|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговая работа по обществознаниюИтоговая работа по обществознанию Вариант 3
5. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней
10.Социализацией личности называется
11. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тайная подача голосов 2) наличие возрастного ценза 3) доступность правдивой информации о кандидатах 4) равноправие избирателей 5) наличие альтернативных кандидатов 6) регистрация избирателей на избирательных участках
12.Выберите верные суждения о демократических принципах избирательного права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Открытость голосования. 2) Прямое избирательное право. 3) Наличие образовательного ценза. 4) Добровольность участия в выборах. 5) Равное избирательное право.
13. В государстве Г. запрещена деятельность оппозиционных партий. В стране установился тоталитарный режим. Какая дополнительная информация может служить подтверждением этого вывода? Найдите нужные позиции в перечне и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сращивание аппарата господствующей партии с государством 2) поддержка традиционных институтов общества 3) цензура в средствах массовой информации 4) разделение законодательной и исполнительной властей 5) широкое применение государством насилия 6) создание разветвленной системы законов
14. В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки из перечисленных ниже позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент страны обладает широкими полномочиями. 2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий. 3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет. 4) В стране действует конституция. 5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются. 6) Глава государства утверждает приговоры суда.
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Вера, догматы, заповеди, религия, обряды, храмы.
16. Запишите слово, пропущенное в схеме.
17. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют. 18. Политологи констатируют, что в стране N после принятия новой конституции идут процессы демократизации политической системы. Сформулируйте три вопроса, ответы на которые позволят подтвердить или опровергнуть мнение политологов.
19. Прочитать текст и ответить на вопрос.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям. На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...> Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру) 19. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации? Что автор называет социальными нормами?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|