Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 6. Лекция 7. Богословское.



Лекция 6

Основные направления

философии XIХ – ХХ вв.

 

«Философия жизни».

Социальная философия и философия деятельности.

Философия человека и человеческого сознания.

Философия науки.

Религиозная философия.

 

 КРИЗИС ФИЛОСОФИИ в 30 – 40-е гг. XIX века

ПРИЧИНЫ

Дискуссия над вопросом:

Действительно ли разум играет основную роль в жизни человека?

 

Ответ: Психическая жизнь человека очень сложна. Состоит из разума, воли, веры, чувств, эмоций, инстинктов, интуиции.

Почему же принято считать разум главным достоинством человека?

ПОСЛЕДСТВИЯ:

Произошел раскол философии.

 Формирование современных направлений.

 

                                   НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

                          В ЧЕМ НЕДОСТАТОК ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ?

 

Разделение человека на несовместимые противоположности

 

1ЛИДЕР, ВОЖДЬ.                  1. РАБ.

2СИЛА ВОЛИ.                        2. СЛАБОСТЬ.

3РАЗУМ.                                  3. ЧУВСТВА. ЛЮБОВЬ.

4ВЕРА В СЕБЯ.                   4. ВЕРА В БОГА.              

 АНТИХРИСТИАНИН.             ХРИСТИАНИН                                                     

                                         СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ.   

5МУЖЧИНА.                            5. ЖЕНЩИНА.

6АРИСТОКРАТИЗМ.               6. ПРОСТОЛЮДИН.

7 ОБРАЗОВАННОСТЬ      7. НЕОБРАЗОВАННОСТЬ.

 

 

СВЕРХЧЕЛОВЕК         ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ повлияла на появление ПСИХОАНАЛИЗА

З. Фрейд, К. Г. Юнг

ВВЕЛИ ПОНЯТИЕ «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ»

 

2 инстинкта – инстинкт жизни и смерти;

2 уровня подсознания – личный и коллективный

II. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ и

ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

 

                                                       МАРКСИЗМ.

КАРЛ МАРКС (1818 - 1883)

 

От Гегеля взял диалектику.

От Фейербаха – материализм.

Творчески переработал и создал новое учение – ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ.

Основной труд – «КАПИТАЛ».

 

Идеи находятся в сознании человека и имеют исключительно материальное происхождение.

Бытие определяет сознание. Т.е. окружающая социально-экономическая действительность формирует сознание человека.

Действительность зависит от уровня развития производительных сил (люди и орудия труда) и производственных отношений (отношения между людьми, возникающие в процессе производства). Это социально-экономический БАЗИС.

Конкретные производительные силы и производственные отношения формируют ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ФОРМАЦИЮ.

 Идеология выполняет роль НАДСТРОЙКИ.

Каждая общественно-экономическая формация имеет свой базис и свою надстройку.

                                  ПЕРВИЧНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО

                                    (ЭКОНОМИЧЕСКОГО) НАЧАЛА

 Интеллигенция выполняет роль прослойки, обслуживающего персонала

 

Пролетариат (рабочий класс) и диктатура пролетариата –основа экономики и политики

 

6. Человеческое общество развивается поэтапно –

от низших форм к сложным, проходя

ПЯТЬ общественно-экономических формаций (ОЭФ).

 Дает анализ каждой общественно-экономической формации, прежде всего, капитализма.

    Показывает сильные и слабые стороны.

    Для капитализма характерно:

    (+) рынок, конкуренция, стимулирование НТП.

    (-) бесчеловечность, бездуховность, всё превращается в товар.

 

                                       УЧЕНИЕ О КОММУНИЗМЕ

    Лозунг коммунизма: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Отрицание денег и частной собственности.

    Все члены коммунистического общества отличаются высокими нравственными качествами. Работают и учатся, потому что отличаются высоким уровнем сознания.

        

        

Основное противоречие марксизма:

Экономика первична. Однако высший строй – коммунизм – возможен только при высоком уровне развития сознания человека.

        

ТЕОРИЯ КОММУНИЗМА – НОВАЯ РЕЛИГИЯ

    Образ Земного Царства Божия.

