Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Материалы к изучению темы Политические  системы



Материалы к изучению темы "Политические  системы

стран Южной и Восточной Африки"

ЧАСТЬ  III.

ЭФИОПИЯ. Официальное название  – Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. Площадь территории 1 104 300 кв. км. Население порядка 92 млн. человек.

В стране проживает более ста народностей и этнических групп. Наиболее многочисленными из них являются оромо (32,1%) и амхара (30,1%). Оромо делятся на несколько групп, которые отличаются по образу жизни и вере. Они составляют большинство на востоке Эфиопского нагорья, проживают на юге нагорья и в районах Кэфа и Харэргэ. Амхара проживают на северо-западных склонах гор. Там же проживает и родственный им народ тиграи, который составляет всего 6,2%. В жарких юго-восточных и восточных районах проживают сомали (5,9%). Южную часть Эфиопии в долине реки Омо населяют сидамо (3,5%). В стране живут также афары, агау, сидамо, уолаита, омето, дасанеч и др. Близкие к сомалийцам афары входят в кушитскую группу народов. Гористые районы к югу от Аваш населяют гураге, с численностью около трёх миллионов. На востоке Эфиопии распространены арабы-переселенцы из Судана и Йемена. В городах проживают греки, армяне, индусы и евреи. Негроидные племена распространены на юге и западе. Государственным считается амхарский язык, на котором говорит 30 млн. человек. Население страны говорит на 70 семито-хамитских и кушитских языках и диалектах, а также на английском, арабском и сомалийском. Религия: около 50 % – христиане, из них большинство являются прихожанами эфиопской ортодоксальной церкви. Эфиопская церковь относится к числу монофиситских. Под монофиситством понимается учение, сторонники которого признают только одну природу Иисуса Христа – божественную. Долгое время эфиопская церковь находилась в духовной зависимости от коптской церкви во главе с Патриархом Александрийским. В 1950-е гг. эфиопская церковь стала полностью автокефальной и возглавляется собственным патриархом. Из других христианских конфессий в Эфиопии представлены армяно-григориане, униаты, католики, протестанты и небольшое число православных. Около 40 % – мусульмане, преимущественно сунниты. Остальные жители  являются приверженцами местных культов.

Исторический экскурс. Эфиопию многие исследователи рассматривают не просто как страну, но как одну из самобытных субцивилизаций современного мира. Основанием для этого является ряд признаков, отличающих Эфиопию и ее системообразующий этнос амхара от других стран и народов. Среди этих признаков можно назвать: наличие оригинальной версии христианства, представленной Эфиопской монофиситской церковью, для которой характерен синтез образов восточного христианства с некоторыми образами иудаизма и языческих культов. Амхарский язык, являющийся государственным языком Эфиопии, функционирует на основе самобытной, не похожей ни на какую другую, системной письменности. Даже в антропологическом отношении большинство населения Эфиопии отличается от других народов африканского континента, поскольку принадлежит к особой эфиопской расе, переходной между европеоидами и негроидами. За тысячелетия самостоятельного развития Эфиопия приобрела специфические черты и особенности общественных отношений и общественных институтов. Государственные традиции Эфиопии уходят в глубокую древность. Например, существовавшая на территории современных Эфиопии и Эритреи государство Аксун было в I тыс. до н.э. одним из великих держав того периода и активно взаимодействовало в Египтом, Римской, а затем и Византийской империями. Традиции собственной государственности не прерывались и в следующем тысячелетии. Эфиопия сохранила свою независимость и в период колониальной экспансии европейских государств. К концу XIX в. Эфиопия, называвшаяся тогда Абиссинией, была, по сути, полиэтничной империей во главе с императорами (негусами) из династии Соломанидов. Эта династия утвердилась в XIII в. и по официальному мифу происходила непосредственно от библейского царя Соломона. Но к концу XIX в. явно обозначилось экономическое, техническое и военное отставание Абиссинии от европейских государств, некоторые из которых пытались этим воспользоваться. Интерес к Абиссинии проявляли Великобритания, Франция и, особенно. Италия. В 1890 г. Италии удалось отторгнуть от Абиссинии тогдашнюю ее провинцию Эритрею, ставшую итальянской колонией. Но итальянские аппетиты распространялись и на всю остальную территорию Абиссинии. В 1895 г. началась новая итало-эфиопская война, в которой единственным европейским государством, поддержавшим Абиссинию, была Россия. Эта поддержка носила политико-дипломатический характер, но, кроме того, по просьбе императора Метелинка в Абиссинию была поставлена партия русского оружия и направлены русские врачи. После того как эфиопские войска нанесли в 1896 г. поражение итальянским войскам в битве при Адуа, Италия вынуждена была отказаться от своих планов установления протектората над Абиссинией. В 1897 г. между Россией и Абиссинией были установлены официальные дипломатические отношения. Эфиопия сохранила свою национальную независимость, но при этом сохранила традиционное политическое устройство и отсталые общественные отношения. И в XX в. Эфиопия (Абиссиния) оставалась феодальным государством с архаичной экономикой и со слабой в техническом отношении армией.

