Структура беседы
Структура беседы
Состоит из 5 фаз:
- 1. Начало беседы.
- 2. Передача информации.
- 3. Аргументирование.
- 4. Опровержение доводов собеседника.
- 5. Принятие решений.
В отношении любого выступления, любой беседы действуют 10 общих правил, соблюдение которых сделает ваше выступление, если не совершенным, то по крайней мере корректным:
- 1. Профессиональные знания.
- 2. Ясность.
- 3. Надежность.
- 4. Постоянная направленность.
- 5. Ритм.
- 6. Повторение.
- 7. Элемент внезапности.
- 8. «Насыщенность» рассуждений.
- 9. Рамки передачи информации.
- 10. Определенная доза юмора и даже, в какой - то мере, иронии.
К перечисленным правилам можно добавить следующие основные черты живой речи:
- · в любой беседе ценны содержание и техника изложения;
- · следует ограничиваться фактами и подробностями в беседе рассуждениями по теме;
- · беседу лучше планировать с различными возможными вариантами;
- · необходимо иногда повторять и делать выводы из сказанного;
- · следует обращаться непосредственно к собеседнику, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет большое значение.
Фаза I. Начало беседы
Задачи: беседа аргументирование замечание собеседник
- · установление контакта с собеседником;
- · создание приятной атмосферы для беседы;
- · привлечение внимания;
- · побуждение интереса к беседе;
- · «перехват» инициативы.
Приемы начала беседы:
- 1. Метод снятия напряжения - позволяет установить тесный контакт с собеседником.
- 2. Метод «зацепки» - позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы.
- 3. Метод стимулирования игры воображения - предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.
- 4. Метод прямого подхода - означает непосредственный переход к делу, без выступления.
Правильное начало беседы предполагает:
- · точное описание целей беседы;
- · взаимное представление собеседников;
- · название темы;
- · представление лица, ведущего беседу;
- · объявление последовательности рассмотрения вопросов.
На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником:
- а) ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
- б) обращение к собеседникам по имени и отчеству;
- в) соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица);
- г) проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам;
- е) обращение за ответом и т.п.
Фаза II. Передача информации
Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:
- · сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
- · выявление мотивов и целей собеседника;
- · передача запланированной информации;
- · анализ и проверка позиции собеседника.
- 5 основных групп вопросов:
- 1. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Какова цель вопросов такого типа? Получить от собеседника обоснованные аргументы для ожидаемого от него же ответа.
- 2. Открытые вопросы - это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого - то объяснения.
- 3. Риторические вопросы - на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы и обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения.
- 4. Переломные вопросы - удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем.
- 5. Вопросы для обдумывания - вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано.
Фаза III. Аргументация
Мелочи, имеющие иногда решающее значение:
- 1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.
- 2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.
- 3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных контактах, окажется для вас же выгоднее:
- · всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия;
- · продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками;
- · избегать пустых фраз.
- 4. Приспособить аргументы к личности вашего собеседника:
- · направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;
- · избегать простого перечисления фактов;
- · употреблять терминологию, понятную собеседнику.
- 5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.
- 6. Попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.
Дня построения аргументации имеются 12 риторических методов аргументирования:
- 1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику.
- 2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против.
- 3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому выводу.
- 4. Метод сравнения.
- 5. Метод «да..., но».
- 6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения».
- 7. Метод «бумеранга».
- 8. Метод игнорирования.
- 9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает.
- 10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.
- 11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее.
- 12. Метод видимой поддержки.
Двенадцать спекулятивных методов аргументации:
- 1. Техника преувеличения.
- 2. Техника анекдота.
- 3. Техника использования авторитета.
- 4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на правиле: если я не смогу опровергнуть существо вопроса, тогда по меньшей мере нужно поставить под сомнение личность собеседника.
- 5. Техника изоляции основана на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде с тем, чтобы они имели значение, противоположное первоначальному.
- 6. Техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии.
- 7. Техника вытеснения - собеседник в действительности не переходит к какой - то одной, точно определенной проблеме, преувеличивает второстепенные проблемы, взятые из выступления.
- 8. Техника введения в заблуждение, основывается на сообщении путаной информации, слов, которыми забрасывает собеседник.
- 9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание.
- 10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму «вытеснения» процесса рассуждений (собеседник взывает к сочувствию).
- 11. Техника искажения.
- 12. Техника вопросов-капканов. Включает 4 группы:
- · повторение;
- · вымогательство;
- · альтернатива;
- · контрвопросы.
Фаза IV. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)
Цели:
- · убедительность изложения;
- · надежность изложения;
- · развеивание сомнений;
- · мотивы сопротивления и точка зрения.
Почему возникают замечания?
- · защитная реакция;
- · разыгрывание роли;
- · другой подход;
- · несогласие;
- · тактические раздумья.
Какова логическая структура опровержения замечаний?
- · анализ замечаний;
- · обнаружение настоящей причины;
- · выбор тактики;
- · выбор метода;
- · оперативное опровержение замечаний.
Как обращаться с замечаниями при нейтрализации (опровержения)?
- · локализация;
- · тон ответа;
- · открытое противоречие;
- · уважение;
- · признание правоты;
- · воздержанность в личных оценках;
- · краткость ответа;
- · недопущение превосходства.
Фаза V. Принятие решения
Цели:
- · подытоживание аргументов, призванных и одобренных вашим собеседником;
- · нейтрализация негативных моментов в заключении;
- · закрепление и подтверждение того, что достигнуто;
- · наведение мостов для следующей беседы.
Несколько общих советов в связи с окончанием беседы:
- · Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашей целью.
- · Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.
- · Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.
- · Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.
- · Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит «нет».
- · Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.
- · Следите за поведением собеседника, чтобы вовремя понять, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.
- · Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника. (2. С. 150)
|