    Используются библейские заповеди для создания Кодекса строителя коммунизма.

В конце жизни Маркс приходит к выводу, что коммунизм – далекая перспектива человечества. Создал учение о социализме как промежуточном

          звене между капитализмом и коммунизмом

    Лозунг социализма:    

    «От каждого по способностям – каждому по труду». Сохранение денег и частной собственности, но при этом совершенствование сознания человека.

Предупреждал о том, что переход от одной ОЭФ к другой должен быть естественным, ненасильственным. В 1917 г. в России осуществлена насильственная «социалистическая революция». Нет экономической базы для социализма (с 1921 г. НЭП).

                           

Марксизм многие относят также к деятельностной философии, т.к. в основе ее лежит понятие о «человеческой деятельности», направленной на благо общества и человечества.

Но в американском прагматизме сформировалось иное отношение к деятельности – индивидуалистическое. В духе «американской мечты» 

 

                                           АМЕРИКАНСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

 

Чарльз ПИРС, Уильям ДЖЕМС, ДЬЮИ (ХIХ век)

     1. Истинно то, что полезно.

    2. Практика – критерий истины.

     3. Теория и практика должны дополнять друг друга.

    4. Против скептицизма Декарта – нельзя все подвергать сомнению.

 

                           ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА и СОЗНАНИЯ

                                     ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

время возникновения – период между 1МВ и 2МВ

 

ОБЩИЕ ИДЕИ:  

 1). Каждый человек обладает неповторимой                ЭКЗИСТЕНЦИЕЙ (существованием). Должен ценить свою экзистенцию и экзистенцию других.

Потери в Первой мировой войне:

среди солдат – 10 мил. человек

среди мирных жителей – 11,5 мил. человек

Потери во Второй мировой войне:

среди солдат – 24,5 мил. человек

среди мирных жителей – 46,7 мил. человек

92,7 миллионов уничтоженных экзистенций !!!!

 

Разное понимание сущности и экзистенции

в атеистическом и религиозном экзистенциализме

1. Существование первично.                                                    1. Сущность первична

2. Экзистенция –                                                                2. Сущность и экзистенция –

результат случайности.                                                       не бессмыслица и не абсурд. Абсурд                                                                                            Это дар Бога                                           

3. Человек САМ создает                                                     3. Человек творит свою

свой «проект» жизни                                                              жизнь ВМЕСТЕ с Богом

Жан-Поль Сартр                                                                                Н. Бердяев

      

                                                     ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Философское направление ХХ века, в центре которого

проблема познающего сознания. Основоположник Э. Гуссерль. В центре внимания – сознание человека как чистое «Трансцендентальное Я» и интенциональность. 

Методы феноменологического исследования

непосредственное созерцание (очевидность)

 феноменологические редукции.

 

                                           Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938)

 

ЦЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

выделение априорного в сознании, рассмотрение сущностного, отвлекаясь от существующего. Фундаментальное свойствосознания –интенциональность, как свойство сознания быть на что-то направленным.(«сознанием о»).Интенциональность всегда есть переживание акта сознания чего-то. Итак, есть интенциональное переживание бытия и

бытие интенциональных предметов

Мир случаен — сознание абсолютно. Бытие переживаний сознания несомненно: невозможно сомневаться в существовании переживания, если оно переживается, присутствует в сознании. Напротив, бытие интенциональных предметов всегда сомнительно: восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией.

Тезису о случайности мира противопоставлен тезис о существовании моего чистого Я, жизни моего Я, и эта жизнь является „необходимой“, абсолютно несомненной

2. Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания. Восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится.

 Из бытия потока чистого сознания абсолютно не вытекает «что непременно должен быть мир, что непременно должна быть какая-то вещь», сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира

3. Противопоставляются ноэзис и ноэма

    НОЭЗИС — акт направленности на предмет,придания смысла предмету. Может быть ошибочным. Это реальное содержание сознания;

    НОЭМА – сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Это интенциональное содержание сознания.

    К сожалению, не все люди проникают в «ноэму»

 

Утверждается основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания

                                            ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

                                                ПОЗИТИВИЗМ

Огюст КОНТ, МИЛЛЬ, СПЕНСЕР (ХIХ век)

1.ЭМПИРИЗМ. Единственный источник истинного знания – опыт.

