Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока «Что такое симфония. Образы борьбы и победы в искусстве»



Тема урока «Что такое симфония. Образы борьбы и победы в искусстве»

Задание к уроку:

1. Прочитать текст по теме «Что такое симфония, история симфонии. Образы борьбы и победы в искусстве»

2. Смотреть мультфильм о жизни и творчестве Людвига ван Бетховена.

3. Прослушать и смотреть видео ролик «1 часть симфонии №5 л. Бетховена»

1. Выбрать строки четверостишья из стихотворения «Бетховен. Соната №5»,  которые близки по характеру звучания симфонии, и вы хотели бы их посвятить этому произведению.

4. Петь песни «Орленок», «Море», знать текст наизусть.

5. Учить песню «Просьба» (видеоролик «Просьба. Раненная птица»)

Домашнее задание:

1. Записать в тетради определение, что такое СИМФОНИЯ.

2. Записать в тетради строки четверостишья из стихотворения «Бетховен. Соната №5», которые близки по характеру звучания симфонии, и вы хотели бы их посвятить этому произведению.

3. Учить песню «Просьба» (видео ролик «Просьба. Раненная птица»)

 

История музыкального искусства началась в незапамятные времена и уходит корнями в глубокую древность.                                                             Появлялись новые музыкальные инструменты, Так же и появлялись новые музыкальные произведения,  и среди них появилась СИМФОНИЯ, которая и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.

Что такое симфония

Симфония, с греческого переводится как СОЗВУЧИЕ. Это большое музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром: симфоническим, духовым, народным, камерным. Симфония, пишется композиторами и состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом.

Симфония может состоять от трёх до пяти частей.

    Реклама 12
     

История.                                                        

 - В Древнем Риме данным термином СИМФОНИЯ также называли различные инструментальные ансамбли.                                                                                                                 - В эпоху Ренессанса «симфонией» называли стройное хоровое пение.

Поначалу первые симфонии, рассчитанные на небольшой оркестровый состав.

Следующим композитором, внёсшим неоценимый вклад в развитие симфонии стал Людвиг ван Бетховен. В его наследии всего девять симфоний, но каждая из них это результат усиленной работы великого маэстро, Ведь многие свои сочинения, он писал почти совершенно глухим.  

Интересные факты о симфониях

· Свою первую симфонию Вольфганг Амадей Моцарт сочинил в возрасте восьми лет.

· Людвиг ван Бетховен, последние свои произведения  писал глухим, потеряв слух он  не слышал приветственных оваций слушателей после окончания звучания симфонии, которые были настолько продолжительными, что даже пришлось вмешаться полиции. Публика, зная о глухоте маэстро, стала бросать в воздух шляпы и платки, чтобы Бетховен смог увидеть её восторг от величайшего произведения. Композитор в свою очередь так был растроган, что потерял сознание.

Прочитай стихотворение:

Бетховен. Симфония №5"

Почти у каждого, я думаю, случалось,
Когда беда упорно в дверь стучалась.
И кто как мог, справлялся с той бедою.
Бетховен музыкой предстал перед Судьбою.

Та-та-та-та, - удары прозвучали; -
Потеря слуха к Гению стучала.
Представить трудно нам его волненье.
Он в разных звуках черпал вдохновенье.

В борьбе с недугом музыка рождалась.
В ней было всё. С угрозы начиналась.
Та-та-та-та, Судьба стоит у двери
И Гений музыкой упрямо ей ответит.

Она взывает, собирает силы
Но у Судьбы есть мощь, - мрачны Её мотивы.
Идёт борьба, - звучащие аккорды
Переплетаются в миноре и мажоре.

То наступают мрачно силы рока,
Но вот призывно, тихо, издалёка
И, нарастая силой, радостью, свободой,
Звучит оркестр мощно с небосвода.

И у Судьбы растаяла угроза!
Прорвалось Солнце и ликует тоже!
А музыка меняет ритмы марша
Веселье, радость, торжествует, пляшет.

Судьба бормочет тихо про угрозы.
Уже нет мрака, отгремели грозы.
Победный гимн сильнее нарастает!
Аккорд! Аккорд! Аккорд! Симфонию венчает.

Бетховен многое потом ещё напишет
И палочкой в зубах мелодию он слышит.
Могучий дух и Гений всех народов
Нам посвятил свой дар, полученный от Бога.

Когда ко мне беда стучится в двери
Или душа уже почти не верит,
Я пятую симфонию включаю
И с музыкой спокойно побеждаю.

Какую музыку оставил нам Бетховен!
Владел он тайною и Гения достоин.
И через сотни лет, - борьба его с Судьбою,
Что в музыку легла, - всегда готова к бою!

 

В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто «судьбой».                                                                                                О чём поведал Бетховен людям, в своей симфонии № 5?                                     Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.                                                               Он сказал: «Так судьба стучится в дверь!»                                       Понимая, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант. Тогда, Людвиг поехал в своё небольшое имение в Гейлигенштадт, где решил написать завещание… и покончить счёты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна – ведь музыку, которую он пишет - никогда не услышит. Но вот однажды…Музыка заговорила, зазвучала в нём самом! Она рвалась из недр души, она рождалась!

Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди, слушая 5 симфонию Бетховена, находят в музыке героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

Спасением Бетховена от смерти, стало возвращение. Он осознал, что может писать музыку, и, главное должен создавать музыку, что она нужна людям! Вспомните интересный факт из жизни Людвига ван Бетховена:  Симфонию Людвиг ван Бетховен, писал глухим, потеряв слух он  не слышал приветственных оваций слушателей по окончанию концерта. Аплодисменты были настолько продолжительными, что даже пришлось вмешаться полиции. Публика, зная о глухоте маэстро, стала бросать в воздух шляпы и платки, чтобы Бетховен смог увидеть её восторг от величайшего произведения. Композитор в свою очередь так был растроган, что потерял сознание.

1. Послушайте I часть симфонии №5 Людвига ван Бетховена.

2. В каком характере, с какой силой звука, в каком темпе звучала симфония? Подберите четверостишье из стихотворения «Бетховен. Симфония №5», которое по -твоему мнению ты бы посвятил симфонии.

 

Мы проникли в творческую лабораторию великого творца Людвига ван Бетховена и убедились в замысле композитора, что через борьбу – к победе», «через тернии – к звёздам», борьбы человека с силами мрака, унылой обречённости, безволия - обязательно должны увенчаться победой!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.