|
||||||||||||||||||||||||||||||||
ОДБ.01 Литература. Группа № 78. Тема: «Полифонизм романа и диалоги героев. Второстепенные персонажи романа, их роль в повествовании». Ход урока
Дата: 09.04.2020 г. (четверг) ОДБ.01 Литература Группа № 78 Урок № 54 Тема: «Полифонизм романа и диалоги героев. Второстепенные персонажи романа, их роль в повествовании» Цели: · актуализировать опорные знания и умения по изучаемой теме; · определить своеобразие и уникальность романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», разобраться, почему роман называют «полифолническим»; · прояснить роль второстепенных персонажей романа. Средства обучения: ü конспект; ü учебник - Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В.Лебедев. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016; ü текст романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского Ход урока 1) Актуализация опорных знаний – Литературный диктант: Дополните неоконченные предложения:
Записываете вид работы (Литературный диктант), номер предложения и Ваш ответ (одно или несколько слов) в рабочих тетрадях или на листочках, фотографируйте и присылаете
2) Изучите теоретический материал – несколько литературоведческих статей – выделите в них главные мысли и кратко (тезисно) законспектируйте в своей тетради: № 1 «Преступление и наказание» (1866) – это во многом новаторское произведение Федора Михайловича Достоевского. Он глубоко, многосторонне охватывает поставленные проблемы. «Преступление и наказание» - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету.
№ 2 Специфика «Преступления и наказания» как философского романа во многом определяется его полифонической природой. Теорию полифонического (многоголосого) романа Достоевского разработал М. Бахтин еще в 1920-е годы (первое издание его книги увидело свет в 1929 году), но она стала доступной и вошла в научный обиход много лет спустя (второе издание книги — 1963 год). По мысли ученого, особенностью романов Достоевского является «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов». Говоря о «голосе», Бахтин имеет в виду особый статус героя у Достоевского: герой интересует писателя не как явление действительности, с социально-типическими определенными чертами, а как «особая точка зрения на мир и на себя самого»; «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для самого себя». Читая роман, мы замечаем, что мир предстает в перспективе Раскольникова: это Раскольников слушает и переживает исповедь Мармеладова, узнает из письма перипетии Дуниной судьбы, видит пьяную девочку на бульваре. Иными словами. Достоевский показывает, чем мир является для героя, оскорбленного этим миром, возмущенного неправедностью его. Более того, не Достоевский описывает состояние Раскольникова, а Раскольников своим «словом» и «голосом» раскрывает его: не писатель о герое, а герой о себе; он не объект, а полноправный субъект изображения. Но у Достоевского каждый герой обладает своим «сознанием и самосознанием», «своей точкой зрения на мир и на себя в мире». Она есть у Мармеладова, у Катерины Ивановны, у Лужина, у Сони, у Свидригайлова, у Разумихина. у Порфирия Петровича, у Пульхерии Александровны. И все «голоса»-«сознания» этих героев не подчинены Раскольникову, а равноправны, самостоятельны и независимы от него и друг от друга. Герой Достоевского — герой-идеолог, то есть человек, сливающийся со своей идеей, которая становится его страстью и определяющей чертой его личности. «Образ героя неразрывно связан с образом идеи и неотделим от него. Мы видим героя в идее и через идею, а идею видим в нем и через него». Кроме того, Достоевский открыл «диалогическую природу идеи», которая становится идеей только в результате диалога с другой, чужой идеей или идеями. Об идее-теории Раскольникова мы впервые узнаем из пересказа Порфирием Петровичем его (Раскольникова) статьи, то есть узнаем через «чужое» утрирующее и провоцирующее сознание, вызывающее Родиона на диалог. Раскольников, в свою очередь, излагает основные положения своей теории, а его все время перебивает репликами Порфирий Петрович. Раскрываясь в диалоге разными гранями, идея по-другому предстает в диалогах Раскольникова с Соней, и еще по-иному в изложении Свидригайлова во время разговора с Дуней. В итоге во всех этих диалогах вырастает сложный, противоречивый и объемный образ идеи Раскольникова. В результате роман Достоевского становится не романом с идеей, а романом об идее, о ее живой жизни в умах и душах людей. В полифоническом романе изменяется и авторская позиция по отношению к герою. В романе монологического типа, толстовском например, автор знает о герое больше, чем тот о себе, и может сказать о нем завершающее слово. В полифоническом романе вынести окончательное суждение о себе может только сам герой. В таком смысле герой полифонического романа как бы берет на себя часть авторских функций монологического романа. Автор в полифоническом романе рядом и вместе с героями, а не над ними. Все это не означает, однако, что авторская позиция в романе не выявлена. Выявлена, но только другими способами, нежели в монологическом романе: не в авторском слове (повествовании), а в структуре романа, в ее ходах. Полифонический роман — это новая страница в истории жанра, открытая Достоевским и оказавшая очень большое влияние на литературу XX века. Двухчастность названия романа — «Преступление и наказание» — отражает две неравные части, на которые он распадается: преступление и его причины — первая, а вторая и главная — действие преступления на душу преступника. Эта двухчастность проявляется и в структуре романа: из шести частей только одна, первая, посвящена преступлению, а пять остальных — духовно-психологическому наказанию и постепенному изживанию Раскольниковым своего преступления.
