Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой (задания для самостоятельной работы).



 

 

ТЕМА: Основные тенденции развития детской литературы послевоенной поры.

ЦЕЛЬ: познакомить студентов с творчеством Л.Пантелеева, В Осеевой, В. Катаевым;

ВИД ЗАНЯТИЯ:

ОБОРУДОВАНИЕ:

ЛИТЕРАТУРА:

1. Русская литература для детей. Учеб. пособие. Для студ. сред. пед. учеб. заведении / Под ред. Т.Д.Полозовой. 2-е изд, испр. М.: Асайет А, 1998.

2. http://csdb62.ru/blog/raznoe/:6378

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

 

2. Изложение материала лекции (план и текст лекции)

1. Общая характеристика литературы 40-50х годов

2.Л. Пантелеев

3.В. Осеева

4. В.Катаев

1. События Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Самыми важными объявлялись темы, связанные с военными подвигами, самозабвенным трудом, жертвой во имя коллектива. Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить.

    В начале войны С. Михалков написал стихотворную книжку «Быль для детей», в которой, объясняя малышам смысл и цели войны, создал величественный образ воюющего за правое дело народа.

С.Я. Маршак вернулся к своему старому герою – почтальону: на войне действуют тысячи почтальонов, «полковых и батальонных» («Почта военная»).

Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих, погибающих от голода и обстрелов.

  В 1944 году выходит повесть В.Катаева «Сын полка». Писатель показывал, что дети не беспомощны на войне, что подросток способен не только выстоять в страшных, нечеловеческих условиях, но и оказаться помощником взрослых. Катаев подчёркивает решающую роль в детской судьбе добрых и разумных людей.

     В годы Великой Отечественной войны А.Л. Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950).

   О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).

В поэме «Звенигород» нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны.

Вот что писательница рассказывает в своей книге «Найти человека» (1969): «Случилось так, что в 1954 году библиотекарша Карагандинского дома инвалидов прочитала «Звенигород» уборщице Софье Ульяновне Гудевой, у которой восьмилетняя дочка Нина, так же, как и дети в поэме, потерялась во время войны. Софья Ульяновна написала мне о своей беде. В письме не было никаких просьб, только надежда, что, может быть, Нина жива и выросла в хорошем детском доме, Я решила попытаться помочь Гудевой». Далее писательница рассказывает, как она обратилась в Отдел розысков управления милиции. После восьми месяцев поисков Нина нашлась, ей было восемнадцать лет, она работала на швейной фабрике в городе Умань. Велико было счастье матери и дочери, встретившихся после стольких лет разлуки... Нина переехала жить к матери.

◦ «Но история на этом не закончилась,— продолжает писательница.— В журнале «Огонек» появилась заметка, в которой писатель Макс Поляновский довольно подробно рассказал о том, как «Звенигород» (поэзия плюс милиция!) соединил мать и дочь.

◦ Заметку прочитал комсомолец Иосиф Котвицкий, служивший в армии, в Житомире. Его заинтересовала судьба Нины, и он спрятал номер журнала на дно своего чемодана. И как это ни удивительно, после демобилизации попал он в тот самый город, где Нина жила. Приехал в Караганду по комсомольской путевке, разыскал Нину. Они познакомились, подружились, а потом и поженились».

◦ Побывав в 1964 году в Караганде, Агния Барто встретилась с Ниной — уже Котвицкой,— ее мужем, ее матерью и двумя детьми.

◦ Журналисты подробно рассказали про судьбу семьи Гудевых-Котвицких в печати, и Агния Барто стала получать множество писем с просьбами помочь разыскать детей, также пропавших во время войны. Поэт не мог не отозваться на эти просьбы. Агния Барто стала вести передачи по радио. Трудности были в том, что к ней обращались люди, не помнившие точных данных — не знавшие ни места своего рождения, ни года, а часто даже не знавшие своего настоящего имени. Отдельные приметы, детские воспоминания были подчас единственным ориентиром. Передачи шли по радиостанции «Маяк» с 1965 по 1974 год — ДЕВЯТЬ ЛЕТ. Благодаря Агнии Барто, ее пониманию детской психологии, ее энергии и настойчивости больше тысячи семейств нашли своих потерянных родных. Об этих поисках Агния Барто и написала книгу «Найти человека».

◦ Эта книга дважды — в 1969 и в 1975 годах — выходила в издательстве «Советский писатель». А в 1969 году она вышла еще в «Роман-газете» с предисловием Константина Симонова.

Для дошкольников в послевоенные годы были написаны рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», Н. Носова «Огурцы», Н. Сладкова «Серебряный хвост», «Джейранчик» др. В это же время в поэзии для детей зазвучали имена Я. Акима, В. Берестова, Е. Благининой, Б. Заходера, Н. Кончаловской.

