|
|||
Экзистенциализм о смысле человеческого существования»
Болоховская В.Е. Ю/б-19-3-0
«Экзистенциализм о смысле человеческого существования» Экзистенциали́зм, также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы: Николай Бердяев и Лев Шестов, немецкие – Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские – Жан Поль Сартр и Альбер Камю и испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет. Появление этого философского течения обусловлено глубоким кризисом европейского общества в ХХ в. – происшедшей в ряде стран заменой демократических режимов тоталитарными, фашистского или коммунистического толка( Германия, Италия, Испания, Россия), которые обрекли на страдания и гибель многие миллионы людей. Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений ХХ в., процессов усиления бедствий и страданий человека, его дистанцирования, изоляции от общества, ставшего безумным, абсурдным, и от других людей – членов этого обезумевшего общества. Однако у нового философского направления были не только социальные, но и духовные предпосылки. Идеи, составившие затем ядро экзистенциализма, высказывали некоторые философы Нового времени. К числу идейных предшественников философии существования относят таких мыслителей, как Б. Паскаль, С. Кьеркегор, А. Шопенгауер, Ф. Ницше, Ф.М. Достоевский. В их произведениях так или иначе обосновывалась мысль, что человеческое бытие нельзя объяснить только рационально, с помощью только «доводов разума». Человеческая жизнь строится еще и в соответствии с «доводами сердца», на основе чувств и переживаний, под воздействием «воли к жизни» (Шопенгауэр) и «воли к власти» (Ницше). В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни. Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания. Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[3]. Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно…
Источники 1.Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С.343 2. Камю Л. Миф о Сизифе // Сумерки богов. С. 223
|
|||
|