|
|||
Уважаемые студенты 2А группы!Уважаемые студенты 2А группы! Дистанционное обучение по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена заканчивается, благодарю всех, кто присылает выполненные задания по предыдущим темам. Данное задание последнее и не забываем 25 июня итоговое тестирование к экзамену!!! Мы с Вами на этой учебной неделе 15 июня 2020 года начинаем изучать последний раздел нашей учебной дисциплины: Гигиеническое воспитание и санитарно-просветительская работа. изучаем тему: Внеклассная и внешкольная санитарно – просветительная работа с детьми. Гигиеническое воспитание школьников. Вам необходимо по данной теме выполнить задания: 1. Изучите теоретический материал лекции по данной теме:
Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий. Школа должна привести в систему ранее полученные детьми гигиенические навыки, укрепить и развить их. В школе, соответственно возрасту детей, значение навыка должно быть объяснено, мотивировано его выполнение и подкреплено сознанием учащегося. При этом обязательно обеспечение внешних условий, содействующих, осуществлению воспитываемых навыков (умывальники, мыло, зубной порошок, щетки и т. д.). Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младших классах школы. В средних и старших классах работа в этом направлении не должна прекращаться, а все усилия учителей, а также родителей должны быть направлены на закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся. Следует иметь в виду, что приобретенные учащимися в младших классах навыки, не закрепленные и не развиваемые в средних и старших классах, незаметно исчезают и нередко на смену им возникают антигигиенические привычки. Воспитание гигиенических навыков у учащихся является неотъемлемой частью всей воспитательной и образовательной работы школы. Среди двадцати «Правил для учащихся» пять правил связаны с гигиеническим поведением. В основу воспитания гигиенических навыков и гигиенического образования надо положить правила поведения учащихся, а также материал учебных программ, в которые включены вопросы школьной гигиены. После предварительного ознакомления учителя с уровнем гигиенических навыков и поведением детей с первых же дней пребывания их в школе и желательного ознакомления с санитарной культурностью семьи надо начинать систематическую работу по гигиеническому воспитанию школьников. Одновременно следует начинать работу по сообщению детям элементарных сведений по гигиене. Обучение детей элементарной гигиене необходимо органически связывать с работой по воспитанию гигиенических навыков, и, наоборот, работа по привитию гигиенических навыков должна закрепляться в беседах учителя по вопросам личной и общественной гигиены. В программе начальной школы, в пояснительной записке учителям дается следующая установка: «Органической частью всей учебно-воспитательной работы школы и, в частности, курса естествознания является воспитание у детей санитарно-гигиенических навыков. Эта работа проводится школой (совместно с семьей) систематически в течение всех четырех лет обучения. Организуется регулярный контроль за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических правил». В первых четырех классах элементарные сведения по гигиене даются учащимся на уроках русского языка так же, как это имеет место в отношении сообщения детям элементарных сведений о природе. В V классе сообщение учащимся основ личной и общественной гигиены проводится на уроках естествознания, которое изучается в нем в качестве самостоятельного предмета. При изучении русского языка можно предложить тексты для чтения, переписки и диктанты отрывков, дающих детям элементарные сведения по гигиене. То же самое надо сказать и в отношении преподавания арифметики, при обучении которой можно давать учащимся задачи гигиенического содержания. При обучении чистописанию следует давать учащимся ряд гигиенических указаний. Так, в I классе, раньше, чем приступить к обучению письму, следует провести целый ряд подготовительных упражнений, служащих для развития кисти руки и глазомера. Особое внимание следует обратить на правильную посадку учащегося при письме, умение правильно держать карандаш, ручку с пером, умение правильно положить тетрадь. При исполнении предварительных упражнений главное внимание надо обращать на правильное движение карандаша и на правильные движения предплечья, пальцев и кисти. Особенно большие возможности для сообщения учащимся гигиенических сведений и привития им гигиенических навыков дает программа по физической культуре. В средней школе при изучении учащимися ботаники представляется много возможностей для ознакомления их с гигиеническими вопросами. Так, например, при прохождении темы «Лист» в том разделе, в котором говорится о поглощении листьями углекислого газа на свету и выделении кислорода, следует разъяснить значение зеленых насаждений для здоровья человека. В разделе «Низшие споровые растения» (в теме «Бактерии») в программу включен вопрос: «Причины возникновения