Италия, где в 1920-е гг. утвердился фашистский режим во главе с Б.Муссолини, вновь попыталась захватить Абиссинию. В 1935 г. началась последняя из итало-эфиопских войн. Несмотря на подавляющее военно-техническое превосходство итальянским войскам потребовалось семь месяцев для захвата Абиссинии. Эфиопская армия и народ оказывали ожесточенное сопротивление, хотя были вооружены примитивным оружием, зачастую луками и стрелами. Сопротивление в форме партизанской войны продолжалось весь период итальянской оккупации. С началом Второй мировой войны ситуации для Эфиопии улучшилась. В апреле 1941 г. английские войска при помощи эфиопского населения освободили страну и император Хайле Селассия I вернулся к власти.

После окончания Второй мировой войны встал вопрос о судьбе бывших итальянских колоний в Африке. Эфиопским властям при поддержке США удалось добиться контроля над Эритреей. В 1952 г. была образована Федерация Эфиопии и Эритреи при сохранении монархического режима во главе с императором Хайле Селассие I. В 1962 г. Федерация была ликвидирована и Эритрея вновь стала лишь одной из провинций Эфиопской империи. Это вызвало недовольство среди немалой части эритрейского населения, особенно мусульман, и послужило поводом к началу затяжного этнополитического конфликта в Эфиопии. Но данный конфликт был не единственным, поскольку на многих национальных окраинах страны росло недовольство господством в Эфиопии амхарской аристократии. Этнополитические проблемы переплетались в Эфиопии с проблемами социально-экономического и социально-политического характера. Эфиопия очень медленно продвигалась по пути технологической и экономической модернизации. Проводившиеся в 1950-е гг. реформы оказались недостаточно радикальными и непоследовательными, к тому же они тормозились реакционными кругами правящей элиты.

Во внешней политике Эфиопия ориентировалась преимущественно на США и страны Запада, но одновременно стремилась занять лидирующее место среди африканских государств. При создании в 1963 г. Организации Африканского Единства (ОАЕ) было решено ее штаб-квартиру разместить в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Связи с СССР носили ограниченный характер, но среди образованной части молодежи в 1960-е гг. появился и начала расти интерес к советскому опыту и идеям социализма. В тот период в Эфиопии начала быстро развиваться система образования. Росло число университетов и студентов внутри страны, а многие эфиопы получали высшее образование на Западе. Именно там они знакомились с радикальными политическими идеями, в том числе с марксизмом, который становился популярным и внутри страны. В 1971 г. при выборе председателя Союза студентов Эфиопии все десять претендентов на этот пост утверждали, что единственной подходящей идеологией в условиях Эфиопии может быть только марксизм-ленинизм. Усиление леворадикальных настроений среди интеллигенции и студенческой молодежи происходило на фоне углубления кризиса монархического режима престарелого императора Хайле Селассие I. Остановка в Эфиопии напоминала ту, что имела место в России в начале XX в. Также как и в дореволюционной России в Эфиопии остро стояли земельный и национальный вопросы, а недовольство существующей властью было распространено среди широких слоев населения как в деревне, так и в городе. Недовольство проявилось и в армии, особенно среди молодых офицеров.

