![]()
|
|||||||
Анализ произведения.. Анализ произведения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Анализ произведения. От чьего лица ведется повествование в рассказе? (От лица автора) Кто является главным героем произведения? Какие у вас ассоциации со словом «лошадь»? (Пишем на доске все ассоциации) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе.) Какие клички упоминаются в рассказе? На основе чего они давались? Что такое масть? А какие масти лошадей знаете вы? Масть - цвет шерсти у животных вороная – корпус, хвост и грива черного цвета, допускаются белые пятна; гнедая – корпус коричневый, хвост и грива – черные; серая - корпус, хвост и грива – светло/темно-серого цвета Физкультминутка. Литературу любим мы, друзья, Читаем абрамовские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! 4. Анализ произведения. Куда уносили автора воспоминания детства, когда с бугра он спускался на луг? (В мир пахучих трав, стрекоз, бабочек, в мир лошадей: кол вбит в землю, лошадь привязана к нему. – стр. 166) Какое чувство испытывал автор, когда останавливался возле них? (Они радовали его крестьянское сердце. Он прислушивался к их похрустыванию травой, к недовольному пофыркиванию, если вдруг попадалась несъедобная трава или пыльная. Лошадь – животное чистое.)(стр. 166) Какими разноречивыми чувствами проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей? («Особо -лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади постоянно «томились, умирали от жажды») Как в литературе называется такой прием? (Антитеза) Какая картина вызвала у автора чувство жалости? Зачитайте. (стр. 167) Что бы вы сказали конюху Николке? (Что же ты издеваешься над животными? Неужели ты не видишь, что земля вокруг кола изгрызена и выбита дочерна? Лошади голодные, мучаются от жажды, им негде спастись от комаров и мошкары. Видно, в тебе души нет! Даже женщины и старушки, проходя мимо, кормят их.) Почему Рыжуха, обычно радовавшаяся приходу автора, теперь смотрела на него безучастно, даже хлеб из его рук не брала? Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”? Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо. А что лошадей привело к такому состоянию? (Отношение к ним, ощущение ненужности…) О чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность) Для чего автор вводит в рассказ сказочные элементы? (Никто о себе, о своих думах и печалях лучше не расскажет, чем он сам. Вот лошадь и спросила, были ли другие времена для лошадей.) Зачитайте строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили. (Стр. 170-171) «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег?» Как объяснить? (Автору, вернувшемуся в деревню в 1947 году, захотелось увидеть Карька (Карий), который спасал многодетную, рано осиротевшую их семью от голода. Услышал в ответ: «На лесном фронте (на заготовке леса) Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали?». Три года назад автор в Россохах, где когда-то была лесозаготовка, искал останки коня, но не нашел.) Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? (Очеловечивая страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, он чувствует их страдание, отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям.) Так над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Над проблемами равнодушия, черствости, недостатка гуманности, отсутствия искренности, доверия.) Вывод. Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба. IV. Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что же значит рассказ Абрамова? Актуален ли он в наши дни? Я думаю, что все, кто прочитал этот рассказ, задумаются о своей жизни, чтобы не стать «существом из той же лошадиной породы». Это рассказ- предупреждение, крик души: «Люди! Давайте останемся людьми! А для этого взращивайте в себе доброту! «Дорогою добра» Добрые слова – корни Добрые мысли - цветы Добрые дела - плоды Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Домашнее задание: прочитать вступительную статью «Из автобиографии», рассказы Е. Носова «Кукла», «Живое пламя», и ответить на вопрос: Что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е. И. Носова?
|
|||||||
|