Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование образа жизни, достойной каждого человека»



18.06.20

Выполнила: студентка ЗБ-РА-21 Асанова А. С

Тема: «Теории и технологии обучения и воспитания»

 

 

«Формирование образа жизни, достойной каждого человека»

(Н.Е. Щуркова).

Понятие «воспитание» Цель воспитания Принципы воспитания Содержание воспитательного процесса Механизм воспитания Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
В любой концепции воспитания есть два признака:
  • воспитания
  • цель воспитательного процесса.
  Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом- педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека  
 — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).«Цель воспитания, — как считает Н.Е.Щуркова, — должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека». 1.принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;   2.принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3.принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Основу содержания воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.   Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».     Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.   Этическое воспитание, при осуществлении которого педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство. Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Логика автора такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт. Для определения эффективности процесса воспитания, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. ¾ воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни — истина, добро и красота — могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.
  • внешний облик ребенка;
  • физическое и психическое развитие детей;
  • их поведение;
  • качественность разнообразной деятельности;
  • способности и самочувствие детей;
  • ценностные предпочтения;

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.