В 1974 г. в результате военного переворота монархия была свергнута, к власти пришел Временный военный административный совет (ВВАС). Внутри этого органа развернулась острая политическая борьба, в результате которой победу одержала леворадикальная группировка во главе с майором Менгисту Хайле Мариамом. В марте 1975 г. ВВАС переименовал страну в Социалистическую Эфиопию. Менгисту Хайле Мариам приобщился к марксистской идеологии в период обучения в США. Под его руководством в Эфиопии стали проводиться преобразования, типичные для тогдашних стран социалистической ориентации: национализация промышленности, транспорта, банков, проведение аграрной реформы и создание сельскохозяйственных кооперативов. Но ситуация в самой Эфиопии и вокруг нее оставалась напряженной. Действовавшие до свержения монархии сепаратистские группировки еще более активизировались. Таким сложным положением в Эфиопии решил воспользоваться лидер соседнего Сомали Мохаммед Сиад Барре. В 1977 г. сомалийские войска вторглись в Эфиопскую провинцию Огаден, населенную сомалийскими племенами. В сомалийско-эфиопском конфликте Советский Союз оказался перед сложным выбором. До 1977 г. Сомали считалась страной социалистической ориентации и имела тесные связи с СССР. Созданная и правившая в Сомали Сомалийская революционная социалистическая партия заявляла о своей приверженности "научному социализму" (синониму понятий "научный коммунизм" или "марксизм-ленинизм"). Но теперь и в Эфиопии к власти пришел режим, декларировавший такие же принципы и цели. Выбор руководства СССР был сделан в пользу Эфиопии. На первых этапах конфликта сомалийская армия, вооруженная советским оружием и подготовленная советскими военными советниками, нанесла эфиопским войскам тяжелое поражение. До свержения монархии Эфиопия получала военную помощь от США, но, как оказалось, эта помощь была куда менее действенной и эффективной, чем аналогичная советская помощь Сомали. Попытки СССР примирить конфликтующие стороны не увенчались успехом, и на фоне резкого ухудшения советско-сомалийских отношений Москва начал оказывать Эфиопии массированную поддержку. В Эфиопию был направлен кубинский экспедиционный корпус и советские военные советники и специалисты, начались поставки оружия и военной техники из СССР. В вооруженном конфликте наступил перелом и в 1978 г. Сомали вывела все свои войска с территории Эфиопии.

В 1970-80-х гг. в Эфиопии была предпринята попытка создать политическую систему, аналогичную той, что существовала в СССР и других странах тогдашнего социалистического лагеря. Была поставлена задача сформировать правящую партию коммунистического типа и другие соответствующие политические институты. С одной стороны, в послереволюционной Эфиопии были очень популярны марксистско-ленинская идеология и коммунистическая символика, но, с другой стороны, единства среди их сторонников не было. В стране возник целый ряд организаций, объявивших себя "марксистско-ленинскими": "Революционное пламя", "Всеэфиопское социалистическое движение" (МЭИСОН), "Пролетарская лига", "Марксистско-ленинская революционная организация", "Революционная борьба угнетенных Эфиопии", "Эфиопская народно-революционная партия" (ЭНРП), "Эфиопская коммунистическая партия". Из этих организаций только "Революционное пламя" состояло из военнослужащих и с самого начала было непосредственно связано с правившим Временным военным административным советом (ВВАС). У остальных отношение с этим органом складывались гораздо сложнее. В конце концов, руководствовавшаяся маоистской версией марксизма "Эфиопская народно-революционная партия" (ЭНРП) и отколовшаяся от нее "Эфиопская коммунистическая партия" выступили против военного режима и развернули против него террористическую борьбу. Остальных руководству ВВАС удалось объединить в Союз марксистско-ленинских организаций Эфиопии (СМЛОЭ). Но внутри этого объединения началась фракционная борьба, некоторые из входивших в него организаций, например, МЭИСОН, вступили в конфликт с ВВАС. В этой ситуации лидер военного режима Менгисту Хайле Мариам принял решение строить партию коммунистического типа, не "снизу", а "сверху". СМЛОЭ был распущен, а вместо него была создана Комиссия по организации партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ). Деятельность КОПТЭ продолжалась с 1979 по 1984 гг., когда на Первом съезде была создана Рабочая партия Эфиопии (РПЭ). Идеологические принципы и организационное строение Рабочей партии Эфиопии (РПЭ) соответствовали идеологическим принципам и организационному строению правящих коммунистических партий СССР и других социалистических стран.

