Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура беседы



Структура беседы

Состоит из 5 фаз:

  • 1. Начало беседы.
  • 2. Передача информации.
  • 3. Аргументирование.
  • 4. Опровержение доводов собеседника.
  • 5. Принятие решений.

В отношении любого выступления, любой беседы действуют 10 общих правил, соблюдение которых сделает ваше выступление, если не совершенным, то по крайней мере корректным:

  • 1. Профессиональные знания.
  • 2. Ясность.
  • 3. Надежность.
  • 4. Постоянная направленность.
  • 5. Ритм.
  • 6. Повторение.
  • 7. Элемент внезапности.
  • 8. «Насыщенность» рассуждений.
  • 9. Рамки передачи информации.
  • 10. Определенная доза юмора и даже, в какой - то мере, иронии.

К перечисленным правилам можно добавить следующие основные черты живой речи:

  • · в любой беседе ценны содержание и техника изложения;
  • · следует ограничиваться фактами и подробностями в беседе рассуждениями по теме;
  • · беседу лучше планировать с различными возможными вариантами;
  • · необходимо иногда повторять и делать выводы из сказанного;
  • · следует обращаться непосредственно к собеседнику, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет большое значение.

Фаза I. Начало беседы

Задачи: беседа аргументирование замечание собеседник

  • · установление контакта с собеседником;
  • · создание приятной атмосферы для беседы;
  • · привлечение внимания;
  • · побуждение интереса к беседе;
  • · «перехват» инициативы.

Приемы начала беседы:

  • 1. Метод снятия напряжения - позволяет установить тесный контакт с собеседником.
  • 2. Метод «зацепки» - позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы.
  • 3. Метод стимулирования игры воображения - предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.
  • 4. Метод прямого подхода - означает непосредственный переход к делу, без выступления.

Правильное начало беседы предполагает:

  • · точное описание целей беседы;
  • · взаимное представление собеседников;
  • · название темы;
  • · представление лица, ведущего беседу;
  • · объявление последовательности рассмотрения вопросов.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником:

  • а) ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
  • б) обращение к собеседникам по имени и отчеству;
  • в) соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица);
  • г) проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам;
  • е) обращение за ответом и т.п.

Фаза II. Передача информации

Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:

  • · сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
  • · выявление мотивов и целей собеседника;
  • · передача запланированной информации;
  • · анализ и проверка позиции собеседника.
  • 5 основных групп вопросов:
  • 1. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Какова цель вопросов такого типа? Получить от собеседника обоснованные аргументы для ожидаемого от него же ответа.
  • 2. Открытые вопросы - это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого - то объяснения.
  • 3. Риторические вопросы - на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы и обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения.
  • 4. Переломные вопросы - удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем.
  • 5. Вопросы для обдумывания - вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано.

Фаза III. Аргументация

Мелочи, имеющие иногда решающее значение:

  • 1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.
  • 2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.
  • 3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных контактах, окажется для вас же выгоднее:
    • · всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия;
    • · продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками;
    • · избегать пустых фраз.
  • 4. Приспособить аргументы к личности вашего собеседника:
    • · направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;
    • · избегать простого перечисления фактов;
    • · употреблять терминологию, понятную собеседнику.
  • 5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.
  • 6. Попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

Дня построения аргументации имеются 12 риторических методов аргументирования:

  • 1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику.
  • 2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против.
  • 3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому выводу.
  • 4. Метод сравнения.
  • 5. Метод «да..., но».
  • 6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения».
  • 7. Метод «бумеранга».
  • 8. Метод игнорирования.
  • 9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает.
  • 10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.
  • 11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее.
  • 12. Метод видимой поддержки.

Двенадцать спекулятивных методов аргументации:

  • 1. Техника преувеличения.
  • 2. Техника анекдота.
  • 3. Техника использования авторитета.
  • 4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на правиле: если я не смогу опровергнуть существо вопроса, тогда по меньшей мере нужно поставить под сомнение личность собеседника.
  • 5. Техника изоляции основана на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде с тем, чтобы они имели значение, противоположное первоначальному.
  • 6. Техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии.
  • 7. Техника вытеснения - собеседник в действительности не переходит к какой - то одной, точно определенной проблеме, преувеличивает второстепенные проблемы, взятые из выступления.
  • 8. Техника введения в заблуждение, основывается на сообщении путаной информации, слов, которыми забрасывает собеседник.
  • 9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание.
  • 10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму «вытеснения» процесса рассуждений (собеседник взывает к сочувствию).
  • 11. Техника искажения.
  • 12. Техника вопросов-капканов. Включает 4 группы:
    • · повторение;
    • · вымогательство;
    • · альтернатива;
    • · контрвопросы.

Фаза IV. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)

Цели:

  • · убедительность изложения;
  • · надежность изложения;
  • · развеивание сомнений;
  • · мотивы сопротивления и точка зрения.

Почему возникают замечания?

  • · защитная реакция;
  • · разыгрывание роли;
  • · другой подход;
  • · несогласие;
  • · тактические раздумья.

Какова логическая структура опровержения замечаний?

  • · анализ замечаний;
  • · обнаружение настоящей причины;
  • · выбор тактики;
  • · выбор метода;
  • · оперативное опровержение замечаний.

Как обращаться с замечаниями при нейтрализации (опровержения)?

  • · локализация;
  • · тон ответа;
  • · открытое противоречие;
  • · уважение;
  • · признание правоты;
  • · воздержанность в личных оценках;
  • · краткость ответа;
  • · недопущение превосходства.

Фаза V. Принятие решения

Цели:

  • · подытоживание аргументов, призванных и одобренных вашим собеседником;
  • · нейтрализация негативных моментов в заключении;
  • · закрепление и подтверждение того, что достигнуто;
  • · наведение мостов для следующей беседы.

Несколько общих советов в связи с окончанием беседы:

  • · Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашей целью.
  • · Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.
  • · Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.
  • · Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.
  • · Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит «нет».
  • · Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.
  • · Следите за поведением собеседника, чтобы вовремя понять, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.
  • · Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника. (2. С. 150)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.