Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседы по музыке, 34  класс (IV четверть, 2 урок)



Беседы по музыке, 34  класс (IV четверть, 2 урок)

Тема: Тема: П.И.Чайковский. Место 4,5,6 симфонии в творческом наследии композитора

Преп. Малинина К.В. (сот. +7 992 028 8010)

Выполненные домашние задания, результаты изученного материала отправлять (на выбор):
· через социальные сети Viber, WhatsApp (сот. +7 992 028 8010)
·  В контакте –https://vk.com/ksenya_malinina
· На почтуmalinina-kv@mail.ru

 

Человек и его судьба – это сложная философская тема на протяжении всей жизни болезненно волновала великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Постоянно терзаемый душевными муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе рока, стала «Симфония № 4», а продолжение эта тема получила в «Симфонии № 5» - произведении, которое замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев характеризовал как одно из лучших сочинений Петра Ильича.

История создания

В 1877 году Пётр Ильич Чайковский, отойдя в своём творчестве от лирико-психологического направления, написал знаковое произведение - плод пылкого душевного устремления, в котором с неимоверной силой продемонстрировал схватку человека с неизбежностью судьбы – роком. Этим творением композитора, вошедшим в историю отечественной музыки как психологическая драма, была «Симфония № 4». Прошло десять лет, но проблемы, которые волновали маэстро в 37-ми летнем возрасте, продолжали будоражить его душу. За такое длительное время мысли, чувства, взгляды на жизнь и религию у Чайковского, несомненно, изменились. С чем-то он смирился, а что-то считал уже не столь важным, но, тем не менее, вновь и вновь размышлял на волнующую его тему: человек, судьба и роковые силы, препятствующие устремлению ко всему светлому.

Тяжкие думы и душевные мучения, преследовавшие Петра Ильича, он старался заглушить напряжённой работой. Осенью 1887 года маэстро стоял за дирижёрским пультом в Мариинском театре на премьерных спектаклях «Чародейки», затем был приглашён в Москву для участия в симфонических концертах. Далее ему предстояло большое концертное турне по странам Европы с посещением Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Праги, Лондона и Парижа. Эти гастроли для 48-ми летнего композитора были триумфальными и насыщенными новыми приятными знакомствами. Впоследствии у Чайковского остались сердечные воспоминания о встречах с норвежским композитором Эдвардом Григом, а также с восьмидесятилетним директором Филармонического общества в Гамбурге, почтенным Теодором Аве-Лаллеманом, которого Пётр Ильич называл своим большим другом.

Вернувшись на родину после четырехмесячных утомительных поездок, Чайковский в апреле 1988 года уединился в усадьбе «Фроловское» и приступил к работе над своим новым произведением – «Симфонией № 5», мысль, о написании которой вынашивал ещё находясь за границей. Душевное состояние композитора в тот период продолжало оставаться напряжённым, сочинение симфонии поначалу давалось ему с таким трудом, что маэстро уже начал сомневаться в своих силах: не иссякли ли его творческие возможности. Однако к середине августа произведение, создаваемое при постоянных переделках и перекройках, было закончено, а осенью полностью откорректировано.

Премьерное исполнение Пятой симфонии состоялось 5 ноября того же года на концерте Санкт-Петербургского филармонического общества, Московские меломаны познакомились с новым сочинением композитора 10 декабря на концерте, представленном Русским Музыкальным Обществом. В обеих столицах за дирижёрским пультом стоял сам автор. Слушатели Петербурга и Москвы приняли симфонию довольно радушно, однако мнения критиков относительно нового произведения не были единогласны, да и сам маэстро о своем творении отзывался весьма нелестно. В письмах друзьям он писал, что считает его неудачным: излишне пёстрым, неискренним и даже отталкивающим. Только спустя несколько месяцев, после исполнения симфонии в Гамбурге, Чайковский изменил отношение к своему созданию, наконец-то признав его достоинства.

Симфония № 5 (e-moll) представляет собой четырёхчастную композицию, которая начинается суровой и скорбной темой в исполнении первого и второго кларнета в унисон под угрюмый аккомпанемент струнных инструментов, звучащих в низком регистре. По своей сути это траурный марш, символизирующий неотвратимые, роковые силы, которые преследуют человека на протяжении всей жизни. Может быть поэтому композитор и проводит заявленную во вступлении мрачную тему судьбы сквозь всё произведение.

· Первая часть - Andante. Allegro con anima. Главная партия, которая непосредственно следует за интродукцией, поначалу звучит очень тихо и робко. В исполнении кларнета и фагота она по характеру близка теме вступления и поначалу тоже напоминает сумрачный марш. Далее музыка значительно преображается: из-за обостряющейся ритмики движение становится порывистым. Постепенно нарастающая динамика приводит к эмоциональной кульминации раздела. Стремительно развивающаяся главная партия уступает место новому музыкальному образу - распевной с романтическим оттенком побочной партии, средним эпизодом которой является нежный и чувственный вальс. Затем лирическая тема прерывается резкими аккордами, возвращающими к драматическому музыкальному повествованию. В разработке накал столкновений усиливается, а трагизм музыки увеличивается.

· Вторая часть - Andante cantabile, con alcuna licenza, являющаяся ярчайшим образцом лирики Чайковского, начинается печальным хоралом в исполнении альтов, виолончелей и контрабасов, на который затем накладывается задушевное соло валторны. К этому проникновенному напеву присоединяются лиричные мотивы кларнета и гобоя. Всё перерастает в красивую выразительную элегию с бескрайним разливом мелодии, которую внезапно прерывает суровая тема рока. После кратковременной паузы тема элегии возвращается, но на этот раз она получает интенсивное развитие, и становиться более экспрессивной. Затем нарушая идиллическое настроение и как бы всё сметая на своём пути, опять врывается лейтмотив роковой судьбы, а за ним безрадостно звучит главная тема второй части.

· Третья часть. Allegro moderato. Это сладкозвучный лиричный вальс с красивой мелодической линией переходящей от одного инструмента к другому. Нежная тема раздела, уводящая от суеты и тревог в мир грёз, постепенно начинает энергично развиваться и приобретает свободу и широту. Всё смятение и беспокойство уходит и даже грозная тема судьбы в исполнении кларнета и фагота неназойливо напоминает о себе лишь в окончании части.

Четвертая часть. Финал. Andante maestoso. Allegro vivace. Не успели прозвучать последние звуки вальса, как подчёркнуто торжественно начинается заключительная часть. Поначалу это преображённая тема вступления, в виде замедленного марша, хотя теперь по колориту она представлена композитором как волевая и мужественная. Далее вторгается образ, напоминающий своим стремительным темпераментом и вихревым движением сцены народного празднества. Однако тема рока, прорезая звук всего оркестра, вновь и вновь пронзительно заявляет о себе. Впоследствии она утрачивает свой устрашающий оттенок и в блестящем торжествующем финале звучит в мажорном настроении.

Более ста двадцати лет прошло с тех пор, как великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский представил на суд слушателей свою завораживающую красотой музыки «Симфонию №5». Всё это время музыкальные критики и знаменитые дирижёры стараются постичь скрытый смысл этого выдающегося произведения и разгадать замысел маэстро: кто же всё-таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой?

 

Задание:

1.Кратко законспектировать материал.

2. Прослушать основные темы Симфонии №5 П.И. Чайковского

 Прослушать темы можно здесь - https://vk.com/music/album/39910567_70176888

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.