Но окончательно политическая система социалистического типа в Эфиопии была сформирована в 1987 г., когда была принята новая конституция. В соответствии с ней страна была переименована в Народную Демократическую Республику Эфиопию (НДРЭ). Параллельно с политическими изменениями в Эфиопии на протяжении 1970-80-х гг. делались попытки решать проблемы социально-экономического развития. Однако, несмотря на существенную помощь от СССР и стран Восточной Европы, добиться значительных успехов в экономике не удалось. К тому же экономическая ситуация стала ухудшаться из-за частых засух, вызвавших массовый голод во многих регионах Эфиопии. Правящий режим пытался решать возникавшие проблемы при помощи репрессий против "врагов революции". Сегодня период правления Менгисту Хайле Мариама принято в Эфиопии называть периодом "красного террора", жертвами которого стали многие тысячи человек. Самого же Менгисту Хайле Мариама в иностранных средствах массовой информации за использовавшиеся методы часто называли "африканским Сталиным".

Если война с Сомали была завершена еще в 1978 г., то внутри самой Эфиопии вооруженные конфликты продолжались и еще более усиливались. Большинство из них имело этнополитическую основу. Особенно остро складывалась ситуация на севере Эфиопии, в тогдашней провинции Эритрея. Там действовали вооруженные отряды Народного фронта освобождения Эритреи (НФОЭ). Он был создан еще в 1970 г. и преследовал цель достижения национальной независимости Эритреи. В годы правления монархического режима НФОЭ руководствовался марксистским учением с "африканской спецификой". После свержения монархии НФОЭ не смог договориться с пришедшим к власти военным режимом и продолжил борьбу против него, несмотря на то, что теперь обе стороны конфликта считали себя марксистами. Если до свержение монархии НФОЭ получал помощь от Ливии и Кубы, то затем поддержку ему стали оказывать Сомали, Судан и находившийся в тот период в конфликте с СССР Китай. Но НФОЭ не было единственной организацией, противостоявшей режиму Менгисту Хайле Мариама. В Огадене и после вывода оттуда сомалийских войск продолжал вооруженную борьбу Огаденский национально-освободительный фронт, пользовавшийся поддержкой Сомали. В районах, населенных народностью оромо, действовал (и действует по сегодняшний день) Фронт освобождения Оромо. Но самую главную опасность для правящего режима представлял Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН), созданный в 1989 г. в результате объединения четырех региональных группировок, включающую сильнейшую из них – Освободительный фронт народа тиграи.

