|
|||
Задание 2. Третий закон Г. Менделя
Ребята 10 - БИОЛОГИ, здравствуйте!» Я надеюсь, что вы разобрались с первым и вторым законами Г. Менделя и запомнили как они называются (это важно!) – 1 закон «Единообразия гибридов первого поколения при моногибридном скрещивании гомозигот в альтернативными признаками» и 2 закон «Расщепления признаков при скрещивании гетерозигот, в соотношении по генотипу 1:2:1 и по фенотипу 3:1». Неполное доминирование, анализирующее скрещивание и кодоминирование (при решении задач с группами крови) – этот материал повторим и отработаем в начале следующего учебного года. Сегодня 2 урока мы посвятим разбору материала и отработке заданий по третьему закону Г. Менделя «Закон независимого наследования признака». Сцепленное наследование признаков (закон Т. Моргана), сцепленное с полом наследование, совместное наследование аутосомных и сцепленных признаков я выпущу из тем уроков до следующего года. Так как это темы высокого уровня сложности и качественно самостоятельно разобраться будет крайне сложно. Поэтому эта последняя тема генетики и на следующем уроке, в понедельник я вам предложу зачет по моно-и ди-гибридному скрещиванию, неполному доминированию и анализирующему скрещиванию. Ну а теперь…поехали… Тема «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков» Работаем с текстом п. 33 – 34 - 35 зелёного нового учебника под редакцией В.К. Шумского и п. 41 старого фиолетового учебника А.А. Каменского (в работе можно пользоваться записями 9 класса). Задание 1. Вспомнить: - Дигибридное скрещивание - это скрещивание по двум признакам (стр. 151 старого учебника или стр 236 нового), это ЦВЕТ (жёлтый или зелёный) и ФОРМА (гладкая или морщинистая). Эти признаки мы обозначаем любыми буками, привычнее А и В. - Решетка Пеннета – это выдумка американского исследователя Реджинальда Пеннета, для удобства скрещивания большого количества разнообразных гамет (см. нижнюю часть рисунка 59 на стр. 151 старого учебника или рис. 108 стр. 236 нового). Задание 2. Третий закон Г. Менделя - Написать НАЗВАНИЕ закона (обязательно!), формулировку. Начертить схему скрещивания с обязательным прописыванием символов. В качестве тренировки по данной теме выполнить задание и решить 4задачи: 1. Черная окраска кролика (В) доминирует над белой (b), а мохнатая шерсть (А) над гладкой (а). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания гетерозиготных особей по двум парам признаков? 1) 3:1 2) 1:2:1 3) 1:1:1:1 4) 9:3:3:1 2. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение. 3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
4. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется? 5. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
p.s Решённые задания – зачёт по теме урока. Желаю успеха! Спасибо за работу! С уважением, Латышева И.В.
|
|||
|