2. В годы войны заметно сближается актуальное чтение взрослых и детей, получают распространение коллективные чтения: собирались для этого в школах вечерами; чтение очерков, новых публикаций разных жанров объединяло соседей. Небывалый в истории факт: непосредственно к детям обращаются журналисты, писатели со страниц периодики, разговаривая с юными читателями по насущным проблемам жизни без скидки на возраст. Например, статья В. Васильева «Маленькому гражданину моей Родины»: «Ты должен заменить тех, которые погибнут. Придет время, ты подымешь их работу. Ты не можешь быть хуже, чем они. Ты должен учиться, учиться и учиться, чтобы с честью занять их место. Ты не можешь терять ни минуты, время идет, и каждый твой шаг должен быть шагом вперед». Именно так проявляет себя герой рассказа Л.Пантелеева «На ялике» Матвей — Мотя.

2. Леонид Пантелеев — литературный псевдоним Алексея Ивановича Еремеева (1908—1967). Отца Моти, перевозчика через Неву, убило осколком снаряда. Двенадцатилетний сын занял место отца. Теперь он бесстрашно под дождем осколков снарядов перевозит пассажиров на лодке через реку. Его точность в работе, как и бесстрашие, проявляются как закономерная норма поведения. А сам Матвей не по-детски, но вполне оправданно характером, с нескрываемой иронией реагирует на вопрос: «Неужели ты не боишься?» Матвеем Константиновичем величают его взрослые пассажиры, знающие, что он «и днем и ночью, и в дождь и в бурю», и «под осколками снарядов — всегда на посту: «... Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные весла? Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой еще, небось, не высохла кровь его отца? Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к веслам, и к черной невской воде. Даже отдаленный орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался. Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий!..» — рассуждает рассказчик, профессиональный военный. Двенадцатилетний Матвей Константинович не позволяет усомниться, что он не знаком с чувством жертвенности. «Воды бояться — в море не бывать», — отвечает он своему собеседнику на повторный вопрос: как же это может быть не страшно работать, если каждую минуту убить могут. «Ну что же! Конечно, могут. Всякое бывает. Могут и убить. Тогда что ж... Тогда, значит, придется Маньке за весла садиться. — Какой Маньке? — Ну какой? Сестренке. Она, вы не думайте, она хоть и маленькая, а силы-то у нее побольше, чем у другого пацана...» Маньке еще не было и десяти лет, хотя и она так же уверенно, ловко, привычно работала тяжелыми веслами. Суть, конечно, не в физической нагрузке. В силе духа! В силе внутренней абсолютной преданности делу, чести, памяти отца своего. В силе нравственной преемственности. В естественности и закономерности диктата сердца, который, одновременно, — диктат жизни в ее бессмертии. Матвей, заменивший погибшего отца на переправе, каждодневно осознанно совершает взятый на себя долг сына своих родителей и матери-Родины. Такова норма бытия. Таков зов души. Двенадцатилетний Матвей Константинович — родной брат по духу, по верности идеалам Александру Матросову.

   Его подвиг запечатлен в рассказе Л.Пантелеева «Гвардии рядовой». Автор рассказа о гвардии рядовом Александре Матросове публицистичен, ввиду крайней неординарности подвига героя, чье имя не может, не должно быть неизвестно сегодняшним мальчишкам. Не должно быть затемнено бесславными нелепыми смертями в военных действиях мирного времени. Главное сегодня — почувствовать обдуманность абсолютно отчаянного подвига — закрыть собою амбразуру вражеского пулемета. Писатель ради этого удлиняет во времени смертельный бросок Саши: расстояние от своих до вражеского пулемета преодолевает сначала группа бойцов. Затем Саша смог «дать резкую короткую очередь по амбразуре». «Облако желтого дыма вырвалось из амбразуры, громовой удар потряс землю и закачал вершины деревьев...» Но пулемет «ожил» в тот момент, когда «бойцы дружно поднялись в рост,... пробежали десяток-другой шагов в сторону дзота». Вот тогда Александр Матросов и принял свое решение: «... Саша Матросов выбежал из своего укрытия и с криком: «А, сволочь!» — кинулся к вражескому дзоту...» Здесь надо вспомнить, что присущее Тимофею и Саше бесстрашие как свойство души каждого из них, как следствие абсолютной веры в высокие идеалы, Л.Пантелеев воспел, эстетизировал еще в образе героя гражданской войны — в рядовом Пете Трофимове из рассказа «Пакет» (1932).

3. В. А. Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалисти­ческое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

          Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

В довоенных рассказах — «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» — внимание автора сосредоточено на художественном ис­следовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых.