2. Знание должно быть позитивным, полезным, ценным, утвердительным. Такое знание даёт только НАУКА. Она выше философии и теологии.

3. Философия и метафизика не имеют ценности. Поэтому не следует изучать то, что нельзя доказать опытным путем.

4. РЕЛЯТИВИЗМ – относительностб знаний. Необходимость постоянного обновления.

                         ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВИЗМА

1.ВЕРИФИКАЦИЯ – принцип проверки, подтверждения, доказательства каких-либо теоретических положений путём их сопоставления с опытными данными.

2.ДЕМАРКАЦИЯ – разграничение научного и ненаучного знания.

3. ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ – проверка научности любого знания возможна только путем его опровержения. Если знание опровержению не поддается, следовательно, это объект веры и религии.

4. ФАЛЛИБИЛИЗМ – любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию

 

      ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ НАУКИ

в ХХ-ХХI вв.

СЦИЕНТИЗМ (от science - наука)

Вера в силу науки и НТП. Уверенность, что они способны решить все проблемы цивилизации.

АНТИСЦИЕНТИЗМ (от science - наука)

Критика науки и НТП. Уверенность, что они приведут к гибели цивилизации. Стремление возродить целостное мировоззрение и авторитет гуманитарных наук, прежде всего, философии.

                                                       ГЕРМЕНЕВТИКА

                        («искусство толкования, понимания, интерпретации» )

 

Г. ГАДАМЕР, В. ДИЛЬТЕЙ, П. РИКЁР,

Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕР

Научная теория толкования и понимания текстов,

в том числе текстов классической древности.

 

Основные вопросы

 Как возможно понимание другого?

Как помочь конкретному читателю прийти к своему индивидуальному пониманию конкретного «текста», освобождаясь от своего к нему равнодушия?

 Соотношение истины и индивидуальности понимания конкретного субъекта,

            ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

(понятие Шлейермахера)

 

Это принцип понимания текста,основанный на взаимосвязи единого и целого.Процесс понимания принципиально не может быть завершен. И мысль бесконечно движется по расширяющемуся кругу. Повторное возвращение от части к целому меняет и углубляет понимание смысла части и целого, подчиняя целое бесконечному развитию.

Невозможно понимание отдельной части, фрагмента текста, вырванного из контекста

 

                                        ПРИНЦИПЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ

 

Тексты необходимо изучать не в изоляции, а в общем контексте, целостной структуре произведения.

При истолковании текста важно составить по возможности наиболее полное представление о личности автора, даже если неизвестно его имя.

Огромную роль в интерпретации документа играет реконструкция исторической и культурной среды, в которую был включен автор.

Требуется тщательный грамматический и филологический анализ памятника в соответствии с законами языка оригинала.

Поскольку каждый литературный жанр имеет свои особенности и приемы, важно определить, к какому жанру принадлежит данный текст (с учетом специфики его художественного языка: гиперболы, метафоры, аллегории, символы и т.д.).

Толкованию должно предшествовать критическое изучение рукописей, призванное установить наиболее точное чтение текста.

Толкование остается мертвым без интуитивного сопричастия духу памятника.

Пониманию смысла текста может способствовать сравнительный метод, т.е. сопоставление с другими аналогичными текстами.

Толкователь обязан установить, какой смысл написанное имело, прежде всего, для самого автора и его среды, а затем уже выявить отношение памятника к современному сознанию.

Важно

1. Избегать предвзятого отношения к тексту,

2. Необходимо понять текст самому, а потом объяснять другим

 

Лекция 7

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ РОССИИ

Теология средневековой Руси.

Философия России XVIII – ХХ вв.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (Х – XVII вв.)

 

Преобладает христианская

(православная) теология

 Три источника русской теологии:

Славянское язычество (несколько тысячелетий).

Болгарское православие (миссия Кирилла и Мефодия в IX веке).

Византийское православие (с 988 г.)

Три направления теологии

Древней Руси (Х – XII вв.)

