Яна посвящена литературе революционной направленности. Среди прочих его перу принадлежат статьи «О социалистическом реализме и революционном романтизме», «Советская литература за 15 лет», «Романтизм Горького», «Мертвые души» Гоголя» и другие.

Переводил с английского языка труды Александры Коллонтай, Максима Горького, Льва Толстого, Николая Чернышевского и других писателей.

Выступал в качестве редактора и составителя ряда периодических и непериодических изданий.

Чжоу Ян – ключевая фигура в процессе формирования теории соцреализма. В 1931 году двадцатитрехлетний Чжоу Ян вернулся из Японии на родину. Он был молод и полон решимости. В сентябре 1933 года Чжоу Ян написал статью «Пятнадцать лет советской литературы», основанную на выступлениях Валерия Кирпотина 1917–1932 годов на заседании оргкомитета Союза писателей СССР. В статье Чжоу Ян подметил, что Кирпотин и Гронский критиковали «диалектико-материалистический творческий метод» и выдвинули теорию социалистического реализма. Чжоу Ян подчеркнул исключительную важность их концепции. Он оказался чрезвычайно проницателен, вовремя осознал важность теории соцреализма.

В ноябре 1933 года в журнале «Сяньдай» (вып. 4, № 1) вышла статья Чжоу Яна «О социалистическом реализме и революционном романтизме». Это была первая в Китае публикация, официально предлагавшая теорию «соцреализма». Вэнь Жуминь полагает, что появление этой статьи было «великим событием литературной жизни того времени, она показала единение советского соцреализма и китайского модернизма, что обновило и марксистскую литературную критику в Китае». Безусловно, Чжоу Ян в тот момент осознавал, что соцреализм знаменует более высокий этап развития теории революционной литературы. Предлагая свою теорию, он основывался на потребностях левой китайской литературы: «Мы должны научиться многим новым вещам». Он полагал, что эта формулировка содержит разнообразные политические и культурные факторы советской действительности, поэтому нельзя вслепую копировать ее и использовать в Китае. Чжоу Ян понимал, что для левой литературы того времени главным был вопрос о пролетарском мировоззрении – нужно было поднять авторитет пролетарской литературы и побороть влияние буржуазной. Он был убежден, что теория соцреализма поспособствует революционности и классовости левой литературы.

Теория соцреализма развивалась с 1930-х по 1940-е годы. Чжоу Ян предпринял попытку поместить в парадигму соцреализма и романтизм. Его размышления о вопросах правдивости и типичности литературы также представляли собой разработку теории соцреализма. Стоит отметить статью «О реализме», которую он закончил в 1935 году и опубликовал 1 января 1936 года в журнале «Вэньсюэ» (вып. 6, № 1). В ней рассматривались вопросы теории соцреализма, такие как художественная правда и объективность, взаимоотношение художественного воспроизведения и действительности, творческого метода и мировоззрения, а также вопрос типичности. Теория соцреализма на тот момент стала популярной, однако у нее было мало сторонников, так как наиболее распространенной концепцией оставался еще реализм. После публикации «яньаньских тезисов» Мао Цзэдуна деятели искусства больше стали размышлять о проблеме сочетания литературы и искусства с революционной практикой, о лозунге «Литературу и искусство – в массы» и о служении рабочим, крестьянам и солдатам.

На Всекитайской конференции молодых творческих работников-непрофессионалов в Пекине 29 ноября 1965 г. Чжоу Ян – зампредседателя Союза китайских писателей, известный литературный критик – выступил с обвинением поборников теории «среднего героя» в том, что они «рассматривали подавляющее большинство наших крестьян как «средних героев», колеблющихся между социализмом и капитализмом», в том, что они «не могли поверить, что среди масс есть героические личности и поэтому считали, что писать преимущественно о «средних людях» более со-ответствует реалистическому методу… а изображение в первую очередь героических людей противоречит реализму». Обращаясь к аудитории – молодым писателям-непрофессионалам, восприимчивым к увещеваниям и рекомендациям в большей степени, чем профессиональные литераторы и писатели старшего возраста, Чжоу Ян убеждал их в том, что показывать следует не только положительных героев, но и «средних», и «реакционных», поскольку «положительные характеры существу-ют только на контрасте с отрицательными и закаляются в борьбе с ними», однако в первую очередь авторов должны интересовать прогрессивные героические характеры из народа – из рабочих, крестьян и солдат. Молодые писатели должны делать упор на изображение образов отправляющихся в горы и в деревню молодых ученых, специалистов, студентов, воодушевленных духом «Юйгуна, передвинувшего горы», а также на изображение солдат, воплощающих собой «новых людей коммунизма», новый тип революционного товарищества – «самый бескорыстный, благородный и чистый» тип отношений. По мысли Чжоу Яна, на смену героям демократической революции из романов «История красного знамени», «Песня молодости», «Красный утес» должны прийти новые герои – созидатели социалистической революции. Классовая борьба, противоречия между людьми, конфликты между народом, выбравшим социалистический путь развития, и врагом, идущим по капиталистическому пути, должны быть в центре внимания произведений литературы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.