Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание №8 по предмету «Феноменология во Франции»



 

Выполнила: студентка 1 курса магистратуры

по направлению «Философский дискурс современности:

Германия и Франция»

Зайкина Дарья

st031268@student.spbu.ru

 

Задание №8 по предмету «Феноменология во Франции»

 

В. Серов Автопортрет 1880

 

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что это автопортрет. Глаза художника с картины смотрят на нас. Стало быть, когда он писал этот портрет, глаза смотрели прямо в глаза художника. Мы можем сказать в духе М. Мерло Понти, что такая живопись несла рефлексивный характер: через этот взгляд художник обращал свой взор на самого себя, пишущего эту картину. В этом отношении картина является своего рода подобием зеркала.

Как это часто бывает не портретах источник света находится с одной стороны – лицо, соответственно, оказывается с одной стороны освещено и затемнено с противоположной. Стоит также отметить совершенно неповторимый характер света, который бывает, как мне кажется, в летнюю пору в ленинградской области, когда день уже подходит к своему концу, плавно переходя в вечер.

Легко можно представить ощущения тепла, возникающие от такого света. Когда мы смотрим на эту картину таким образом, мы добавляем в нее глубину, внося в нее ощущения тепла, которое мы знаем из нашего телесного опыта. Таким образом, живопись говорит с нами через наше тело и его ощущения, которые мы помним.

Фон тоже затемнен с противоположных сторон: этот контрапост компенсирует контраст, возникающий при взгляде на лицо. Это уравновешивает картину, добавляя в нее динамики и глубины. Глаза и платок/воротник тоже содержат на себе отблески источника света, напоминая нам о его яркости.

Поворот лица и прямой взгляд на нас тоже создают глубину пространства. Кажется, что геометрия лица является неточной, однако, эти соображения исчезают, когда мы сосредотачиваемся на ясном взоре художника, направленном прямо на нас. Кажется, что такое противоречие между поворотом головы и глазами является плодотворным и добавляет естественности.

Голова на картине наклонена вперед, что кажется можно истолковать как желание двинуться вперед или как познавательную направленность, направленную не внутрь себя, а во вне, возможно, созерцательную. При статичности взгляда это заставляет нас предположить некоторую внутреннюю активность.

Картина содержит в себе много движения: когда мы рассматриваем ее, мы переводим взгляд с глаз на рот, с одного глаза на другой. Все это создает некоторый визуальный опыт. Возможно, эта подвижность позволяет нам почувствовать, что картина является лишь выхваченным моментом спокойствия. Когда художник на секунду замер, фиксируя нечто взглядом, после чего продолжил движение.

Все перечисленное выше показывает, как мы наделяем картину глубиной и динамикой, исходя из нашего телесного опыта и памяти.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.