|
|||
Русский язык. 9 - Б класс09.04. 2020г. Русский язык. 9 - Б класс Тема: Сложные предложения с подчинительной и бессоюзной связью Задачи и цели урока: систематизировать и обобщить знания и умения о видах союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения текста с учетом особенностей и требований программы; развивать логическое мышление, память, умение работать самостоятельно; углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать интерес к более глубокому изучению русского языка Ход урока 1.Лингвистическая разминка. Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре (т. е. по строению)? А) Природа замерла - лишь моросит дождь неустанно. Б) Мать улыбнулась ты моя умница! В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность. Д) Причастия и деепричастия _особые формы глагола. (Ответ: б,в,г. Предложения простые) Повторение темы «Сложноподчинённые предложения». Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных. А) О ветер, развей скорее тучи, дождик, хватит слезы лить. (Бессоюзное сложное предложение) Б) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду так что брызги долетали до меня. (В.П.Астафьев) (Придаточное степени) 2. Постановка учебной задачи. Углубление пройденного материала. Сложные предложения с разными видами связи. Слово учителя Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения. Анализ предложений. Составление схем. 1) [День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев]. [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное) 2) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге. (Лермонтов) (Предложение сложное, с разными видами связи: союзной и подчинительной; повествовательное). 3) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев) (Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное). 4) Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. (Предложение сложное, с разными видами связи: союзной и бессоюзной; повествовательное). 5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни. (В.П.Астафьев) (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное). 3. Работа с учебником - прочитать теоретический материал Домашнее задание. Внимательно перечитать материал урока, теоретический материал учебника. Выписать из литературы 6 сложных предложений с различными видами связи (подчинительной и бессоюзной связью в одном сложном предложении) .
|
|||
|