Наличие такого значительного количества антиправительственных организаций на национальных окраинах Эфиопии говорило о том, что правящему режиму, несмотря на марксистскую интернационалистическую риторику так и не удалось решить сложные этнополитические проблемы страны. При этом большинство оппозиционных сил, включая РДФЭН, в 1980-е гг., так же как и официальные власти, высказывались в пользу социалистической ориентации Эфиопии. Бороться со своими противниками режиму  Менгисту Хайле Мариама помогал Советский Союз, но в конце 1980-х гг. в связи с перестройкой в СССР эта помощь стала сокращаться. Когда помощь СССР, накануне его распада, прекратилась режим Менгисту Хайле Мариама пал. В 1991 г. власть захватил РДФЭН во вглаве с М.Зенауи, который одновременно был и лидером Освободительного фронта народа тиграи. Рабочая партия Эфиопии (РПЭ) была запрещена, а Менгисту Хайле Мариаму удалось бежать в Зимбабве, где он нашел убежище у Р.Мугабе. РДФЭН осуществил ряд мер по федерализации и частичной демократизации Эфиопии. Поскольку в годы борьбы против режима Менгисту Хайле Мариама союзниками РДФЭН были эритрейские сепаратисты, то новым эфиопским властям пришлось пойти навстречу их требованиям. В 1993 г. Эритрея с согласия Эфиопии была провозглашена независимым суверенным государством и была в дальнейшем принята в ООН и другие международные организации. Самоопределение Эритреи значительно ухудшило геополитическое и геоэкономическое положение Эфиопии, лишившейся выхода к морю. Отношения Эфиопии и Эритреи после 1993 г. складывались весьма сложно. Несколько раз между ними имели место вооруженные конфликты. Мирного урегулирования удалось добиться лишь в последние годы благодаря усилиям премьер-министра Эфиопии Абия Ахмеда Али, за что он в 2019 г. был удостоен Нобелевской премии мира.

РДФЭН пришел к власти в момент развала СССР и краха коммунистических режимов в Восточной Европе, поэтому вопреки своей социалистической риторики вынужден был придерживаться курса рыночной либерализации. Эфиопия остается одной из беднейших стран мира, но в последние годы темпы ее экономического развития выросли.

Основные параметры современной политической системы Эфиопии. Федеративная ДемократическаяРеспублика Эфиопия – федеративное государство с парламентской формой правления. Субъектами федерации являются 9 регионов – штатов и 2 городских округа федерального подчинения (Аддис-Абеба и Дырэ-Дауа). В 1991 г. кроме них на территории Эфиопии был воссоздан традиционный султанат Ауеса во главе с наследственным монархом. В соответствии с конституцией 1995 г. глава государства – президент – выполняет исключительно представительские функции. Законодательная власть – двухпалатный парламент. Палата федерации состоит из 108 членов, избираемых на пятилетний срок законодательными органами субъектов федерации. Палата народных представителей состоит из 547 депутатов, избираемых непосредственно населением сроком на пять лет. Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с избираемым парламентом премьер-министром.

Основные политические партии Эфиопии. Во времена монархического режима легальная деятельность политических партий была запрещена. В период пребывания у власти военного режима во главе с Менгисту Хайле Мариамом была сформирована политическая система с одной правящей Рабочей партией Эфиопии (РПЭ). После падения режима она была запрещена.

В современной Эфиопии законодательно закреплена многопартийность, но процесс формирования стабильной партийной системы далеко не завершен. Партии формируются на основе действовавших в гражданской войне 1974-1991 гг. военно-политических группировок. Ведущей политической силой на протяжении последних десятилетий является Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН), созданный в 1989 г. путем объединения четырех региональных военно-политических группировок, представлявших интересы различных этнических групп Эфиопии. Эти группировки провозглашали своей целью самоопределение всех этносов Эфиопии и после победы РДФЭН данная цель была реализована путем федерализации страны. Изначально Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН) придерживался социалистической ориентации. После прихода к власти РДФЭН сохранил приверженность социалистическим принципам, но на практике способствовал развитию рыночных отношений. РДФЭН является доминирующей политической структурой Эфиопии, полностью контролирует законодательную и исполнительную власть на федеральном уровне.

Сомалийская народно-демократическая партия.  Политическая партия, представляющая интересы эфиопских сомалийцев и играющая ведущую роль в тех регионах, где они проживают. На федеральном уровне полностью поддерживает  РДФЭН и является ее главным союзником. Представлена в парламенте ФДРЭ.

В коалиции с РДФЭН состоит еще несколько мелких региональных партий, имеющих минимальное представительство в парламенте.

Наряду с легальными партиями в Эфиопии продолжают существовать и бороться с центральным правительством такие военно-политические группировки как Огаденский национально-освободительный фронт и Фронт освобождения Оромо.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.