Александров Кирилл гр.21 2.1 Культура
Александров Кирилл гр.21 2.1 Культура
1.Дайте характеристику понятия культура? Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе
2.Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга? Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д Духовная культуравключает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д.
3.Охарактеризуйте основные элементы культуры.Основными элементами культуры служат: 1) Язык 2) Ценности 3) Нормы Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Ценности – это одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии
4.Какие функции выполняет культура? Культура играет большую рать в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры Прежде всего это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции. Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества. В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.
5.Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения? Различают следующие формы культуры: 1) Народная 2) Элитарная 3) Массовая Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным крутом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное). Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений.
6.Что такое экранная культура? Приведите примеры экранной культуры. Какую роль она играет в современном мире? С развитием информационного общества появилось такое понятие, как экранная культура, распространяемая через средства массовой информации. Она является частью современной массовой и элитарной культур, многократно растиражированной через различные электронные носители. Экранная культура включает три основных элемента: кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру. Таким образом, экранная культура представляет собой систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.
7.Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления. Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Так, например, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т. д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком. Особую разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.
8.В чем проявляются проблемы духовного кризиса и поиска в молодежной среде? Что необходимо сделать для формирования у молодежи моральных ценностей установок, идеалов и нравственных ориентиров? Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального. Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием. Проблемы духовного кризиса: 1) Молодежь все меньше и меньше посещают церковь. 2) Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации 3) Не сформулированное или размытое мнение о чем-либо проблемы духовного поиска: а) Молодежь не может найти увлечение/занятие, которое бы ему понравилось (например, чтение книг, посещение лекций, занятий, мероприятий); б) Неприязнь к учебе, все больше и больше детей заняты "игрушками" в компьютерные игры.
9.Что такое диффузия культуры? Какие вы знаете уровни взаимодействия культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимовлияния культур. Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развитая, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
10.В чем состоят государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям? В настоящее время государство гарантирует свободу доступа к культурным ценностям. Конституция РФ, статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
11.Какие учреждения культуры вы знаете? Приведите примеры учреждений культуры вашего города (района). Какие учреждения культуры вы чаще всего посещаете? Учреждения культуры - Библиотека, музей, театр, гимназия, галерея, выставки, кино Чаще всего я посещаю кино и музеи
Творческое задание
Вид культуры
| Характерные черты
| Народная
| 1)Складывается в ранний период истории человечества
2)Включает в себя сказки, песни, танцы, мифы и легенды 3)Развивается на основе традиций и преемственности 4)Призвана сохранять самобытность национальных культур
| Элитарная
| Рассчитана на ее восприятие ограниченным крутом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.
Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).
| Массовая
| Наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
|
|