Конспект урока по музыке.. Задачи
Конспект урока по музыке.
Класс 3
Тип урока: Открытия новых знаний
Тема урока: М. И. Глинка «Опера «Иван Сусанин»»
Цель урока: создание условий для знакомства с произведением М. И. Глинки «Опера «Иван Сусанин»»
Задачи
Образовательные: Познакомить произведением М. И. Глинки «Опера «Иван Сусанин»»;
Развивающие: развивать мышление, воображение, речь, кругозор на примере оперы М.И.Глинки, музыкальную память, восприятие, вокально-хоровые навыки;
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству М.И.Глинки, воспитывать чувства патриотизма.
Оборудование: Презентация, технологическая карта урока. Видеофильм «Глинка»;Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;Фонограмма : Хор «Славься», Текст : хор «Славься», видеофрагмент.
Планируемые результаты: Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа; Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения еерезультата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своейдеятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтрольпроцесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.Воспринимать на слух музыкальное произведение.Давать образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные УУД:Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.
Личностные УУД:формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценки;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Оборудование:мультимедийный проектор, презентация,
Ход урока
Этапы урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Организационный момент.
| 1 мин
| 1. – Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
| 1. Приветствие.
| 2.Постановка цели и задач урока.
| 3 мин
| 1. – Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр.
2. – Кто был в театре? А в оперном театре? Почему его так назвали?
3. – Рассаживайтесь удобно в зрительном зале. (На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд - «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж» ( слайд 1).
– Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).
4. – Итак, как вы думаете, с чем познакомимся, раз мы в оперном театре?
5. – Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» (слайд 6). Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?
| 1. – Да!
2. – Там исполняются оперы.
3. Выполняют указания учителя.
4. – С новой оперой.
5. – Прослушать «Оперу «Иван Сусанин»», проанализировать её.
| 3.Актуализация знаний
| 2 мин
| 1. – Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
2. – Что такое кантата?
3. – Какую песню вы учили?
– Кантаты обычно исполняют в концертных залах, но также их можно услышать в оперном театре.
| 1. – Кантата «Александр Невский».
2. – Кантата — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
3. – «Вставайте, люди русские» Сергей Сергеевич Прокофьев
| 4. Первичное усвоение новых знаний.
СЛУШАНИЕ
ария Сусанина
СЛУШАНИЕ заключительный хор «Славься»
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА заключительный хор «Славься»
| 35 мин
| 1. – Посмотрите внимательно на экран (слайд 7), здесь вы видите слова «опера». Прочитайте на слайде определение слова «опера».
2. – В опере объединяются различные художественные средства: сольное, ансамблевое и хоровое пение, симфонический оркестр, костюмы, декорации .
Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется либретто (слайд 8).
Перед началом оперы обычно исполняется оркестровая пьеса, которая называется увертюра (слайд 8). Увертюра основана на музыкальных темах оперы и воплощает ее главную идею.
3. – Внимание на экран (слайд 9), кого вы там видите? Знаком ли он вам?
4. – Это Михаил иванович глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия.
М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал ОДНОИМЕННУЮ оперу.
5. – Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?
6. – Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?
7. – Посмотрите на портрет Ивана Сусанина (слайд 10). Написанным Скотти Михаилом Ивановичем. Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.
8. – Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками.
– А кто знает, что такое ария? (слайд 11).
– Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели. Вспомним правила слушания.
9. – Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии? Как звучит музыка (слайд 12)?
10. – Вот такая интересная история про храбрость русских людей. Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?
11. – А теперь встанем и немного разомнемся. ФИЗМИНУТКА
12. – А теперь послушаем заключительный хор оперы «Славься»,
13. – Ребята, представьте, что вы дирижеры оркестра, постарайтесь пластичными движениями рук передать свои музыкальные эмоции. Итак, как звучала музыка, какой характер (слайд 12)? Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас? Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор? Какие черты русского характера воспевает эта музыка? Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои? Какой же можно сделать вывод?
14. – Сейчас мы с вами споём этот хор (слайд 13).
Разучивание слов.
15. – Как мы должны её спеть, с каким настроением?
16. – А теперь попробуем спеть. Текст лежит у вас на столе. Внимательно смотрим на меня. Начинаем петь по взмаху моей руки.
Исполнение хора «Славься».
| 1. – Опера – это музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
2. Записывают понятия в тетрадь.
3. Отвечают на вопросы.
4. Слушают учителя.
5. – Крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги- он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу.
6. Отвечают на вопросы.
7. Анализируют портрет Ивана Сусанина.
8. Смотрят видео фрагмент.
– Ария – номер в опере, который исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания.
9. Анализируют музыку.
10. – Люди должны знать героев и быть героями.
11. Выполняют физкультминутку.
12. Слушают произведение.
13. Выполняют указания учителя, отвечают на вопросы.
– Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.
14. Разучивают слова хора.
15. – С чувством гордости, воинственно.
16. – Исполняют хор «Славься».
| Домашнее задание.
| 1 мин
| 1. – (Слайд 15). Нарисуйте дома иллюстрации к хору «СЛАВЬСЯ».
| 1. Записывают домашнее задание в дневник.
| Итог. Рефлексия
| 3 мин
| 1. – А сейчас подведем итог нашего урока (слайд 14). С каким композитором познакомились? Итак, что такое опера? С какой оперой мы познакомились на уроке? Какую песню мы учили? Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?
2. – Дополните предложение:
- Я узнал…
- Самое интересное…
- Я запомнил это произведение, потому что…
- На этом наш урок закончен
| 1. Отвечают на вопросы.
2. Дополняют предложения.
|
|