Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: Дети и война. К.М. Симонов Майор привез мальчишку на лафете. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»



Тема урока: Дети и война. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
Ираида Мордовина

Послушайте песню «Священная война»

- Какой названа в песне война?

- Почему же народ весь поднялся на борьбу с фашизмом? Что нес фашизм нашей стране? Рассмотрим иллюстрацию картины А.А. Пластова «Фашист пролетел».

- Что вы увидели? Что произошло?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Чем ужасна война, по мнению художника?

- В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, Константин Симонов многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма. Трудной теме «Дети и война» посвятил свое стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» поэт К. Симонов.

-Константин Симонов родился в Петрограде (сейчас- Санкт-Петербург), но все детство провел в далеких военных городках, так как отчим был военным, и семья часто переезжала. Своего родного отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мама научила его любить литературу и поэзию. Симонов закончил школу, получил рабочую специальность токаря, но стал писать стихи, публиковать их в газетах и журналах, затем учился в Литературном институте. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом на фронте, его стихи солдаты переписывали, учили наизусть: «Жди меня, и я вернусь», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие. После войны Симонов писал романы, пьесы, воспоминания. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

События войны дали обширный материал для стихотворений. Героями их становились юные участники войны. Одно из них посвящено героям Брестской крепости.

Прочитайте стихотворение  "Майор привез мальчишку на лафете".

- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Чем поразила автора увиденная картина?

- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

Словарная работа: лафет - станок артиллерийского орудия.

- Сколько лет мальчику?

- К кому автор обращается: «Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца»?

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

- Обратите внимание, что лирический герой как бы к кому-то обращается: "Ты говоришь, что есть еще другие, "Твой мальчик спит.» К кому? Ведь собеседника нет?

Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.

- Но если не вернется??? (ЗАЧИТАЙТЕ) если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном.

Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну, т.е. детей и их мам, от врагов.)

- С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме внутреннего монолога

- Прочти определение баллады, докажите, что это стихотворение – баллада. ( стр. 279)

- Зачем Симонов рассказал эту историю?

Стихотворение К. Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети, и взрослые.

2. «А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Твардовский родился в 1910 году в семье кузнеца, человека начитанного. Мать происходила из дворян. С самого раннего детства познакомился с русской классикой

Заветной книгой был томик Некрасова.

В 1930 году поступает в Смоленский институт. Во время войны 1941-45г. был военным корреспондентом, пишет стихотворения о войне, написал поэму «Василий Тёркин»

Чтение  стихотворения «Рассказ танкиста»

 Анализ стихотворения

- Можно ли это стихотворение назвать балладой?

- Как характеризует мальчика Твардовский?

- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

- Можно ли поступок мальчика назвать геройским?

- Как рассказчик поблагодарил мальчика?

- Как вы понимаете строки:

А) Всё нынче как спросонку…

Б) Бедовый, из тех, кто главарями у детей

В) А он гвоздит – не выглянуть из башен…

Г) И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

- Мы знаем … и не знаем о войне. Знаем, потому что читаем о ней, смотрим фильмы. А не знаем, потому что не осознаём, что наше счастье с лихвой оплачено кровью тех, кому в 41-м было даже меньше 17лет.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение по выбору, ответить на вопросы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.