 

Богословское.               Монашеское.                         Философское

                                                                         (политико-государственное)

 

                                  ФИЛОСОФИЯ - ЛЮБОМУДРИЕ

 

 

Богословское.

Митрополит Иларион (1051-1055). «Слово о Законе и Благодати». Противопоставление Ветхого и Нового Заветов. Идея политической независимости.

Митрополиты Кирила Туровский и Климент Смолятич. Гармония разума и веры. Популяризация православия на Руси.

2. Монашеское (исихазм).

Основоположники Киево-Печерской Лавры – святые Антоний и Феодосий Печерские.

3. Философско-государственное.Даниил Заточник, князья Ярослав Мудрый и Владимир

Мономах. Призыв к политическому единению и моральному совершенствованию.

В теологии Древней Руси определены темы, которые станут основными для философии России:

1. Религиозность, богоискательство.

2. Этика и экзистенциальные вопросы.

 Социально-политическая философия.

Место Руси и России в мировом историческом процессе.

ТЕОЛОГИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

(ХIV – XVII вв.)

 

Основные темы: идея единства Руси и политической независимости.

Церковь как духовный  авторитет и лидер общества.

 Центр объединения – Троице-Сергиева Лавра.

Основатель – святой Сергий Радонежский (1312/1322 - 1394).

XIV – XV вв. – Русское Предвозрождение.

 Основа – православный исихазм

Культ Святой Троицы

как символ единства

православного мира

Монах Филофей Псковский (1465 - 1542)

Автор концепции

«Москва – третий Рим и Рим последний». Миссия – хранение православной веры.

 

XVI век – спор «нестяжателей» и «иосифлян»

 

1. «Нестяжатели» (Нил Сорский). Исихазм. Авторитет

Церкви основан на святости. Против богатства

монашеского и церковного.

2. «Иосифляне» (Иосиф Волоцкий). Церковь должна быть сильной и богатой, чтобы помогать государству. Монастырское землевладение. Богатые и красивые храмы, украшенные иконами. Монархизм.

 

Иоанн Грозный поддержал иосифлян. Победа иосифлян - первый церковный раскол.

В XVII веке - второй церковный раскол. Ослабление авторитета русской церкви

                     

В XVII веке Малороссия (будущей Украина) оказалась перед выбором:

 

-Поддержать культурную политику Речи Посполитой (1569).

-Противостоять окатоличиванию и ополячиванию, развивать свою национальную культуру.

Выбрали второе направление

1632 – открыто первое высшее учебное заведение Киево-Могилянская академия.

XVII в. – Малороссия выполняет роль культурного моста между Европой и Великороссией,

без которого были бы невозможны реформы Петра Первого

(Феофан Прокопович - правая рука Петра в реформах).

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП (XVIII вв.)

ЭПОХА РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Реформы Петра Первого (сначала опора на украинцев, потом на немцев и голландцев).

Реформы имеют как положительные, так и отрицательные последствия

(+) влияние западноевропейской науки,

реформы государства, армии и флота.

(-) сохранение крепостного права, что противоречило духу эпохи Просвещения;

формирование двух культур: элитарной европеизированной культуры дворянства и низшей народной . конфликт двух культур привел к революции 1917 г.

подчинение церкви государству

(дух обрядоверия, вытеснение исихазма).

 

Рождение оригинальной русской просветительской философии

Философ-мистик                                                                    Философ-ученый,

Григорий Сковорода                                                             естествоиспытатель

учение о 2 натурах и 3 мирах,                                               Михаил Ломоносов

о сущности счастья                                              физика, химия, география, живопись,    филология, история, живопись.                              геология,металлургия,история, поэзия 

 

ИСИХАЗМ был идеологией русской церкви до 16 века.

Центры - Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры.

Приобрел авторитет благодаря святым Антонию и Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому.

В 17-18 веках неблагоприятная обстановка в русской церкви

Возрождение исихазма благодаря

святым Паисию Величковскому (1722 - 1794) и

Серафиму Саровскому (1754-1833)

 

    Два новых центра духовной жизни России

ОПТИНА ПУСТЫНЬ и

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

ТРЕТИЙ ЭТАП (XIХ в.)

