|
|||
Практическое занятие №14. Ход выполнения занятия. Теоретическая частьПрактическое занятие №14 Тема Виды предложений по цели, по эмоциональной окраске. Основные ошибки в построении простых предложений. Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме; совершенствовать навык нормативного письма. Литература : дидактический материал. Ход выполнения занятия 1. Проработать теоретический материал(составить конспект). 2. Выполнить письменно тренировочные упражнения. 3. Срок выполнения-до следующего занятия. Теоретическая часть Простое предложение– это предложение, состоящее из одной предикативной единицы. Предикативное ядро простого (двусоставного) предложения – сочетание сказуемого и подлежащего (в односоставных – глагольная словоформа или имя существительное). Примеры простого предложения: Навстречу солнцу ползет темная свинцовая громада; Алексей не обращал внимания на роскошный наряд красавицы; Кроме нас двоих, в поле никого не было. 1. Ошибки в употребленииоднородных членов предложения часто бывают обусловлены пренебрежением особенностями сочинения как типа синтаксической связи. 1) В сочиненном ряду все однородные члены должны стоять в одном падеже, поэтому неверно высказывание: В музее вы узнаете о таких исторических эпохах, как Древний мир, Средневековье, Возрождении, Новом и Новейшем времени; Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступник, как кажется вначале. Надо: В музее вы узнаете о таких исторических эпохах, как Древний мир, Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время; Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступником, как могло показаться вначале. 2) Нельзя употреблять в качестве однородных членов слова, указывающие на несопоставимые понятия, например: К Саше на именины пришли мальчики, девочки и соседи; Полиция обрушила на демонстрантов дубинки, гранаты со слезоточивым газом и огнестрельное оружие. Варианты исправления могут быть, например, такими: К Саше на именины пришли друзья и соседи; Полиция применила против демонстрантов дубинки, гранаты со слезоточивым газом и огнестрельное оружие. 3) Недопустимо разнотипное выражение однородных членов предложения. Телевизионная реклама йогурта сообщает нам: И сытно, и обогащён кальцием! Если это однородные члены, они должны стоять в одной и той же форме рода и относиться к одному и тому же субъекту, например: (Йогурт) сытный и богатый кальцием! Если же это сказуемые в разных частях сложносочинённого предложения, то исправления требует структура предложения, так как непонятно, что сытно, а что обогащено кальцием. Например: Йогурт обогащён кальцием – и вкусно, и полезно! Однако в рекламных текстах нарушение норм, похоже, становится правилом, с чем мы, конечно, никак не можем согласиться. Эта ошибка сегодня часто встречается и при рубрикации в рекламных текстах, например: Клиника предлагает: профилактика, лечение, лучшие специалисты, вы не почувствуете боли, пациентам – гибкая система скидок. Такой вариант требует корректировки. Если она невозможна в данном формате, можно разбить текст на группы, определённым образом разместив их на листе, воспользоваться возможностями цвета, шрифта и т.п. – это уже забота дизайнера. Рубрикацию можно преобразовать и в связный текст, что, однако, может снизить рекламный эффект. 4) Ещё одна ошибка связана с нарушением порядка слов при соединении однородных членов составными союзами в результате чего возникнет нарушение логики: Этот ребёнок уже умеет не только плавать, но и знает алфавит. Надо: Этот ребёнок не только умеет плавать, но и знает алфавит. Нужно быть внимательным при употреблении однородных членов, если один из них распространен, иначе может возникнуть бессмыслица: Торжественная церемония закончилась поздравлением с Новым годом, Рождеством и шампанским. Возможен такой вариант: В заключение торжественной церемонии её участники поздравили друг друга с Новым годом и Рождеством и выпили по бокалу шампанского. 