     Рассказы Валентины Осеевой 40-х годов, адресованные детям дошкольного и младшего школьного возраста, также посвящены теме нравственно-этического становления. Сосредоточившись на психологии, на нравственных коллизиях, писательница избежала необходимости платить дань идеологии. Она освоила трудный жанр — короткий рассказ с прямой воспитательной целью, при­годный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений: «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья»и др.

    Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обес­печило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошколь­ников и младших школьников.

        Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нор­мальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия расска­зов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг».

            Достойные качества и недостатки геро­ев — это не условные детские добродетели и грехи (неряшли­вость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» ка­чества: доброта, честность, чуткость — или эгоизм, подлость, рав­нодушие, грубость.

    Хрестоматийным стал рассказ «Волшебное слово».Чтобы убе­дить маленького читателя в пользе слова пожалуйста, писатель­ница ввела в рассказ элементы сказки: совет мальчику дает зага­дочный старичок, немного похожий на волшебника; одно и то же действие повторяется троекратно (сестра, бабушка и старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчи­ка). Рассказ выстроен композиционно так, что маленькому чита­телю непременно хочется продлить его, самому испытав силу «вол­шебного слова».

    Рассказы В. Осеевой о детях военной поры«Андрейка», «От­цовская куртка», «Татьяна Петровна», «Кочерыжка» — относятся к числу лучших произведений о войне в детской литературе. Они отличаются реалистическим изображением народных характеров и атмосферы того времени, особой теплотой повествовательного тона. Межличностные коллизии отходят на второй план, на пер­вом же — Великое противостояние, война и мир, война и дети.

  Кроме рассказов В.Осеева писала стихи и сказки, адресован­ные дошкольникам и младшим школьникам, с той же идейно-художественной направленностью. Они напоминают «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка с их нравоучительными аллего­риями.

 

        Крупная повествовательная форма не сразу была освоена пи­сательницей. Широкое признание получила трилогия В.Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» (1947, 1951, 1952). До сих пор пользуется популярностью среди девочек среднего школьного воз­раста и ее автобиографическая дилогия — повести«Динка» (1954— 1956)и «Динка прощается с детством» (1969).

4.В Катаев

   Это был человек удивительной смелости и отваги, доброты и многогранного таланта. Он создал много замечательных произведений не только для взрослых, но и для детей. В. П. Катаев прожил интересную, долгую жизнь, почти 90 лет. Был свидетелем многих важных исторических событий, принимал личное участие в Первой мировой войне, Гражданской войне и Великой Отечественной войне.

Все эти события нашли отражение в разностороннем творчестве писателя: прозе, драматургии, рассказах, фельетонах, очерках, стихах. По его произведениям было создано много театральных постановок, художественных и документальных фильмов и мультфильмов.Валентин Петрович Катаев родился 28 января 1897 года в городе Одессе, в семье учителя.

В семье Катаевых уделялось большое внимание воспитанию детей – старшему сыну Валентину и младшему - Евгению, ставшему впоследствии тоже известным писателем – Евгением Петровым (псевдоним Петров от имени отца), который в соавторстве с Ильфом написал свои знаменитые произведения «12 стульев» и «Золотой теленок». Оба будущих писателя росли в окружении книг. В доме была хорошая библиотека. Любовь к литературе, музыке, искусству с детства им была привита родителями.

Когда началась Первая мировая война, Валентин Катаев, не окончив гимназию, ушел добровольцем на фронт. Участвовал в ряде больших военных операций. Прошел путь от солдата-артиллериста до прапорщика. Был дважды ранен, стал жертвой отравляющих газов, затем лечился в одесском госпитале. После демобилизации В. П. Катаев стал активно заниматься литературной деятельностью.

В 1936 году Валентин Петрович пишет роман для подростков «Белеет парус одинокий», главными героями которой стали одесские мальчишки, вовлеченные в опасную круговерть революционных событий 1905 года.
В книге рассказывается о дружбе и преданности, о верности данному слову и честности, о взаимоотношениях детей и взрослых, о красоте природы, о том, как порой большая история может изменить судьбу простого человека, словно проверяя его на жизнестойкость. Увлекательный сюжет, героизм подростков, живописное описание жизни в городе Одессе сделали это произведение одной из любимых детских книг. По этой повести был создан одноименный фильм. В 1939 году Валентин Петрович Катаев за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. Его признали классиком детской литературы.
  Началась Великая Отечественная война, и опять Катаев оказался на полях сражений. На войну с фашистскими захватчиками Катаев отправился уже в качестве военного корреспондента. Он часто оказывался на передовой, был свидетелем и участником ряда крупных сражений: на Волоколамском направлении, подо Ржевом, на Орловско-Курской дуге. Годы войны стали для Катаева периодом напряженной творческой работы. В перерывах между боями он писал рассказы, повести, очерки, стихи, заметки с фронта, которые печатались в газетах «Правда» и «Красная звезда».

