Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»



 

Раздел I.

Педаго-гика высшего образо-вания

Лекция 1   Цели и задачи курса «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов. Личность преподавателя высшей школы.   Роли преподавателя высшей школы.   Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".  Готовность аспиранта к преподавательской деятельности.   Презентация
Семинар 1 Подготовка научно-педагогических кадров за рубежом (2 страны по выбору). Изучить опыт подготовки аспирантов по вашему направлению за рубежом и проанализировать возможность его адаптации в отечественной высшей школе. Сравни-тельный анализ
  Семинар 2 Школа начинающего преподавателя 1.Ошибки в работе начинающего преподавателя. 2.Психолого-педагогические условия для успешной адаптации начинающих преподавателей. 3.Предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий и затруднений в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления. 4.Советы молодому преподавателю.   Конс-пект
Самостоятельная работа 1 Методы психолого-педагогических исследований Глоссарий
    Самостоятельная работа 2 Педагог высшей школыкак творческая саморазвивающаяся личность и как профессионал. Педагог-исследователь. «Я-концепция творческого саморазвития педагога. Задание.Составить программу творческого саморазвития. Проанализируйте и выпишите в 2 столбца с учетом рейтинга значимости 10 ваших личностных качеств, которые: а) будут способствовать вашему профессионально-творческому саморазвитию; б) будут сдерживать ваше профессионально-творческое саморазвитие. Используя идеи аксиологии и акмеологии, разработайте программу своего творческого саморазвития на ближайшие год-два с учетом результатов выполнения предыдущего задания. Программа творческого саморазвития

Раздел II.

Психоло-гия высшей школы

    Лекция 2 Психология студенческого возраста 1. Базовые категории. 2. Индивидуальные и возрастные особенности студента. 3.Кризис юношеской идентичности. 4.Типология личности студента. 5. Процесс адаптации студентов-первокурсников. Презентация
    Семинар 3 Учебная деятельность студента. Факторов успешности учебной деятельности студента. 1. Сущность и структура процесса обучения в вузе. 2. Обучаемость, обученность. Диагностика обученности и обучаемости. 3. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности. Анализ монографии: Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 224 с. Анализ монографии
Самостоятельная работа 3   Специфика интеллектуальных процессов в студенческом возрасте (память, мышление, воображение.    
  Лекция 3 Психология студенческой группы. Понятия «группа», «коллектив», «команда». Студенческая группа и ее особенности. Социально-психологический климат группы. Факторы, ее определяющие. Положение студента в группе. Методы исследования. Этапы формирования студенческой группы Презентация
  Семинар 4   Педагогическая успешность преподавателя. 1.Понятие успешности в современных педагогических и психологических теориях. 2.Факторы профессионально-педагогической успешности. 3.Психологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателя высшей школы. 4.Критерии успешности преподавателя как педагогическая проблема. 5.Условия профессиональной успешности молодого педагога 6.Психолого-педагогические условия развития профессиональной успешности педагога. 7. Вы сможете стать успешным преподавателем? Ответ обоснуйте. Конс-пект

Раздел III.

Дидак-тика вышей

школы

  Лекция 4 Дидактика вышей школы. 1. Объект, предмет задачи и основные понятия дидактики. Основные вопросы дидактики. 2. Сущность и структура процесса обучения в вузе. Компоненты структуры. 3. Оценка образовательных результатов в формате компетентностного подхода. 4. Принципы, методы формы обучения в высшей школе. Презентация
  Лекция 5   Сущность особенности подготовки, организации и проведения лекционного и семинарского занятия в вузе. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения. Активные формы проведения семинаров в вузе. Критериями оценки качества вузовской лекции и семинара.  
    Семинар 5   Методы и приемы обучения в высшей школе Традиционные, активные и интерактивные методы. Условия выбора методов обучения. Задание 1: Составить сопоставительную характеристику всех перечисленных методов. Аутентичное оценивание (зарубежный и отечественный опыт). Задание 2: Исследуйте, каким методам обучения отдают предпочтение:  а) начинающие преподаватели; б) преподавателями, обладающие высоким уровнем педагогического мастерства. Сопоставитель-ная характе-ристика
Самостоятельная работа 4 Самостоятельная работа студентов в вузе: проблемы и пути их решения. Организация эффективного контроля самостоятельной работы студентов. Анализ 2-3 диссертаций
  Самостоятельная работа 5 Педагогические технологии в высшей школе. 1. Классификация педагогических технологий обучения в высшей школе. 2. Технология проблемного обучения. 3. Игровые технологии и их характеристики. 4. Технология проектного обучения. 5. Новые информационные технологии и технологии дистанционного обучения. 6. Технология развития индивидуального стиля решения пед. задач. Кейс-технология. Работа с источником: Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, Уд ГУ, 2013. - 94 с. Анализ педагогических ситуаций.   Кейс-метод
  Самостоятельная работа 6   Разработать фрагмент лекции на выбранную тему с использованием современных технологий. Ознакомьтесь с критериями качества лекционного занятия. Презентация

Раздел IV.