№ 3 Существует мнение, что «Преступление и наказание» сочетает черты романа и трагедии. И действительно, некоторые его сцены (например, последний монолог Катерины Ивановны Мармеладовой, которая умирает) напоминают самые совершенные произведения античного театра. Необходимо назвать еще одну «драматургическую» риса произведения. Как вам уже известно, теоретики классицизма настаивали на соблюдении драматургами «закона трех единств»: действия, места и времени. В соответствии с этим законом, время действия великого романа - всего две недели (а читателю кажется, что едва ли не целый год), место действия тоже ограничен - это Петербург. Сюжетных линий также мало, к тому же все они завязаны в единый узел - преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. Автор изображает своих героев не столько посредством описания внешних проявлений их жизни (как это делали, скажем, Бальзак или Диккенс), сколько с помощью тщательного и скрупулезного анализа тончайших движений их душ, психологических глубин (знаменитый «психологизм Достоевского) в моменты наивысшего напряжения душевных сил, в так называемых «пограничных ситуациях». Если в текстах других романистов часто используются подробные описания (портреты, интерьеры, пейзажи), то в «Преступлении и наказании» значительно больше диалогов и монологов. Собственно авторского «голоса» (что, как вы уже знаете, присущее, например, Диккенсу с его прямыми обращениями к читателю) у Достоевского очень мало. Каждый персонаж имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Так, самовлюбленный и процветающий Лужин мыслит и разговаривает совсем не так, как умный и усталый наслаждениями жизни циник Свидригайлов. «Голос» энергичного и деятельного Разумихина абсолютно отличается от желчно-скептических интонаций Раскольникова. Поэтому писатель и сталкивает мнения разных героев, создает их диалоги или полилоги, где звучат равноправные голоса. Видимо, для обеспечения упомянутой равноправия всех участников этого разговора Достоевский и отказывается от позиции всеведение, всезнание (которую часто имели другие писатели), а как будто ищет истину вместе со своими персонажами, что особенно импонирует читателям, увлеченным такой авторской игрой. Кроме того, он активно использует диалог сознаний, который ведут голоса, в чем-то очень похожи, но в чем-то и очень разные. Именно диалог дает возможность оптимально изобразить сознание всех героев со всеми их достоинствами и недостатками, правильными и ошибочными мнениями. Иногда персонажи (прежде всего Раскольников) спорят сами с собой, стараясь убедиться в правильности выбранного пути. Параллельно сосуществует также авторская позиция, «голос писателя», однако она не нивелирует, не отрицает убеждению одного из героев. Нужно также отметить, что практически каждый из ключевых персонажей является носителем или проповедником какой-то «модной» тогдашней идеи (Раскольников - воинствующего индивидуализма сильной личности, «сверхчеловека»; Лужин - «разумного эгоизма», Лебезятников - социализма и т.п., пусть бы как поверхностно или искажено они понимали эти идеи). Герои постоянно отстаивают «свою» теорию в многочисленных острых дискуссиях и спорах, что ими пронизан весь роман. Вот разнообразие то подобным, то противоположных, то ассонансных, то диссонансных, то приемлемых, то раздражающих читателя мыслей, идей, теорий и голосов и создает неповторимую симфонию того, что уже с 70-х годов XIX в. называют «полифонией произведений Достоевского» (от греч. poly - много и fonos - голос; есть полифония - это многоголосие). Следовательно, можно сделать вывод, что «Преступление и наказание» - роман многоголосый, полифонический. Домашнее задание (в рабочих тетрадях или на отдельном листе) сфотографировать и прислать: Письменно – в 10 – 15 предложениях – сформулируйте и выразите свое мнение, дополнив следующие высказывания: - «На мой взгляд, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» можно назвать «полифоническим», так как в нём … / поскольку в нём ….» - «Второстепенными, но очень важными персонажами романа «Преступление и наказание» я могу назвать ………, потому что ……… »
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|