Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



3.

В истории обучения грамоте было открыто великое множество самых различных способов (или методов) обучения.

Эти методы классифицируются по трем основаниям.

Первым основанием является то, какая языковая единица выбрана в качестве исходной, стартовой. Такой единицей может быть буква, звук, слог, целое слово. Соответственно методы по этому основанию могут быть поделены на буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.

Вторым основанием служит ведущий вид мыслительной деятельности (анализ или синтез, или то и другое). По этому основанию выделяются аналитические, синтетические и аналитико-синтетические методы.

Третьим основанием служит соотносительная очередность чтения и письма. Если чтение (т.е. процесс раскодирования) идет впереди письма, то перед нами метод чтения-письма. Если сначала идет обучение письму (т.е. обозначению знаками звуков речи), а потом чтение того, что обозначено, перед нами метод письма-чтения. Если чтение и письмо идут одновременно, то метод обучения грамоте является комбинированным.

Так, господствовавший до конца 19 века буквослагательный метод – это ярко выраженный буквенный синтетический метод.

О других методах прочитайте самостоятельно Львов, Рамзаева, Светловская, с. 32 – 42.

Современным методом обучения грамоте является звуковой аналитико-синтетический метод. Этот метод был разработан К.Д.Ушинским в книге «Родное слово» (1864).

Сущность метода:

– исходной единицей ОГ является звук;

– ведущими видами деятельности выступают анализ и синтез;

В соответствии с этим методом, обучение грамоте начинается с анализа звучащей речи. Речевой поток делится на предложения, предложение – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. Завершается анализ выделением нового изучаемого звука. Новый звук артикулируется, распознается, обозначается буквой. С этого момента начинаются синтетические упражнения: буквы соединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения и текст.

Модель звукового-аналитико синтетического метода.

Самостоятельно: основные черты звукового аналитико-синтетического метода.

Список литературы

Эльконин Д.Б. Как научить детей читать – Любое издание. 

http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3231.htm#$p323

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

http://pedlib.ru/Books/4/0033/index.shtml

Львов М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М., 2000.

http://nashol.com/2014092879914/metodiki-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-nachalnih-klassah-lvov-m-r-goreckii-v-g-sosnovskaya-o-v-2007.html

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС , 1994. (Глава 4. Методика обучения письму.) 

https://eknigi.org/nauka_i_ucheba/135724-russkij-yazyk-v-nachalnyx-klassax-teoriya-i.html

Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения. Учебное пособие. – Пенза, 2014.

http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/posobiya/maly_metodika.pdf

 

Обучение грамоте – часть процесса обучения русскому языку, которая вводит детей в систематический курс русского языка.

В этот период дети знакомятся с основными понятиями курса, которые вводят детей в систематический курс и являются основой для обучения чтению.   

В этот период решаются следующие задачи:

Образовательные:

1. Научить ребенка читать и писать.

2. Совершенствовать фонематический слух детей, т.е. в различении фонем русского языка.

3. Сформировать представление о речи, предложении, слове, комплекс фонетических понятий (звук, слог, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.)

4. Создать базу для дальнейшего обучения грамматики и орфографии.

5. Развивать речи и мышление ребенка.

6. Расширять, углублять и конкретизировать представления детей об окружающей действительности.

Развивающие: формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, умения работать с информацией, которые выступают основой  умения учиться.

Воспитательные: формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, познавательную мотивацию, интерес к изучению языка.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.