Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сравните нотную запись «Фуги» И.-С. Баха и картину М. К. Чюрлениса



 

Урок музыки 5 класс №2 (4 четверть) 
Тема: «Полифония в музыке и живописи» 

На прошлом уроке вы познакомились с новым музыкальным термином ПОЛИФОНИЯ -
(многозвучие) - вид многоголосия, которое основано на одновременном 
сочетании двух или более самостоятельных мелодий. По словам И.-С.
Баха, каждое произведение - это беседа разных голосов, которые
представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов
нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет
вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в 

середину разговора или говорить без смысла и надобности.  

           

Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга - вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль - тема - имитируется (повторяется, развивается) в разных голосах. Фуга переводится как бег. Перед фугой звучит прелюдия (вступление) или Токката (переводится как удар). 

 

Послушай фугу из известного уже тебе произведения   
«Токката и фуга» И.-С. Баха. 

https://www.youtube.com/watch?v=qPNtI2wM9Yo 

    Вы удивитесь, но «ФУГОЙ»  назвал свое полотно литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911). 

     

  Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным
термином - "Фуга"? Об этом говорят линейно выстроенные ряды образов
картины. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов,
расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое
движение. Пространство живописной "Фуги" можно трактовать как ряд
уровней, которые подобны записи партитуры музыкального сочинения - от верхней 

горизонтали до самого нижнего "голоса". 

     

Благодаря живописному образу, созданному художником, мы видим особенности построения определённой полифонической формы (фуги) - мы её видим, она зрима, это нам помогает  понять глубинный смысл полифонической (многоголосной) музыки. 

 


1


        Сравните нотную запись «Фуги» И.-С. Баха и картину М. К. Чюрлениса  

     
 

 


А теперь послушайПрелюдию Баха для клавира (клавишный инструмент эпохи 17-18
века). Создаётся образ беседующих голосов, каждый их которых индивидуален,
самостоятелен. 

https://music.yandex.ru/users/music.partners/playlists/1286 

         
 
   

 

 


Живописная музыка М. Чюрлёниса
Послушай две прелюдии М. Чюрлёниса. 

1. Прелюдия ми минор. СЛУШАТЬ 

В основе этой  прелюдии лежит трёхзвучная песенная интонация, напоминающая 

нехитрый напев. Лирическое настроение прелюдии дополняют мягкие, словно пульсирующие ритмы сопровождения с пульсирующим подголоском.  

2. Послушай вторую прелюдию фа мажор. Слушать 

Обрати внимание на то, что здесь композитор использует другие приёмы
развития. Арпеджированные (каждый звук следует один за другим) аккорды в левой руке 

2


имитируют звучание канклеса, литовского народного музыкального инструмента (родственного русским гуслям). 

 

 

 


Из всего  сказанного и услышанного можно сделать вывод: музыка и живопись, охватывая жизнь во всём её многообразии, гармонии (созвучии, согласии) и  противоречиях, обнаруживают общность языка художественных произведений, которую можно выразить следующим образом: линия - форма - цвет в картине (в живописи) воспринимаются  как единство  мелодии - формы - лада в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.  

 

 


Домашнее задание 

1. Выполни интерактивное задание «Найди портрет композитора» 

https://learningapps.org/display?v=pkpn5f6x520

Сделать фото, что вы прошли тест и оправить мне в ВК 

 

2. Разучи новую песню Александры Дроздовой «Вместе с нами»  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.