![]()
|
|||||||
ПреимуществаПреимущества Мне эта структура нравится тем, что, отсылая к «Букварю», она легко погружает нас в детство, а детей в их ближайшее прошлое. Ваши детские воспоминания совершенно органично дополнят уже сформированный у читателей известный контекст. Ведь почти каждый человек начинает изучать свой язык пользуясь азбукой. И чаще всего это время, проведенное в спокойной и дружелюбной остановке рядом с мамой или бабушкой, в родном доме. Читали вы вместе с детьми эти забавные строчки Бориса Заходера? «Никакого
А я до сих пор помню голубые и розовые пластмассовые буковки, рассыпанные по цветастому, покалывающему мои коленки паласу с восточным узором, устилавшему пол бабушкиной комнаты. Тихонечко перестукивались спицы, клубок выпрыгивал из ее подола и шкодно скакал по старательно выложенным словам. Коричневые кавказские кожаные тапки с меховой оторочкой, строго подглядывали за мной и покачивались, когда я путала буквы в слове «молоко». А из-под дивана боязно выглядывали пушистые мордочки серых пылевых мышек, сбежавших от маминого веника. Мой мир был еще невысок, в нем жили предметы, которые скоро спрячутся, станут неприметными, простецко-незначимыми. Неодушевленными. А по вечерам бабуля читала мне сказки Пушкина из большой синей книги. Сказочник Пушкин – тогда я думала, что это его имя - представлялся мне строгим и серьезным волшебником, живущим в далекой стране, где происходят все эти чудеса. В эти минуты единения за книжкой, хорошо и детям, и взрослым: ребенок чувствует себя в безопасной обстановке, взрослые ощущают себя значимыми и поддерживающими. Второе преимущество этой структуры в том, что вы можете начать работать над книжкой с любого места, постепенно накапливая воспоминания, пока их не соберется всего лишь тридцать три. А в этом есть и третье преимущество – маленькое, но удаленькое. 33 симметричное и забавное число – вы можете его отдельно обыграть визуально и смыслово. Например, почему бы не завершить книгу историей про тридцать три ваших мечты - прошлых и настоящих. Таким литературно-психологическим намеком вы облегчите детям выбор подарка на юбилей, например. И пускай эти тридцать три мечты будут разными: жизненными и завиральными, бюджетными и дорогостоящими, быстро воплощаемыми и сложносочиненными, зависящими только от вас и теми, где вам нужна помощь… Возможно, этот мечтательный список будет подспорьем не только перед юбилеем, но и для других случаев, когда родные задумаются: «А что нам подарить бабушке, кроме денег и продуктовой корзины?» А я вам придумала для этой главы название - «Мой замечтательный список!» Ограничения В этой структуре я вижу единственное ограничение. Может случиться, что на некоторые буквы у вас будет несколько интересных и важных воспоминаний. Например: М - мама, мороженое, молочный кисель, Маринка… Вы можете испытать замешательство. Отказаться от значимых моментов, выкинуть воспоминания о людях? По какому принципу фильтровать воспоминания? Как выбрать? Чем поступиться? Ничем! Все полезно, что в блокнот пролезло! Допустим, на М вы уже выбрали рассказ о маме. Прекрасно! Но вдруг родилось другое воспоминание на букву М - о том, как вы любили клубничное мороженое. Посочиняю за вас… … мне его не покупали, потому, что из-за ангин я часто пропускала школу и жутко завидовала сестре Катьке, даже молча ненавидела за то, что ей вырезали гланды. Теперь Катька ест мороженное сколько влезет и лыбится мне из-под длинной челки. Я сто раз просила маму отрезать мне эти дурацкие гланды и не стричь каждый месяц челку, чтобы хоть чем-то быть не хуже Катьки. И вообще, мне ужасно надоело донашивать ее платья и рейтузы, но мама меня не слушает и заставляет полоскать горло противной жижей от которой тошнит… В этой истории вы находите несколько других значимых слов, выбираете одно из них и делаете заголовком. Допустим, выбрали «ангину», рассказ будет на букву А - «Ангина». Есть второй вариант. Вы ловите слово, которое для вас станет ниточкой, ведущей к новому воспоминанию. И разматываете, разматываете этот клубок, вывязывая петелька за петелькой, слово за словом новую историю. Вот, например, в отрывке про клубничное мороженое я выделила слова: ангина, сестра Катька, гланды, челка и рейтузы. Допустим, вам откликнулось слово «рейтузы». Отлично, идем дальше… …и вообще мне надоело донашивать Катькины платья и рейтузы, но мама не слушает меня и заставляет полоскать горло противной жижей от которой тошнит так же, как этих противных коричневых штанов. От них так чешутся ноги, что потом на коже видны красные полоски от ногтей. Да и многие девочки уже рейтузы не носят, а надевают по две пары колготок, подвязывая их на талии резинкой. Потом на резинку сверху заворачивают колготный остаток, чтобы на коленках не морщило и получается красиво, как у взрослой девочки, а не у дошколенка. В конце-то концов, я уже второклассница и сама возвращаюсь с продлёнки домой! А маме этого ну никак не понять! Мое мнение мама не учитывает, и заставляет напяливать эти мерзкие рейтузы. Но однажды я их выкинула в мусорку, а дома сказала, что украли в школе. Но не тут-то было. Мама…» Жменю слов и щепотку картинок достали из запасников своей памяти и уже родился самостоятельный рассказ о рейтузах. Пускай вас не смущает, что, мол, какие-то рейтузы стали главным героем истории. Во-первых, в ваших воспоминаниях всегда главный герой это вы, о чем и ком бы не рассказывали. Рейтузы ваши, мама, Катька, переживания… все ваше. Во-вторых, я вас уверяю, внучке будет интересно и полезно узнать, что вы тоже злились на маму, и чувствовали себя ею непонятой также, как и она. Что у вас были ссоры с сестрой, как и у нее с братом. Что вы завидовали одноклассницам, как и она завидует, но уже не из-за рейтуз, а из-за пенала с розовым единорогом. И вот, благодаря колючим коричневым рейтузам из далекого детства, у вас появился прекрасный повод поговорить с внучкой о важных вещах, поделиться своими представлениями о жизненных ценностях, вовлечь юного человека в вашу систему морально-нравственных координат. Будет очень уместно и ненатужно завести с ребенком разговор о зависти и дружбе, о том, как непросто бывает людям понять друг друга и как мы можем облегчить себе и другим эту задачу. Можно поговорить о любимой и нелюбимой одежде, о том, что носили девочки и мальчики в вашем детстве, а внучка расскажет о моде своих подружек. Можно построить доверительный и теплый разговор о вашей маме, внучкиной прабабушке и ее маме, вашей дочери. Тем самым посвятить маленькую девочку в историю женского рода вашей семьи … Много, о чем можно поговорить с внуками, рассказав о простой детали из вашего прошлого. И тогда у вас не вырвется: «Мы люди разных поколений! О чем мы можем разговаривать. Мое им непонятно, их – мне!» Напишите внукам свой «Букварь», объясните им себя, расскажите о простых вещах своего детства, поделитесь искренними детскими переживаниями, станьте эмоционально ближе, и вы непременно найдете в младшем поколении вашей семьи благодарных слушателей и верных друзей.
|
|||||||
|