Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 6. Изучение теоретико-литературных понятий в 7-8 классах



 

Дюкарева Алёна, РЛ-32

Лекция 6. Изучение теоретико-литературных понятий в 7-8 классах

План лекции:

1. Особенности усвоения теоритико-литературных понятий в 7-8 классах.

2. Перечень литературоведческих понятий, с которыми предлагается иметь дело учащимся 7–8 классов.

3. Принципы формирования теоретико-литературных понятий:

· учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия прочитанного;

· опора на целостное, эмоциональ­ное восприятие прочитанного;

· единство рассмотрения содержания и формы художественного текста, родовой и жанровой его специфики;

· направленность на литературное развитие школьника и на формирование у него умений чтения и творческой интерпретации художественного текста.

4. Этапы работы по освоению текста произведения:

· анализ эмоциональ­ного восприятия прочитанного читателями-школьниками;

· постановка диалогической цели учебного исследования текста (чтение, анализ прочитанного, выявление теоретико-литературных категорий);

· учебный диалог на основе использования различных и уместных в данном случае приемов и технологий школьного анализа;

· вывод об эсте­тической и нравственной ценности прочитанного и анализ или самоанализ читательских знаний и умений.

5. Конкретные примеры формирования умений анализа текста, опирающиеся на знания основ поэтики художественного текста. (А.Н. Платонов «Родина электричества»)

6. Варианты групповой технологии и работы на уроке при освоении теоретико-литературных понятий:

1) язык и стиль произведения;

2) роль и характер описаний: пейзаж, портрет, художественное пространство и время, художественная деталь, символ;

3) мотивы, лейтмотивы повествования;

7. Изучение теоретико-литературных понятий, связанных с освоением лирического текста (стихотворения А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, О.Э.Мандельштама).

Пример технологии, для активизации внимания слушателей в начале лекции:

Для привлечения внимания во вступительной части можно использовать авторитетные высказывания деятелей культуры, афоризмы пословицы, поговорки.

Например, занятие, посвященное рассмотрению образа Чацкого и анализу причин конфликта с обществом, можно начать с сопоставления двух высказываний:

 В. Г. Белинский: "Что за глубокий человек Чацкий? Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами – значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина – есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади. Глубоко верно оценил эту комедии кто-то сказавший, что это горе не от ума, а от умничанья"

И. А. Гончаров: "Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Роль и физиономия Чацких неизменна. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва".

 В приведенном примере активизирует внимание учащихся не только само цитирование двух авторов, но и явное противоречие друг другу этих высказываний, своеобразный заочный спор В. Г. Белинского и И. А. Гончарова. Таким образом, учащиеся захотят разобраться в правильности суждений критиков и занять свою позицию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.