Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Код УДК. Результаты



 

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК ЭКСПО

Код УДК

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается история формирования и развития всемирных выставок ЭКСПО, изложены архитектурные и градостроительные принципы их организации, определены основные проблемы и перспективы дальнейшего развития всемирных выставок. Анализируются основные градостроительные приемы, используемые для проектирования площадок проведения ЭКСПО, их влияние на общую ткань города, а также архитектурные приемы формообразования наиболее значимых и актуальных национальных павильонов. Описываются процессы, связанные с их проектированием, возведением, демонтажем и их дальнейшем существованием вне рамок проведения выставки. Выявлены основные характеристики данных площадок и архитектурных сооружений, проанализированы их положительные и отрицательные качества. Выявлена и изложена оптимальная модель дальнейшего развития всемирных выставок ЭКСПО.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Всемирная выставка, ЭКСПО, Национальные павильоны, Архитектурно-планировочные особенности всемирных выставок.

 

ВВЕДЕНИЕ

Всемирные выставки ЭКСПО имеют огромный потенциал для разрешения существующих всемирных проблем. Это уникальная площадка, на которой собирается всемирное общество, взаимодействует, демонстрирует свои достижения, обменивается опытом, делится своим мнением. Площадка, на которой все объединены одной единой идеей. Однако, существующий потенциал ЭКСПО не используется в полной мере.

Площадка всемирных выставок является одной из самых крупных и наиболее значимых площадок, на которой возможно более качественное взаимодействие людей со всего мира, которое не происходит здесь сегодня. В рамках проведения выставок поднимаются не самые существенные темы, которые косвенно затрагиваются и задают приблизительный тон павильонов. Практически не предоставляются возможности для взаимодействия с посетителями выставок.

Объектом данного анализа являются архитектурно-планировочная организация площадок проведения Всемирных выставок ЭКСПО, градостроительные решения, применяемые при их проектировании, и их влияние на общую ткань города и близлежащие участки, а также архитектурно-планировочные решения, применяемые при проектировании национальных павильонов ЭКСПО, вместе с полным циклом проведения самой выставки: от концептуальной идеи до реализации, непосредственного проведения самого ЭКСПО и дальнейшего развития территорий и архитектурных объектов, возводимых для проведения выставки.

Предметом анализа являются площадки проведения Всемирных выставок ЭКСПО, а также национальные выставочные павильоны.

Анализ проводился с целью выявления универсального и наиболее рационального архитектурно-планировочного решения для проведения ЭКСПО. Для этого были выполнены следующие задачи:

Выявление характерных элементов

 

В рамках данного исследования на начальном этапе анализа рассматриваются все Всемирные выставки, прошедшие в период с 1851 по 2020 годы. Более подробно рассматриваются следующие, наиболее значимые, выставки: Лондон 1851г., Барселона 1888г., Париж 1900г., Монреаль 1967г., Осака 1970г, Ганновер 2000г., Шанхай 2010г, Милан 2015г, Астана 2017., Дубай 2020г. Детально рассматриваются павильоны России (СССР), представленные на Всемирных выставках, а также наиболее значимые павильоны других стран.

В данном исследовании проводится сравнительный анализ градостроительных решений проводимых международных выставок ЭКСПО (по следующим показателям: ...), методом моделирования разрабатывается универсальное композиционное решение.
При помощи синтеза выявленных архитектурных принципов проектирования павильонов ЭКСПО и существующего опыта устойчивого развития формируется список рекомендаций к проектированию. Осуществляется сбор существующей информации об объекте исследования, существующих фотографий, диаграмм, чертежей, буклетов, книг, статьей и заметок с последующими анализом и переработкой для демонстрации полной картины существующего опыта и сегодняшней картины происходящего.

Гипотезой данного анализа является наличие возможности выявление универсальной градостроительной модели проведения Всемирных выставок, а также создание универсальных архитектурно-строительных рекомендаций для проектирования и возведения национальных павильонов, с возможностью дальнейшего повторного использования, что в свою очередь позволит минимизировать/оптимизировать ресурсоемкость проведения ЭКСПО, а также позволит увеличить значимость проводимых выставок.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исторический анализ

В момент появления первых всемирных выставок, в середине 19го века главной темой общества была индустриализация. Собственно, индустриализация и стала главной причиной становления подобных выставок всемирными. Индустрии развивались, появлялось все больше и больше новых изобретений, существовала необходимость делиться совершенными открытиями и изобретениями со всем миром. Участие в такого рода выставке также позволяло вести международную торговлю. Тема первой всемирной выставки, проведенной в 1851г. в Лондоне – «Индустрия всех наций». Название говорит само за себя. Здесь представлены лучшие достижения всех наций.

В выставке принимают участие 25 стран. Каждая страна представила свои новейшие изобретения, а также различные работы изобразительного искусства. В течение пяти месяцев с 1 мая по 15 октября 1851 года выставку посетило около шести миллионов человек.

Кульминацией выставки являлся хрустальный дворец – выставочный зал из чугуна, стекла и дерева, возведенный под руководством Джозефа Пакстона по чертежам Уильяма Кабитта и Изамбара Брюнеля. Площадь Хрустального дворца превышала 90 тыс. м², высота достигала отметки 33м. в центральной части, а общая протяженность составляла 654 м.

