Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Анищенкова. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Предисловие



 

Елена Анищенкова

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

 

Предисловие

 

Речь - та­кой вид де­ятель­нос­ти, для ко­то­ро­го не­об­хо­ди­ма сфор­ми­ро­ван­ность слу­хо­вых и зри­тель­ных фун­к­ций, а так­же дви­га­тель­ных на­вы­ков. Для пра­виль­но­го про­из­не­се­ния зву­ка ре­бен­ку тре­бу­ет­ся вос­п­ро­из­вес­ти ар­ти­ку­ля­тор­ный ук­лад, сос­то­ящий из слож­но­го ком­п­лек­са дви­же­ний, при этом ар­ти­ку­ля­ция, го­лос и ды­ха­ние дол­ж­ны быть ко­ор­ди­ни­ро­ва­ны в ра­бо­те. [1]

И. М. Се­че­нов пи­сал, что «… вся­кое ощу­ще­ние по при­ро­де сме­шан­ное… К не­му обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся мы­шеч­ное ощу­ще­ние, ко­то­рое яв­ля­ет­ся бо­лее силь­ным по срав­не­нию с дру­ги­ми».

Взаимосвязь меж­ду раз­ви­ти­ем ре­чи и фор­ми­ро­ва­ни­ем об­щей, мел­кой и ар­ти­ку­ля­ци­он­ной мо­то­ри­ки под­чер­ки­ва­ет­ся мно­ги­ми спе­ци­алис­та­ми.

Развитие дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та яв­ля­ет­ся фак­то­ром, сти­му­ли­ру­ющим раз­ви­тие ре­чи, и ему при­над­ле­жит ве­ду­щая роль в фор­ми­ро­ва­нии нер­в­но-пси­хи­чес­ких про­цес­сов у де­тей.

Одной из важ­ней­ших ха­рак­те­рис­тик ре­чи яв­ля­ет­ся ее темп и ритм. Пос­ло­го­вой ре­че­вой ритм яв­ля­ет­ся рав­но­мер­но пов­то­ря­ющим­ся, по сво­им ме­ха­низ­мам он яв­ля­ет­ся род­с­т­вен­ным ходь­бе, ды­ха­нию, сер­д­це­би­ению.

Логоритмические уп­раж­не­ния спо­соб­с­т­ву­ют раз­ви­тию тем­па и рит­ма ре­че­во­го ды­ха­ния, раз­ви­тию ар­ти­ку­ля­ци­он­ной мо­то­ри­ки, ук­реп­ле­нию ми­ми­чес­кой мус­ку­ла­ту­ры, фор­ми­ро­ва­нию фо­не­ма­ти­чес­кой сис­те­мы, раз­ви­тию тем­по-рит­ми­чес­ких и ме­ло­ди­ко-ин­то­на­ци­он­ных ха­рак­те­рис­тик ре­чи, раз­ви­тию уме­ния со­че­тать дви­же­ния и речь, ко­ор­ди­ни­ро­вать их, под­чи­нять еди­но­му рит­му, ока­зы­ва­ют бла­гоп­ри­ят­ное воз­дей­с­т­вие на фор­ми­ро­ва­ние прос­т­ран­с­т­вен­ных пред­с­тав­ле­ний.

Логопедическая рит­ми­ка пред­по­ла­га­ет кор­рек­цию ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний и ре­чи. Связь дви­же­ний и ре­чи нор­ма­ли­зу­ет сос­то­яние мы­шеч­но­го то­ну­са, по­мо­га­ет ос­во­бо­дить­ся от эмо­ци­ональ­ной и дви­га­тель­ной за­жа­тос­ти, спо­соб­с­т­ву­ет ко­ор­ди­на­ции про­цес­сов ды­ха­ния, го­ло­со­ве­де­ния, ар­ти­ку­ля­ции, ре­гу­ли­ро­ва­нию рит­ма ре­чи, про­фи­лак­ти­ке и пре­одо­ле­нию та­ких ре­че­вых рас­стройств, как на­ру­ше­ние тем­па ре­чи, сма­зан­ность, не­чет­кость зву­коп­ро­из­но­ше­ния, за­ика­ние.

Педагоги, вос­пи­та­те­ли мо­гут про­во­дить ло­го­рит­ми­чес­кие уп­раж­не­ния на раз­ных эта­пах за­ня­тий: пе­ред на­ча­лом, в про­цес­се (физ­куль­т­ми­нут­ка), пос­ле за­ня­тий. А так­же во вре­мя ут­рен­ней гим­нас­ти­ки, на му­зы­каль­ных за­ня­ти­ях, на за­ня­ти­ях по фи­зи­чес­кой куль­ту­ре.

Все уп­раж­не­ния прос­ты для вы­пол­не­ния. Уп­раж­не­ния нап­рав­ле­ны на сог­ла­со­ва­ние ре­чи с дви­же­ни­ем. Ре­бе­нок, соп­ря­жен­но со взрос­лым, на каж­дый слог син­х­рон­но со­вер­ша­ет дви­же­ния ру­ка­ми, но­га­ми, ла­дош­ка­ми:

Например, ре­бе­нок чи­та­ет хо­ро­шо зна­ко­мое сти­хот­во­ре­ние А. Бар­то, каж­дый слог от­х­ло­пы­вая ла­дош­ка­ми:

У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ

О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ…

Или ша­га­ет на мес­те, скан­ди­руя:

НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ

ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ…

Или плав­но ди­ри­жи­ру­ет од­ной или дву­мя ру­ка­ми:

И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ

ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…

Ребенку мож­но пред­ло­жить пред­с­та­вить се­бя ар­тис­том, ко­то­рый чи­та­ет сти­хи на сце­не в дет­с­ком те­ат­ре, и его вни­ма­тель­но слу­ша­ют ма­лень­кие де­ти. Бла­го­да­ря это­му речь ста­нет бо­лее вы­ра­зи­тель­ной и гром­кой, а за­ня­тие прев­ра­тит­ся в ин­те­рес­ную иг­ру.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.