Взаимо-действие субъектов образова-тельного процесса

  Лекция 6   Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Понятие, типологии, виды и функции педагогического взаимодействия. Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами. Феномен личного влияния педагога. Типы личного влияния. Презентация
  Лекция 7     Конфликты в образовательном процессе вуза и их предупреждение. Причины конфликтов, возникающих в образовательном процессе. Стили разрешения конфликтов. Умение управлять конфликтом? Анализ конфликтных ситуаций, создаваемых: а) студентами и б) преподавателями и пути их решения. Презентация
  Лекция 9 Трудности и барьеры в педагогическом взаимодействии и общении. Деструктивное общение. Корыстные формы общения. Типичные ошибки молодых педагогов. Презентация
  Семинар 6   Задание.Охарактеризовать один из типов педагогического взаимодействия (работа в малых группах) v преподаватель– коллеги по кафедре v преподаватель– студент v преподаватель – студенческая группа v преподаватель – декан и сотрудники деканата v преподаватель – администрация v преподаватель – научное сообщество Обсудить предложенные вопросы и проинформировать о результатах коллективного обсуждения: 1. Какое место занимает данный тип взаимодействия в системе работы вуза? Как он развит на нашем факультете? 2. Чему способствует развитие данного типа взаимодействия? 3. Какие проблемы существуют при построении этого взаимодействия? Что можно предложить для их решения? Группо-вая дискусси
    Семинар 7 1.Спроектировать модель эффективного взаимодействия преподавателя вуза (на занятии со студентами, с коллегами на кафедре, с работниками деканата). 2. Разработать рекомендации по плодотворному взаимодействию преподавателя со студентами-первокурсниками и магистрами, учитывая специфику их возраста. Работа в группах
  Семинар 8 Тема «Специфика интеллектуальных процессов в студенческом возрасте (память, мышление, воображение)» Задание. Изучив историю возникновения интеллект-карты, или карты мышления (mind-maps) и рекомендации по ее созданию, Вам необходимо создать интеллект-карту по предложенной теме. Презентация карты мышлени(mind-maps)
Семинар 9 Здоровье современного педагога. Педагогика здоровья. Эмоциональное выгорание педагога. Или: Проектная деятельность в высшейшколе (SWOT-анализ). Примеры проектов в преподавании вашей дисциплины. SWOT-анализ
  Самостоятельная работа 7   «Я – преподаватель КФУ» или «Моя педагогическая философия». Эссе

Список литературы:

Основная учебная литература:

1. Мандель, Б.Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 619 с. –  Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450639.

2. Митин, А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы : учебное пособие / А.Н. Митин. - Москва, Екатеринбург: Проспект, Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2015. - 189 с.  – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id= 251784. 

3. Психология и педагогика высшей школы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Охременко [и др.] ; под ред. И. В. Охременко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Серия : Университеты России). // ЭБС Юрайт [сайт].  – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/psihologiya-i-pedagogika-vysshey-shkoly-438919.

4. Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : электронное учебное пособие / Г.Г. Солодова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2017. - 55 с. . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=48163.

 

Дополнительная литература:

1. Джуринский, А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы (Монографические исследования: педагогика)=Higher Education in the Modern world: Trends and Challenges (Monographic studies: Pedagogy) : монография / А.Н. Джуринский. - Москва: Прометей, 2017. - 186 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495771.

2. Коломийцев, Н. Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности : монография / Н. Коломийцев, Н. Поддубна ; науч. ред. В.В. Хромов. - Череповец : Издательство ЧГУ, 2014. - 292 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434807.

3. Потапенко, Н.Е. Разработка дистанционного курса : методические рекомендации / Н.Е. Потапенко. - Минск: РИПО, 2016. - 48 с.– Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485965.

4. Психологическое сопровождение образовательного процесса: сборник научных статей / отв. ред. О.С. Попова. - Минс : РИПО, 2015. - Вып. 5. В 2 ч., Ч. 2. - 360 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485995.

5. Соболева, Н.В. Активные и интерактивные технологии в учебном процессе: на примере Института физической культуры и спорта Сибирского федерального университета: монография / Н.В. Соболева. - Красноярск: СФУ, 2017. - 150 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497698 .

6. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24– 25 апреля 2018 г.): сборник научных трудов / под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и др. - Москва : МПГУ, 2018. - 796 с.– Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=50055.

7. Шатаева, О.В. Роль экзамена в вузе: методическое пособие / О.В. Шатаева, С.А. Шапиро, Н.Е. Коршунова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 41 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435434.

8. Раховская, Ю.И. Опыт методической работы с молодыми специалистами : методические рекомендации / Ю.И. Раховская. - 3-е изд., стер. - Минск : РИПО, 2015. - 84 с. . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485996.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Официальный сайт правительства Российской Федерации.]. – Режим доступа: http:// www.government.ru.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа:: http://минобрнауки.рф.

3. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://минобрнауки.рф. – Загл. с экрана.

4. Приказы Министерства образования и науки России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://минобрнауки.рф. . – Загл. с экрана.

5. Университетская библиотека ONLINE : [электронная библиотечная система]. – Режим доступа:https://biblioclub.ru.

6. Юрайт : электронная библиотека. – Режим доступа: https://biblio-online.ru.

Методические материалы:

1. Бобина О.С, Повх И.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий. – Режим доступа: https://docplayer.ru/29964597-Metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-seminarskih-zanyatiy.html.

2. Выполнение контрольных и курсовых работ : методические рекомендации / сост. В. А. Чикуров, М. Г. Кочуров. – Киров: ВСЭИ, 2010. – 16 с. – Режим доступа: https://docplayer.ru/29964597-Metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-seminarskih-zanyatiy.html.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.