|
||||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Раздел I. Педаго-гика высшего образо-вания | Лекция 1 | Цели и задачи курса «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов. Личность преподавателя высшей школы. Роли преподавателя высшей школы. Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Готовность аспиранта к преподавательской деятельности. | Презентация | |
Семинар 1 | Подготовка научно-педагогических кадров за рубежом (2 страны по выбору). Изучить опыт подготовки аспирантов по вашему направлению за рубежом и проанализировать возможность его адаптации в отечественной высшей школе. | Сравни-тельный анализ | ||
Семинар 2 | Школа начинающего преподавателя 1.Ошибки в работе начинающего преподавателя. 2.Психолого-педагогические условия для успешной адаптации начинающих преподавателей. 3.Предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий и затруднений в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления. 4.Советы молодому преподавателю. | Конс-пект | ||
Самостоятельная работа 1 | Методы психолого-педагогических исследований | Глоссарий | ||
Самостоятельная работа 2 | Педагог высшей школыкак творческая саморазвивающаяся личность и как профессионал. Педагог-исследователь. «Я-концепция творческого саморазвития педагога. Задание.Составить программу творческого саморазвития. Проанализируйте и выпишите в 2 столбца с учетом рейтинга значимости 10 ваших личностных качеств, которые: а) будут способствовать вашему профессионально-творческому саморазвитию; б) будут сдерживать ваше профессионально-творческое саморазвитие. Используя идеи аксиологии и акмеологии, разработайте программу своего творческого саморазвития на ближайшие год-два с учетом результатов выполнения предыдущего задания. | Программа творческого саморазвития | ||
Раздел II. Психоло-гия высшей школы | Лекция 2 | Психология студенческого возраста 1. Базовые категории. 2. Индивидуальные и возрастные особенности студента. 3.Кризис юношеской идентичности. 4.Типология личности студента. 5. Процесс адаптации студентов-первокурсников. | Презентация | |
Семинар 3 | Учебная деятельность студента. Факторов успешности учебной деятельности студента. 1. Сущность и структура процесса обучения в вузе. 2. Обучаемость, обученность. Диагностика обученности и обучаемости. 3. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности. Анализ монографии: Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 224 с. | Анализ монографии | ||
Самостоятельная работа 3 | Специфика интеллектуальных процессов в студенческом возрасте (память, мышление, воображение. | |||
Лекция 3 | Психология студенческой группы. Понятия «группа», «коллектив», «команда». Студенческая группа и ее особенности. Социально-психологический климат группы. Факторы, ее определяющие. Положение студента в группе. Методы исследования. Этапы формирования студенческой группы | Презентация | ||
Семинар 4 | Педагогическая успешность преподавателя. 1.Понятие успешности в современных педагогических и психологических теориях. 2.Факторы профессионально-педагогической успешности. 3.Психологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателя высшей школы. 4.Критерии успешности преподавателя как педагогическая проблема. 5.Условия профессиональной успешности молодого педагога 6.Психолого-педагогические условия развития профессиональной успешности педагога. 7. Вы сможете стать успешным преподавателем? Ответ обоснуйте. | Конс-пект | ||
Раздел III. Дидак-тика вышей школы | Лекция 4 | Дидактика вышей школы. 1. Объект, предмет задачи и основные понятия дидактики. Основные вопросы дидактики. 2. Сущность и структура процесса обучения в вузе. Компоненты структуры. 3. Оценка образовательных результатов в формате компетентностного подхода. 4. Принципы, методы формы обучения в высшей школе. | Презентация | |
Лекция 5 | Сущность особенности подготовки, организации и проведения лекционного и семинарского занятия в вузе. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения. Активные формы проведения семинаров в вузе. Критериями оценки качества вузовской лекции и семинара. | |||
Семинар 5 | Методы и приемы обучения в высшей школе Традиционные, активные и интерактивные методы. Условия выбора методов обучения. Задание 1: Составить сопоставительную характеристику всех перечисленных методов. Аутентичное оценивание (зарубежный и отечественный опыт). Задание 2: Исследуйте, каким методам обучения отдают предпочтение: а) начинающие преподаватели; б) преподавателями, обладающие высоким уровнем педагогического мастерства. | Сопоставитель-ная характе-ристика | ||
Самостоятельная работа 4 | Самостоятельная работа студентов в вузе: проблемы и пути их решения. Организация эффективного контроля самостоятельной работы студентов. | Анализ 2-3 диссертаций | ||
Самостоятельная работа 5 | Педагогические технологии в высшей школе. 1. Классификация педагогических технологий обучения в высшей школе. 2. Технология проблемного обучения. 3. Игровые технологии и их характеристики. 4. Технология проектного обучения. 5. Новые информационные технологии и технологии дистанционного обучения. 6. Технология развития индивидуального стиля решения пед. задач. Кейс-технология. Работа с источником: Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, Уд ГУ, 2013. - 94 с. | Анализ педагогических ситуаций. Кейс-метод | ||
Самостоятельная работа 6 | Разработать фрагмент лекции на выбранную тему с использованием современных технологий. Ознакомьтесь с критериями качества лекционного занятия. | Презентация | ||
Раздел IV. Взаимо-действие субъектов образова-тельного процесса | Лекция 6 | Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Понятие, типологии, виды и функции педагогического взаимодействия. Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами. Феномен личного влияния педагога. Типы личного влияния. | Презентация | |
Лекция 7 | Конфликты в образовательном процессе вуза и их предупреждение. Причины конфликтов, возникающих в образовательном процессе. Стили разрешения конфликтов. Умение управлять конфликтом? Анализ конфликтных ситуаций, создаваемых: а) студентами и б) преподавателями и пути их решения. | Презентация | ||