Тема индустриализации сохраняет центральную позицию вплоть до конца 30х гг. 20го века. До этого момента мировое общество беспокоили технические достижения, инновации в промышленности и сельского хозяйства, в меньшей степени обсуждалась тема культуры и образования. Темы некоторых выставок были приурочены ко всемирно значимым событиям, происходящим в мире сейчас или в прошлом. Так выставка 1876г. в Филадельфии была связана с Декларацией Независимости США, ЭКСПО 1889г. в Париже с Французской Революцией, а выставка 1915г. в Сан Франциско с открытием Панамского канала.

Конец 1930-х, начало 1940-х – время обострения мировой обстановки. Человек начинает уделять внимание обществу и культуре вместо машин и индустриализации. Основным акцентом выставок становится культурный обмен, национализация.

ЭКСПО 1937г. в Париже называют «Выставкой трех диктатур». Основными лидерами здесь выступают СССР, Германия и Италия. То есть конфликт, набирающий обороты в мире, демонстрируется и проявляется на сцене всемирных выставок. ЭКСПО отражает глобальные мысли общества, поднимает и раскрывает наиболее значимые проблемы.    

Многочисленные серьезные конфликты выливаются во Вторую Мировую войну. Деятельность ЭКСПО приостанавливается. Следующая всемирная выставка проводится в 1949 году в городе Порт-о-Пренс под лозунгом «Построить мир будущего». С этого момента всемирное общество говорит о человечестве и об окружающей его среде.

Всемирные открытия продолжают диктовать темы проводимых выставок. В 1960-х гг. человек начинает осваивать космос. 12 апреля 1961г. первый человек, Юрий Гагарин, совершает полет в космос. Темой выставки 1962 года в Сиэтле становится «Человек в космическую эру».

К концу 20го века павильоны ЭКСПО приобретают характер национального брэндинга. С этого момента поднимаемые темы носят развлекательный или просветительский характер. Тема 1988 года в Брисбене – «Развлечения в эпоху технологий». Здесь уже не демонстрируются новейшие открытия или достижения той или иной страны. Экспо становится площадкой для развлечений. Отныне все павильоны говорят об одной общей теме, но каждый на своем языке.

С начала 21го века главной темой для рассуждений становятся природные и энергетические ресурсы, сейчас, в ближайшие пять лет основным вектором для размышления являются креативные и цифровые ресурсы, мысли о будущем человечества.

Ежегодно всемирные выставки посещают до 70 миллионов человек разных национальностей, разных профессий, разных возрастов, разных политических и религиозных взглядов. Но каждый посетитель ЭКСПО становится частью одного общего явления. Обсуждает общий вопрос, узнают информацию об одной общей теме.

 Масштаб влияния данного мероприятия на общую ситуацию в мире недооценивается. ЭКСПО является уникальной площадкой для мирового диалога. Стоит уделить большее внимание решению всемирных проблем. ЭКСПО – мероприятие всемирного масштаба.

Изначально задуманная для демонстрации инноваций и международного обмена опытом площадка сегодня утратила свое первоначальное назначение. Существующая модель проведения ЭКСПО уже не является актуальной и требует нахождения новых решений.

Проблематика

Форма проведения ЭКСПО сегодня носит в большей степени развлекательный характер, в меньшей степени – познавательный, просветительский. Содержание выставок не дает посетителям значимых знаний, повода для размышления, не имеет практической ценности, как для посетителей, так и для организаторов и участников выставки.

С архитектурной точки зрения, проектируемые и сооружаемые павильоны перестали демонстрировать инновационные технологии, материалы, концепции. Жизненный цикл павильонов и элементов инфраструктуры, сооружаемой для проведения выставок является самым острым вопросом. Зачастую, сооружения, носят монументальный характер, однако они демонтируются после окончания выставки. Многие сохраняемые объекты – теряют свои первоначальные значимость и функцию, приходят в запустение или нуждаются в нахождении нового предназначения.

Наиболее ярким примером комплексной проблемы данного характера является ЭКСПО в Шанхае, проведенное в 2010 году. Тема данной выставки – «Лучший город – лучшая жизнь». Здесь поднимаются вопросы устойчивого развития, демонстрируются принципы экологического строительства и новые идеи городов будущего. Однако реальная ситуация проведения выставки стоит в противовес заявленным идеям и концепциям.
Площадка проведения ЭКСПО 2010 заняла участок на берегах реки Хуанупу площадью около 5 км², где ранее располагались жилые районы и промышленная зона. Дома 18 000 семей были снесены, так же, как и 270 предприятий, на которых работали в общей сложности 10 000 человек.

Практически все павильоны были снесены осенью того же года. Сейчас на данной территории продолжается строительство офисных и торговых комплексов. Помимо этого, большая часть Шанхая была подвержена изменениям в связи с модернизацией транспортной системы.

Стоит отметить, что помимо объектов, возводимых для проведения выставки непосредственно на данной территории, возводилось большое количество объектов для расселения жителей этих районов, а также предприятий, нуждающихся в новых пространствах. Близлежащие визуально-значимые районы были также подвержены «косметическому ремонту» для создания образа «Мировой столицы».

В последние годы помимо выставочных павильонов возводится большое количество дополнительных построек, необходимых для проведения мероприятия, а также для размещения работников, участников и посетителей выставки. Это связано с расположением территорий выставок в районах, отдаленных от города, что в свою очередь связано с отсутствием доступного объема пространства в городе. Зачастую, площадь данных вспомогательных построек, а также затрачиваемые ресурсы превышают ресурсы, отведенные непосредственно под павильоны.

 

-Градостроительный анализ

 

Универсальная модель.

 

-Архитектурный анализ

Архитектурные принципы проектирования национальных павильонов ЭКСПО;

Универсальная модель.

 

Результаты



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.