Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ произведения.. Анализ произведения.



2. Анализ произведения.

От чьего лица ведется повествование в рассказе? (От лица автора)

Кто является главным героем произведения? Какие у вас ассоциации со словом «лошадь»? (Пишем на доске все ассоциации)

О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе.)

Какие клички упоминаются в рассказе? На основе чего они давались?

Что такое масть? А какие масти лошадей знаете вы?

Масть - цвет шерсти у животных

вороная – корпус, хвост и грива черного цвета, допускаются белые пятна;

гнедая – корпус коричневый, хвост и грива – черные;

серая - корпус, хвост и грива – светло/темно-серого цвета

Физкультминутка.

Литературу любим мы, друзья,

Читаем абрамовские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

4. Анализ произведения.

Куда уносили автора воспоминания детства, когда с бугра он спускался на луг? (В мир пахучих трав, стрекоз, бабочек, в мир лошадей: кол вбит в землю, лошадь привязана к нему. – стр. 166)

Какое чувство испытывал автор, когда останавливался возле них? (Они радовали его крестьянское сердце. Он прислушивался к их похрустыванию травой, к недовольному пофыркиванию, если вдруг попадалась несъедобная трава или пыльная. Лошадь – животное чистое.)(стр. 166)

Какими разноречивыми чувствами проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей? («Особо -лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади постоянно «томились, умирали от жажды»)

Как в литературе называется такой прием? (Антитеза)

Какая картина вызвала у автора чувство жалости? Зачитайте. (стр. 167)

Что бы вы сказали конюху Николке? (Что же ты издеваешься над животными? Неужели ты не видишь, что земля вокруг кола изгрызена и выбита дочерна? Лошади голодные, мучаются от жажды, им негде спастись от комаров и мошкары. Видно, в тебе души нет! Даже женщины и старушки, проходя мимо, кормят их.)

Почему Рыжуха, обычно радовавшаяся приходу автора, теперь смотрела на него безучастно, даже хлеб из его рук не брала?

Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”? Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо. А что лошадей привело к такому состоянию? (Отношение к ним, ощущение ненужности…)

О чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность)

Для чего автор вводит в рассказ сказочные элементы? (Никто о себе, о своих думах и печалях лучше не расскажет, чем он сам. Вот лошадь и спросила, были ли другие времена для лошадей.)

Зачитайте строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили. (Стр. 170-171)

«В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег?» Как объяснить? (Автору, вернувшемуся в деревню в 1947 году, захотелось увидеть Карька (Карий), который спасал многодетную, рано осиротевшую их семью от голода. Услышал в ответ: «На лесном фронте (на заготовке леса) Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали?». Три года назад автор в Россохах, где когда-то была лесозаготовка, искал останки коня, но не нашел.)

Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? (Очеловечивая страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, он чувствует их страдание, отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям.)

Так над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Над проблемами равнодушия, черствости, недостатка гуманности, отсутствия искренности, доверия.)

Вывод. Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба.

IV. Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что же значит рассказ Абрамова? Актуален ли он в наши дни?

Я думаю, что все, кто прочитал этот рассказ, задумаются о своей жизни, чтобы не стать «существом из той же лошадиной породы». Это рассказ- предупреждение, крик души: «Люди! Давайте останемся людьми! А для этого взращивайте в себе доброту!

«Дорогою добра»

Добрые слова – корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Домашнее задание: прочитать вступительную статью «Из автобиографии», рассказы Е. Носова «Кукла», «Живое пламя», и ответить на вопрос: Что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е. И. Носова?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.