Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пояснение



Пояснение

Комната Родиона Раскольникова "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось. Что вот-вот стукнешься головой о потолок".

Вся это теснота и нищета давила на Раскольникова, который и без того был нездоров, и вынашивал свою теорию.

Символика цвета "Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями" «Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками в накидку»; «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, - всех довезу, садись!» «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами…»

· Богатство цветовой символики позволяет раскрыть душевное состояние героев. Желтый цвет – нездоровье, болезненность общества.

 

· Красный цвет присутствует в описании страшного сна Раскольникова об истязании старой лошади.

 

· Голубые глаза Сони означают чистоту и непорочность, несмотря на те унижения, которые ей пришлось пережить.

Портрет главного героя - глаза "Прекрасные темные глаза", "воспаленный взгляд", "лихорадочно блестят", "взгляд становится сухим, острым", "помертвевшие глаза", "слезы счастья в глазах.

Глаза Родиона Раскольникова постоянно меняются на протяжении всего романа. Меняется и мировоззрение, мышление главного героя, его теория оказалась опровергнута самой жизнью.

Фамилия главного героя Раскольников

Данная фамилия происходит от слова «раскол». Раскол происходит в теории Родиона: он понимает, что был неправ, что не имеет права быть властелином, "Наполеоном". Раскол происходит и в его семье: он сам уходит от родных. В душе его также происходит раскол, из-за чего он не находит покоя, не может жить так же, как и раньше. А вот самый главный раскол, который показывает автор – это раскол в обществе, несовершенство мира, раздел, разобщение мира.

Природа

· "Духота, жара" царит в Петербурге тогда, когда зарождается теория, а после совершается убийство старухи-процентщицы.

· Когда происходит самоубийство Свидригайлова, мы видим грозу: "Среди мрака и ночи раздался пушечный выстрел, за ним другой". Здесь гроза выступает не только символом очищения, но и символом начала чего-то нового, а также символом разрушения, то есть искоренения зла в душе Раскольникова, подчеркивает крушение его теории.

Композиция романа

· Совершается преступление в течение первой части, а наказание происходит со второй по шестую и в эпилоге. Это очень значимо, потому что писатель демонстрирует нам, как важно не только уголовное наказание, но и наказание, на которое обрекает себя сам герой.

Крест

Соня дает Раскольникову крест в качестве символа веры, обновления.

Лезвие топора

Во время убийства старухи лезвие топора направлено на Раскольникова (он убивает старуху обухом, а не лезвием), как знак противостояния, знак того, что герой губит себя.

Сны

Сны Родиона символизируют постепенный крах его теории.

Христианские мотивы

· Легенда о Воскрешение Лазаря

· Процесс возвращения героя к людям начинается с совместного чтения Евангелия. Историю чудесного воскресения Лазаря герои воспринимают как свою историю — с надеждой на чудо собственного нравственного воскресения. Именно блудница с помощью «Вечной книги» спасает убийцу. Раскольников исповедуется Соне, открывает ей тайну своего преступления, под ее влиянием идет на добровольное признание. Но этот процесс тоже оказывается сложным, психологически напряженным приключением духа.
Соня

· Смирение, страдание, самопожертвование

Поступки героя, начиная с его теории, диктуются взбесившимся, потерявшим контроль разумом. Соня живет сердцем, душой, чувством. Раскольников, как мы узнаем из беседы со Свидригайловым, не верит в будущую жизнь. Вера Сони только и поддерживает ее в жизни, избавляет от мыслей о самоубийстве. «…Что ж бы я без Бога-то была?” — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку».
       

4) Изучите теоретический материал (устно). По желанию можно очень кратко (самое основное) – тезисно – оформить конспект в рабочих тетрадях:

№ 1

Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения.

Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении. Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня. Мать героя - Пульхерия Александровна - умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает. Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом. Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.

Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом. В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили. После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».

Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…». В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».

Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону». Значение эпилога в романе велико.

Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась. Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди. В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

 

№ 2

Творческое наследие Ф.М. Достоевского - художника слова, мыслителя и гражданина — оказало колоссальное воздействие на всю отечественную и мировую культуру. Непреходящая ценность идей и образов писателя с особой остротой осознается в наше непростое время. Катастрофы сегодняшних дней, поиски выхода из глобального кризиса заставляют вновь и вновь обращаться к пророчествам и художественным открытиям писателя. На современном этапе явно активизировался интерес к воплощению творений Достоевского на сцене, в кино и живописи. Количество публикаций, посвященных писателю, неуклонно растет не только в России, но и за рубежом. Издаются монографии, сборники статей, альманахи, например, «Достоевский и мировая культура» (с 1991 г.), проводятся конференции общероссийского и международного масштаба. Примером может служить конференция «XXI век глазами Достоевского: перспектива человечества», проходившая в августе 2000 года в Японии, и не случайно Достоевский был назван самым современным писателем по результатам опроса «Книжного обозрения», проведенного в конце XX века.