2. Нарушение порядка слов при использовании причастного оборота, а также неоправданное его употребление делают конструкцию предложения неточнойи громоздкой: Имеющиеся недостатки в этом деле вызывают необходимость распределения тиражей в соответствии с размещающимися кадрами на территории страны. Возможно: Имеющиеся в этом деле недостатки делают необходимым распределение тиражей в соответствии с размещением по территории страны кадров. А можно и еще проще: Чтобы избавиться от недостатков, нужно распределять тиражи согласно размещению кадров. Ещё пример ошибки: Выступавшие артисты на концерте 9 Мая произвели на нас сильное впечатление. Надо: Артисты, выступавшие на концерте 9 Мая, произвели на нас сильное впечатление. 3. Неправильное употребление деепричастного оборота в предложении встречается очень часто. Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному и тому же субъекту действия (подлежащему). Если это правило не соблюдается, искажается смысл высказывания: Стоя у перрона, её глаза были полны слёз и отчаяния; Карая преступников, преступность неискоренима; Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей, катаясь на льду, хотя лед ещё некрепкий; Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. В этих случаях нужно заменить деепричастный оборот придаточным предложением или изменить предложение целиком, например: Когда она стояла на перроне, её глаза были полны слёз отчаяния; Чтобы искоренить преступность, недостаточно карать преступников; Я хотел бы напомнить, к чему приводит неосторожность детей, катающихся на неокрепшем льду; Когда я подъезжал к станции, у меня с головы слетела шляпа. Деепричастный оборот нельзя включать в пассивную конструкцию (т.е. в такую, где действующее лицо является дополнением, а не подлежащим, как в активной конструкции): Пролетая над материком, космонавту были отчетливо видны горы, реки, поля; Они думают, что, забравшись в подземелье, их не коснётся конец света. Надо: Когда космонавт пролетал над материком, ему были отчетливо видны горы, реки, поля или: Пролетая над материком, космонавт отчетливо видел горы, реки, поля (здесь пассивная конструкция заменена активной); Они думают, что, забравшись в подземелье, спасутся от конца света. Деепричастный оборот не должен использоваться и в безличном предложении: Проводив друга, мне стало грустно; Становится скучно, слушая глупые разговоры. Варианты исправления могут быть разными, например: Проводив друга, я загрустил; Когда я проводил друга, мне стало грустно; Я скучаю, слушая глупые разговоры; Становится скучно, когда слушаешь глупые разговоры. 4.Ошибка возникает при неоправданной замене спрягаемой формы глагола причастием или деепричастием при указании на главное действие: Новиков отлично защитил диплом, окончив заводской техникум. Главное действие здесь – окончил, а не защитил, поэтому исправить ошибку нужно так: Новиков окончил заводской техникум, отлично защитив диплом. Кинорежиссер, получивший Гран-при, снял лучший фильм. Главное здесь – получил Гран-при, поэтому: Кинорежиссёр, снявший лучший фильм, получил Гран-при. 5.Логико-речевая ошибка может быть вызвана неупорядоченностью структуры простого предложения, например: Так было всегда: от булатных мечей до современных истребителей; Перед выходом на лёд мы взяли у фигуристов интервью. 8 Марта женщинам вместо штрафов постовые будут дарить цветы. Подгузники «Памперс» впитывают быстрее, и даже вверх ногами! В тюрьме, кроме шансона, написал свои знаменитые комедии Сухово-Кобылин. Надо: Так было всегда: и во времена булатных мечей, и в эпоху современных истребителей; Перед выходом фигуристов на лёд мы взяли у них интервью; 8 Марта постовые, вместо того чтобы штрафовать нарушительниц, будут дарить им цветы. Подгузники «Памперс» впитывают лучше даже тогда, года малыш «ходит на голове». В тюрьме сочиняют не только «шансон»; Сухово-Кобылин написал там свои знаменитые комедии.
Упражнение 1. Исправьте предложения. 1. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 2. Я не заметил, что находится ли он в комнате. 3. Мы гордимся нашими хоккеистами, победивших сборную Чехии. 4. За оставленные ценные вещи в гардеробе администрация ответственности не несет. 5. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 6. Глядя в окно, у меня слетела шляпа.
Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. 1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 12. Эта пьеса современна и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько грязи. 14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.
|
|||
|