Лекция 9 | Трудности и барьеры в педагогическом взаимодействии и общении. Деструктивное общение. Корыстные формы общения. Типичные ошибки молодых педагогов. | Презентация | ||
Семинар 6 | Задание.Охарактеризовать один из типов педагогического взаимодействия (работа в малых группах) v преподаватель– коллеги по кафедре v преподаватель– студент v преподаватель – студенческая группа v преподаватель – декан и сотрудники деканата v преподаватель – администрация v преподаватель – научное сообщество Обсудить предложенные вопросы и проинформировать о результатах коллективного обсуждения: 1. Какое место занимает данный тип взаимодействия в системе работы вуза? Как он развит на нашем факультете? 2. Чему способствует развитие данного типа взаимодействия? 3. Какие проблемы существуют при построении этого взаимодействия? Что можно предложить для их решения? | Группо-вая дискусси | ||
Семинар 7 | 1.Спроектировать модель эффективного взаимодействия преподавателя вуза (на занятии со студентами, с коллегами на кафедре, с работниками деканата). 2. Разработать рекомендации по плодотворному взаимодействию преподавателя со студентами-первокурсниками и магистрами, учитывая специфику их возраста. | Работа в группах | ||
Семинар 8 | Тема «Специфика интеллектуальных процессов в студенческом возрасте (память, мышление, воображение)» Задание. Изучив историю возникновения интеллект-карты, или карты мышления (mind-maps) и рекомендации по ее созданию, Вам необходимо создать интеллект-карту по предложенной теме. | Презентация карты мышлени(mind-maps) | ||
Семинар 9 | Здоровье современного педагога. Педагогика здоровья. Эмоциональное выгорание педагога. Или: Проектная деятельность в высшейшколе (SWOT-анализ). Примеры проектов в преподавании вашей дисциплины. | SWOT-анализ | ||
Самостоятельная работа 7 | «Я – преподаватель КФУ» или «Моя педагогическая философия». | Эссе |
Список литературы:
Основная учебная литература:
1. Мандель, Б.Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 619 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450639.
2. Митин, А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы : учебное пособие / А.Н. Митин. - Москва, Екатеринбург: Проспект, Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2015. - 189 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id= 251784.
3. Психология и педагогика высшей школы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Охременко [и др.] ; под ред. И. В. Охременко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Серия : Университеты России). // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/psihologiya-i-pedagogika-vysshey-shkoly-438919.
4. Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : электронное учебное пособие / Г.Г. Солодова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2017. - 55 с. . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=48163.
Дополнительная литература:
1. Джуринский, А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы (Монографические исследования: педагогика)=Higher Education in the Modern world: Trends and Challenges (Monographic studies: Pedagogy) : монография / А.Н. Джуринский. - Москва: Прометей, 2017. - 186 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495771.
2. Коломийцев, Н. Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности : монография / Н. Коломийцев, Н. Поддубна ; науч. ред. В.В. Хромов. - Череповец : Издательство ЧГУ, 2014. - 292 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434807.
3. Потапенко, Н.Е. Разработка дистанционного курса : методические рекомендации / Н.Е. Потапенко. - Минск: РИПО, 2016. - 48 с.– Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485965.
4. Психологическое сопровождение образовательного процесса: сборник научных статей / отв. ред. О.С. Попова. - Минс : РИПО, 2015. - Вып. 5. В 2 ч., Ч. 2. - 360 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485995.
5. Соболева, Н.В. Активные и интерактивные технологии в учебном процессе: на примере Института физической культуры и спорта Сибирского федерального университета: монография / Н.В. Соболева. - Красноярск: СФУ, 2017. - 150 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497698 .
6. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24– 25 апреля 2018 г.): сборник научных трудов / под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и др. - Москва : МПГУ, 2018. - 796 с.– Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=50055.
7. Шатаева, О.В. Роль экзамена в вузе: методическое пособие / О.В. Шатаева, С.А. Шапиро, Н.Е. Коршунова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 41 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435434.
8. Раховская, Ю.И. Опыт методической работы с молодыми специалистами : методические рекомендации / Ю.И. Раховская. - 3-е изд., стер. - Минск : РИПО, 2015. - 84 с. . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485996.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Официальный сайт правительства Российской Федерации.]. – Режим доступа: http:// www.government.ru.
2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа:: http://минобрнауки.рф.
3. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://минобрнауки.рф. – Загл. с экрана.
4. Приказы Министерства образования и науки России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://минобрнауки.рф. . – Загл. с экрана.
5. Университетская библиотека ONLINE : [электронная библиотечная система]. – Режим доступа:https://biblioclub.ru.
6. Юрайт : электронная библиотека. – Режим доступа: https://biblio-online.ru.
Методические материалы:
1. Бобина О.С, Повх И.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий. – Режим доступа: https://docplayer.ru/29964597-Metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-seminarskih-zanyatiy.html.
2. Выполнение контрольных и курсовых работ : методические рекомендации / сост. В. А. Чикуров, М. Г. Кочуров. – Киров: ВСЭИ, 2010. – 16 с. – Режим доступа: https://docplayer.ru/29964597-Metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-seminarskih-zanyatiy.html.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|