В самом конце войны, в канун Победы, Катаев пишет одну из своих самых знаменитых повестей - «Сын полка», за которую он получил высокую награду - Сталинскую премию II степени. В ней рассказывается о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.
    Горькая сиротская участь была уготована тогда миллионам мальчишек и девчонок. Недаром в качестве эпиграфа к своей повести Катаев взял строки из произведения Н. А. Некрасова: «Это многих славный путь».
     У главного героя повести Вани Солнцева война отняла все: родных и близких, дом и счастливое детство. Ваня Солнцев прятался в развалинах, над его головой пролетали бомбы, а он мечтал попасть на фронт, чтобы отомстить фашистам за смерть своих родных. И его мечта сбылась. Мальчик оказался на фронте. Он попадает на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Солдаты полюбили смышленного мальчугана, окружив его теплом и заботой. В конце повести сам Ваня становится участником событий, которые требуют от него силы воли и проявления истинного героизма.
    Во время решающего наступления советских войск батарее капитана Енакиева грозит гибель. В минуту смертельной опасности командир отправляет мальчика в тыл. Но мальчик, поняв всю трагичность происходящего, отказывается покинуть батарею. Гордость наполняет сердце капитана Енакиева, когда он «понял все, что происходило в душе этого маленького человека, его солдата и его сына». Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за свою Родину, за жизнь людей.

Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня, как на злодея”.
Был в жизни Катаева период, когда он писал прекрасные сказки для детей, в которых есть все - чудеса, вера в волшебство, любовь и настоящая дружба. Для маленьких читателей Катаев написал повесть “Приключения паровоза”, сказку в стихах “Война спичек”, а самыми знаменитыми стали сказки: “Дудочка и кувшинчик” и “Цветик-семицветик”, до сих пор очень любимые детьми.

 

 

Писатель любит своих героев, и в то же время как будто смеётся над ними. Вот смешная девочка Женя, которая захотела, чтобы земляника собиралась сама собой, без каких-либо усилий. Песенку-приговорку волшебника-боровика, наверное, знают все: “Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится...” Проверено много раз - она действительно помогает набрать много ягод! Но Женя ленится нагибаться за каждой ягодой и просит у старичка волшебную дудочку, которая приподнимает кустики так, что все ягоды оказываются на виду. Старичок меняет свою дудочку на Женин кувшинчик. Получается, что ягод теперь много, а класть их некуда. Женя требует у лесовика кувшинчик обратно. Но ягоды опять прячутся под листочки, и снова приходится обменять кувшинчик на дудочку. Так, изрядно помучившись, Женя наконец-то: понимает, только потрудившись можно достичь результата и испытать радость. Во второй сказке “Цветик-семицветик”, в руки девочки Жени попадает волшебный цветок с семью лепестками, который может исполнить семь её заветных желаний! Но легкомысленная Женя тратит оторванные лепестки на пустяки. Хотя у многих детей желания могут совпадать с Жениными: кто не мечтает о конфетах, нарядах, новых игрушках… И только последний лепесток был потрачен Женей не зря: она помогла больному мальчику выздороветь. Так писатель даёт детям первое представление о настоящих и ложных ценностях. Сказки Катаева нравятся детям, потому что они очень убедительны. Писатель хорошо, ярко объясняет то, что пока детям не совсем понятно или то, над чем они пока еще не задумывались. И читатели, чувствуя, что с ними говорят о важном, запоминают эти уроки на всю жизнь. И этому будут учить своих детей. К сказкам «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» писатель написал сценарии, и они были экранизированы. По произведениям Валентина Катаева были сняты кинофильмы: "Белеет парус одинокий" (1937 г.), "Сын полка" (1946; 1981 гг.).


     В послевоенные годы Катаев продолжал заниматься активной литературно-общественной деятельностью. Был главным редактором журнала "Юность", избирался членом правления Союза писателей СССР.

Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года в Москве.

3. Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала.

3.2. Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой (задания для самостоятельной работы).

1. Прочитать материал лекции (коротко законспектировать)

2. Прочитать рассказы В.Осеевой « Волшебное слово», «Печенье», «Сыновья», «Андрейка», «Кочерыжка», «Отцовская куртка». Записать в тетради тему и идею рассказов.

3. В. Катаев «Сын полка» читать либо посмотреть фильм. https://www.youtube.com/watch?v=8C-7x65GEck, либо https://www.youtube.com/watch?v=Xcjnryedwrc (смотреть 1 и 2 серии). Сделать постер о Ване Солнцеве (по желанию)

.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.