Направление в культуре
| Название произведения
| Дата создания произведения
| Автор
| Содержание, основные идеи
|
литература
| «Повесть о разорении Рязани Батыем»
| XIV
| неизвестен
| Рассказывается о взятии города и трагической судьбе княжеской семьи
|
литература
|
| XIV
| Сафоний Рязанец
| Восславление Куликовской битвы, подчеркивается особая роль Москвы в борьбе с татаро-монголами.
|
литература
| «Хождение за три моря»
| XV
| тверской купец
| Описание многолетнего путешествия по Востоку- Ирану, Индии, в книге присутствуют патриотические мотивы.
|
литература
| Московская летопись
|
| неизвестен
| Мысль о единстве государства и сильной великокняжеской власти Москва наследника и преемница политических традиций Киева и Владимира
|
| «Сказания о князьях владимирских»
| 20- е годы XVI века
| неизвестен
| памятник русской литературы, использовавшийся в политических целях. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии от византийского императора Константина Мономаха..
|
литература
| Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, «История о великом князе московском»
| 16 в.
| Курбский
| Он считал, что наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван Грозный отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер.
|
литература
| «Апостол»
| 1564 г.
|
| Первая печатная книга
|
| «Часослов»
| 1565 г.
|
|
|
литература
| «Хронограф»
| 16 в.
|
| Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории.
|
литература
| «Четьи минеи»
| Первая пол 16 в.
| Митрополит Макарий
| Сборник где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.. Это произведение вобрало в себя все книги читавшиеся на Руси (жития, поучения, произведения стоявшие вне круга церковной литературы)
|
литература
| «Домострой»
| 16 в.
|
| Наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов.. основная идея- идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе.
|
Архитектура
| Церковь Федора Статилата, церковь Спаса на Ильине улице.
| 14 в.
|
| Классические образцы новгородского стиля, Храмы поражают легкостью, фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.
|
архитектура
| Грановитая палата Новгороде
| 1433 г.
| Немецкие и новгородские мастера
| Она предназначалась для торжественных приемов и заседаний
|
архитектура
| Успенский, Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору
| Вторя четверть 14 в (при Иване Калите)
|
|
|
архитектура
| Белокаменный Кремль в Москве
| 1367 г.
|
|
|
архитектура
| Успенский собор в Коломне
| Накануне Куликовской битвы
|
| Превосходил по размера все московские храмы
|
архитектура
| Стены, башни Московского Кремля из кирпича, Колокольня Ивана Великого.
| 15 в.
| Аристотель Фиораванти руководил строительством
|
|
архитектура
| Грановитая палата Кремля
| 15 в.
| Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари
| Снаружи палата была выложена белыми гранеными канями, предназначалась для торжественных приемов и празднований.
|
архитектура
| Архангельский собор Московского Кремля
| 1505-1509
| Алевизий Новый
|
|
архитектура
| Храм Вознесения в с. Коломенском
| 1532 г.
|
| Построен в шатровом стиле в честь рождения у Василия III наследника
|
архитектура
| Покровский собор (собор Василия Блаженного)
| 1555-1560
|
| Построен в честь взятия русскими войсками Казани. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок.
|
живопись
| Фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. В Москве- расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, создавал фрески для Архангельского собора. Создал иконостас для Благовещенского собора.
| Вторая пол 14 в.
| Феофан Грек
| Его религиозные сюжеты были выполнены в несвойственной византийской живописи манере. Смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении.
|
Живопись
| Роспись стен Благовещенского собора Московского Кремля
| 1405 г.
| Андрей Рублёв, Феофан Грек, Прохор из Городца.
|
|
живопись
| Роспись Успенского Собора во Владимире, собора Троице-Сергиева монастыря.
|
| Андрей Рублёв, Даниил Черный
|
|
Живопись
| Икона «Святая Троица» для иконостаса Троицкого собора.
|
| Андрей Рублёв
| Впервые изобразил Троицу в виде трех прекрасных юношей-ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, но очень печальную беседу. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма.
|
живопись
| Написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.
| Конец 15-нач 16 в.
| Монах Дионисий
| На его иконах лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды из жизненного пути.
|