|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравните нотную запись «Фуги» И.-С. Баха и картину М. К. ЧюрленисаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Урок музыки 5 класс №2 (4 четверть) На прошлом уроке вы познакомились с новым музыкальным термином ПОЛИФОНИЯ - середину разговора или говорить без смысла и надобности.
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга - вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль - тема - имитируется (повторяется, развивается) в разных голосах. Фуга переводится как бег. Перед фугой звучит прелюдия (вступление) или Токката (переводится как удар).
Послушай фугу из известного уже тебе произведения
https://www.youtube.com/watch?v=qPNtI2wM9Yo
Вы удивитесь, но «ФУГОЙ» назвал свое полотно литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911).
Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным горизонтали до самого нижнего "голоса".
Благодаря живописному образу, созданному художником, мы видим особенности построения определённой полифонической формы (фуги) - мы её видим, она зрима, это нам помогает понять глубинный смысл полифонической (многоголосной) музыки. 1 Сравните нотную запись «Фуги» И.-С. Баха и картину М. К. Чюрлениса
А теперь послушайПрелюдию Баха для клавира (клавишный инструмент эпохи 17-18 https://music.yandex.ru/users/music.partners/playlists/1286
Живописная музыка М. Чюрлёниса 1. Прелюдия ми минор. СЛУШАТЬ В основе этой прелюдии лежит трёхзвучная песенная интонация, напоминающая нехитрый напев. Лирическое настроение прелюдии дополняют мягкие, словно пульсирующие ритмы сопровождения с пульсирующим подголоском. 2. Послушай вторую прелюдию фа мажор. Слушать Обрати внимание на то, что здесь композитор использует другие приёмы 2 имитируют звучание канклеса, литовского народного музыкального инструмента (родственного русским гуслям).
Из всего сказанного и услышанного можно сделать вывод: музыка и живопись, охватывая жизнь во всём её многообразии, гармонии (созвучии, согласии) и противоречиях, обнаруживают общность языка художественных произведений, которую можно выразить следующим образом: линия - форма - цвет в картине (в живописи) воспринимаются как единство мелодии - формы - лада в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.
Домашнее задание 1. Выполни интерактивное задание «Найди портрет композитора» https://learningapps.org/display?v=pkpn5f6x520 Сделать фото, что вы прошли тест и оправить мне в ВК
2. Разучи новую песню Александры Дроздовой «Вместе с нами»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|