Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский язык. 9 - Б класс



09.04. 2020г.

Русский язык. 9 - Б класс

 Тема:

 Сложные предложения с подчинительной и бессоюзной связью

Задачи и цели урока: систематизировать и обобщить знания и умения о видах союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения текста с учетом особенностей и требований программы; развивать логическое мышление, память, умение работать самостоятельно; углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать интерес к более глубокому изучению русского языка

 Ход урока

1.Лингвистическая разминка.

Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре (т. е. по строению)?

А) Природа замерла - лишь моросит дождь неустанно.

Б) Мать улыбнулась ты моя умница!

В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _особые формы глагола.

(Ответ: б,в,г. Предложения простые)

Повторение темы «Сложноподчинённые предложения».

Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных.

А) О ветер, развей скорее тучи, дождик, хватит слезы лить.

(Бессоюзное сложное предложение)

Б) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду так что брызги долетали до меня. (В.П.Астафьев)

(Придаточное степени)

2. Постановка учебной задачи. Углубление пройденного материала. Сложные предложения с разными видами связи.

Слово учителя

Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения.

Анализ предложений. Составление схем.

1) [День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев].

[__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __).

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

2) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге. (Лермонтов)

(Предложение сложное, с разными видами связи: союзной и подчинительной; повествовательное).

3) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

4) Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

(Предложение сложное, с разными видами связи: союзной и бессоюзной; повествовательное).

5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни. (В.П.Астафьев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

3. Работа с учебником - прочитать теоретический материал

Домашнее задание. Внимательно перечитать материал урока, теоретический материал учебника. Выписать из литературы 6 сложных предложений с различными видами связи (подчинительной и бессоюзной связью в одном сложном предложении) .

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.