Влияние Достоевского на последующую литературу колоссально и по следствиям своим бесконечно многообразно. Именно его творчество стало одним из важнейших факторов продвижения не только в литературу, но и в самое философию экзистенциальной проблематики — особенно с на чала XX столетия. Для многих писателей с принятием такой мировоззренческой ориентации был связан повышенный интерес к психологически сложным типам личности, к катастрофическому сюжетному развитию, к трагическим коллизиям в жизни. В русской литературе заметное воздействие Достоевского испытали писатели, связанные с модернистскими течениями . Это Ф. Сологуб, воспроизведший новый вариант русского «подполья» и неизлечимо изломанную психику , придавленного жизнью человека . В значительной степени — Л. Андреев, в большинстве героев которого внутренняя жизнь протекает на грани обыденного и сверхъестественного, нормального и патологического. Усвоен Андреевым и мрачный колорит многих произведений Достоевского, но, в отличие от «Братьев Карамазовых», в тьму жизни, в душевный сумрак героев не врывается свет духовных озарений, высоких человеческих идеалов.

Влиянием Достоевского отмечено творчество ряда советских писателей: Л. Леонова, М. Булгакова. Для последнего Достоевский играл важную и не вполне еще выяснившую­ся роль. Некоторые мотивы и реминисценции из романа «Бесы» ощутимы и художественно весомы в «Белой гвардии». Нравственно-философская проблематика «Мастера и Маргариты» явно соотносится с той стороной мысли и творчества Достоевского, которая сохранила следы общения с немецким романтизмом и с готическим стилем. Для зарубежных писателей Достоевский явился, во-пер­вых, величайшим авторитетом в области художественного исследования психической жизни, особенно подсознания. Во-вторых, от него были восприняты новые мотивировки литературного героя: его судьба и характер определялись не столько обстоятельствами действия или эстетической традицией, сколько тем, как решаются в произведении коренные вопросы бытия и какое участие в их решении данный герой принимает. И в-третьих, под влиянием Достоев­ского претерпели решительные изменения техника эпиче­ского повествования и жанровая форма романа. Все это сказалось особенно отчетливо на творчестве немецких про­заиков нашего века. В первую очередь должен быть назван Т. Манн, многому просто учившийся у Достоевского. Силь­ное воздействие испытали С. Цвейг и Ф. Кафка, однако у последнего, при близости некоторых образных мотивов и стилевых приемов, мировоззренческие основы и идейные итоги творчества очень далеко отстоят от Достоевского. Опыт русского классика был использован немецкими экспрессионистами – Верфелем, Газенклевером, Кайзером.

В литературу он вошел как последователь Н.В.Гоголя (о своем литературном поколении он говорил, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя»). В этом смысле творческий метод писателя близок реализму. Сам же Достоевский говорил о себе как о реалисте в «высшем смысле», поскольку высшей реальностью для него была жизнь духа.

Хорошо известны обстоятельства его литературного дебюта. Прочитав за ночь в один присест рукопись начинающего автора, молодой литератор Григорович ворвался к Виссариону Белинскому с криком «новый Гоголь явился». И действительно, роман «Бедные люди» произвел фурор в читающей публике, а имя автора стало знаменитым. Достоевский стал известным писателем в 24 года. Другой особенностью творческого метода Достоевского было активное использование библейских и евангельских сюжетов. (Причиной этого, видимо, стало то обстоятельство, что в течение долгих лет каторги единственной книгой, которую разрешалось иметь каторжанам, была Библия).

Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом.

В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы.

Любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь.

В то же время на Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается.

 

Домашнее задание (в рабочих тетрадях или на отдельном листе):

1) подготовьте сообщение (реферат) на одну из предложенных тем:

· «Мистический реализм Ф.М.Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)»,

· ««Преступление и наказание» - христианский роман»,

· «Символика цвета и чисел в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»,

· «Христианская символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»,

· «Полифонизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»,

2) подготовьтесь к написанию сочинения (вспомните все еще раз, повторите конспект, повторите вопросы, над которыми Вы уже работали письменно и устно). Подумайте, каково же Ваше личное отношение к роману? к героям? к сюжету? к основным идеям, мыслям автора? к теме, затронутой в романе?

Дополнительное (творческое, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ) - не обязательное –

ЗАДАНИЕ – кто найдет интересную информацию (можно творчески оформить):

· сопоставьте ИМЕНА героев романа «Преступление и наказание» (не только главных, но и втростепенных) с именами библейских персонажей, связанных с Христом (найдите их толкование в словаре имен).

СФОТОГРАФИРУЙТЕ и ПРИШЛИТЕ!!!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.