|
||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 33. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева. План комплексного анализа лирического произведения
Выполненные задания отправлять на электронную почту tilyuhina68@mail.ru или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v. Индивидуальные консультации по тел. 0721693268, 0950579315.
15.05 Практическое занятие № 33 Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева Задание. Письменно выполнить анализ (по плану) одного из стихотворений: - «О, как убийственно мы любим», - «Последняя любовь», - «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), - «Я помню время золотое». - План комплексного анализа лирического произведения 1. Кем и когда написано стихотворение? Историко-литературный комментарий. 2. Центральная тема стихотворения. Идея стихотворения. 3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к… и др. жанры). 4. Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.) 5. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. 6. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. 7. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя. 8 Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. 9. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). а) Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя (метрика (размер стихосложения); фоника (аллитерация, ассонанс); рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая рифма); строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие, октава, сонет, Онегинская строфа). б) Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. в) Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). г) Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение. 10. Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. 11. Смысл названия стихотворения. 12. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Приложение 1 *** Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка в дол глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит. Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела... Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.
*** Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, - Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки Гляжу на вас, как бы во сне, - И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
*** О, как убийственно мы любим, Давно ль, гордясь своей победой, Куда ланит девались розы, Ты помнишь ли, при вашей встрече, И что ж теперь? И где все это? Судьбы ужасным приговором Жизнь отреченья, жизнь страданья! И на земле ей дико стало, И что ж от долгого мученья О, как убийственно мы любим,
Последняя любовь О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, — Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.
|
||||||||||||||||||||
|