 

Осознание необходимости реформ в государстве/ Рождение двух философских направлений - «славянофилов» и «западников».

 

«Славянофилы» (М. Ломоносов, И. Киреевский, А.Хомяков, братья А. и И. Аксаковы, Ф. Тютчев, Ф.Достоевский).

    Синтез немецкой философии Гегеля и учения Отцов Церкви. Опора на идею «Москва – третий Рим».

    «У России свой путь». Община и коллективизм как русский дух. Особые отношения общины с властью. Царь как наставник и друг.

    Идеал – ограниченная, конституционная монархия.

2. «Западники» (П. Чаадаев, А. Герцен, Н. Огарёв,

    Т. Грановский, И. Тургенев).

    У России нет особого пути. Она отстает от Европы. Призыв к реформированию по западноевропейскому образцу. Ранние «западники» были сторонниками эволюционных реформ.

    Идеал – парламентская республика.

 

Победу одержали «западники», которые трансформировались в русский марксизм

Первая марксистская группа в России возникла в Киеве в 1893 г. – «Российская группа социал-демократов» (Ювеналия Мельникова).

1903 – раскол всех социал-демократов России на меньшевиков и большевиков.

Меньшевизм – интересы крестьян и мелкой буржуазии. Эсеры. Против революции.

Большевизм – интересы пролетариата. Призыв к революции.

В 1917 – победа большевизма.

 

ФИЛОСОФИЯ СССР (1922-1991) – абсолютное преобладание философии марксизма-ленинизма.

 

1922 г. – организован «философский корабль», на котором из страны высланы все идейные враги марксизма-ленинизма.

Марксизм-ленинизм – философия, в которой идеи раннего К. Маркса были переработаны В. И. Лениным.

К сожалению, не были учтены идеи позднего Маркса.

 

(-) строительство социализма без экономической базы

    (хотя К. Маркс предупреждал об опасности таких экспериментов),  

    однопартийная система как основа для тоталитаризма (хотя мировой опыт показывает, что должны быть, как минимум, 2-3 партии).

(+) идеал справедливого коммунистического общества,

    воспитание строителя коммунизма, уважение      трудящихся, интернационализм, культурная революция, хорошая система образования.

    На основе этих идей необыкновенный творческий подъем СССР и энтузиазм народа. ВЕРА в будущее.

 

Русская религиозная философия – основной вклад России в мировую философию ХХ в.

Предшественники – Г. Сковорода, А.С. Пушкин, «славянофилы».

В Российской империи XIХ в. - ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА Владимира Соловьева,

Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Розанов.

В эмиграции ХХ века – ФИЛОСОФИЯ ДУХА, СВОБОДЫ, ЛИЧНОСТИ и ТВОРЧЕСТВА Николая Бердяева,

С. Булгаков, С. Франк, Л. Карсавин, Г. Флоровский.

В СССР - П. Флоренский, Д. Андреев, А. Лосев

(П. Флоренский был расстрелян в 1937 г.,

                       другие – прошли тюрьмы)

РУССКИЙ КОСМИЗМ -

течение русской религиозной философии ХХ в.

 

Холистическое мировоззрение, предполагающее телеологическую определенность развития Вселенной. Идея взаимосвязи и взаимообусловленности микрокосмоса и макрокосмоса, поиска места человека в Космосе, пророчество выхода человека в Космос.

Соединяет естественно-научные взгляды с религиозным идеализмом и даже элементы эзотерики и оккультизма

Н. Фёдоров, Н. Умов, В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский

В этом философском направлении выражается такая черта русского характера как ВСЕЕДИНСТВО

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

После 1991 года философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.

 

Русская философия - это живой и динамичный организм. Она имеет сравнительно недолгую историю, но тем не менее, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли.

Русская философия несёт на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировоззрения

3. Философские концепции отечественной философии всегда были связаны с конкретными социально- политическими обстоятельствами в стране.

4. В русской философии никогда не было «голого» копирования западных философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения.

5. Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.

6. Обращение к истории русской философии позволяет всем, независимо от профессии, обогатить свой внутренний мир, расширить мировоззрение, лучше понять                                        свою культуру

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.