|
|||
Лекция 6. Изучение теоретико-литературных понятий в 7-8 классах
Дюкарева Алёна, РЛ-32 Лекция 6. Изучение теоретико-литературных понятий в 7-8 классах План лекции: 1. Особенности усвоения теоритико-литературных понятий в 7-8 классах. 2. Перечень литературоведческих понятий, с которыми предлагается иметь дело учащимся 7–8 классов. 3. Принципы формирования теоретико-литературных понятий: · учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия прочитанного; · опора на целостное, эмоциональное восприятие прочитанного; · единство рассмотрения содержания и формы художественного текста, родовой и жанровой его специфики; · направленность на литературное развитие школьника и на формирование у него умений чтения и творческой интерпретации художественного текста. 4. Этапы работы по освоению текста произведения: · анализ эмоционального восприятия прочитанного читателями-школьниками; · постановка диалогической цели учебного исследования текста (чтение, анализ прочитанного, выявление теоретико-литературных категорий); · учебный диалог на основе использования различных и уместных в данном случае приемов и технологий школьного анализа; · вывод об эстетической и нравственной ценности прочитанного и анализ или самоанализ читательских знаний и умений. 5. Конкретные примеры формирования умений анализа текста, опирающиеся на знания основ поэтики художественного текста. (А.Н. Платонов «Родина электричества») 6. Варианты групповой технологии и работы на уроке при освоении теоретико-литературных понятий: 1) язык и стиль произведения; 2) роль и характер описаний: пейзаж, портрет, художественное пространство и время, художественная деталь, символ; 3) мотивы, лейтмотивы повествования; 7. Изучение теоретико-литературных понятий, связанных с освоением лирического текста (стихотворения А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, О.Э.Мандельштама). Пример технологии, для активизации внимания слушателей в начале лекции: Для привлечения внимания во вступительной части можно использовать авторитетные высказывания деятелей культуры, афоризмы пословицы, поговорки. Например, занятие, посвященное рассмотрению образа Чацкого и анализу причин конфликта с обществом, можно начать с сопоставления двух высказываний: В. Г. Белинский: "Что за глубокий человек Чацкий? Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами – значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина – есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади. Глубоко верно оценил эту комедии кто-то сказавший, что это горе не от ума, а от умничанья" И. А. Гончаров: "Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Роль и физиономия Чацких неизменна. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва". В приведенном примере активизирует внимание учащихся не только само цитирование двух авторов, но и явное противоречие друг другу этих высказываний, своеобразный заочный спор В. Г. Белинского и И. А. Гончарова. Таким образом, учащиеся захотят разобраться в правильности суждений критиков и занять свою позицию.
|
|||
|