эпидемий среди людей и животных», а в теме «Грибы» - «Грибы-паразиты (головня, спорынья) и борьба с ними». При прохождении этого вопроса надо рассказать учащимся о вреде этих грибов-паразитов для человека и мерах предохранения от отравления ими. В курс зоологии (в раздел «Тип простейших») включен вопрос: «Простейшие- возбудители болезней: дизентерийная амеба, малярийный паразит». Здесь также имеется достаточный материал для сообщения гигиенических знаний. То же самое надо сказать и в отношении темы «Тип червей». В нее включен материал: «Краткий обзор паразитических плоских (печеночный сосальщик, свиной солитер) и круглых червей (аскариды); особенности строения в связи с паразитическим образом жизни; предупредительные меры против заражения». В тему «Тип членистоногих» включены следующие вопросы: «Постельный клоп», «Комнатная муха» и «Малярийный комар». Все эти темы дают основание для разъяснения учащимся вреда этих насекомых для человека и мер борьбы с ними. В разделе «Класс млекопитающих» при прохождении темы о грызунах уместно сказать о заболеваниях, передатчиками которых они являются (чума, туляремия и др.) и мерах борьбы с ними. Особенно большие возможности имеются для преподавания учащимся средней школы основ гигиены при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету имеется материал, тесно связанный с вопросами охраны и укрепления здоровья человека. Наилучшей формой прохождения гигиенического материала, включенного в учебные программы, является урок. Необходимо в процессе учебной работы по гигиеническому воспитанию использовать все доступные в этом направлении методы, рекомендуемые дидактикой. Преподавание вопросов гигиены следует вести с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах мотивировки, обосновывающие отдельные гигиенические положения, должны быть краткими и их следует обосновывать на наблюдениях и фактах из жизни и собственного опыта детей. При преподавании вопросов гигиены в начальной школе надо использовать объяснительное чтение. Для этого учитель использует буквари, книги для чтения, хрестоматии, в которые включен материал по охране и укреплению здоровья. Могут также быть использованы выдержки из детских журналов и разных детских книг. При преподавании вопросов гигиены следует широко применять метод наглядности путем демонстрации таблиц, картин, плакатов моделей, отдельных предметов гигиенического обихода и проведения опытов. Можно также использовать доступные учащимся младших возрастов короткометражные фильмы (например, режим дня школьника и др.). Большое значение имеют так называемые наглядные уроки по охране здоровья, проводимые в начальных классах. На этих уроках дети сами под руководством учителя обучаются правилам соблюдения тех или иных гигиенических навыков, например, умывания, чистки зубов и пр. Такие наглядные уроки имеют большое воспитательное значение, поскольку здесь сочетаются гигиенические знания с практическими гигиеническими навыками и поскольку сами дети проводят практические упражнения, дающие им возможность усвоить те или иные гигиенические навыки. Гигиенические материалы, включенные в программы, должны планироваться учителем, как и всякий иной учебный материал. Наряду с систематическим обучением детей и подростков гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания их в школе, необходимо проводить с ними внеклассную и внешкольную работу в области гигиенического воспитания и привлекать учащихся к общественной работе в области гигиены и санитарии. При этом следует тесно увязывать эту работу с массовой физкультурной работой. Весьма важно обеспечить участие комсомольской, пионерской и ученических организаций в работе по гигиене школы, охране и укреплению здоровья учащихся. Большое место в этой работе принадлежит школьной организации Красного Креста. Одной из форм самодеятельности детей и подростков в области санитарно-гигиенической работы являются санитарные комиссии. Формы внеклассной и внешкольной работы в области гигиенического воспитания весьма разнообразны: беседы и лекции для учащихся по вопросам биологии и гигиены, чтение научно-популярной и художественной литературы санитарно-гигиенического содержания, выпуск санитарных стенных газет и санитарных бюллетеней, демонстрации санитарно-просветительных кинофильмов, организация санитарных выставок, санитарные кружки, проведение праздников здоровья и т. п. Следует освещать вопросы охраны здоровья учащихся как в общешкольной стенной газете, так и в классных стенных газетах и бюллетенях, а также в ученических рукописных журналах. Эта работа проводится санитарным активом школы и в первую очередь школьной организацией медицинской подготовки. В санитарной степной газете освещаются основные вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся. Бюллетени же обычно посвящаются какому-нибудь одному вопросу. Приводим примерное содержание некоторых бюллетеней. Бюллетень «Санитарный актив в помощь успешному учению» может иметь следующее содержание: а) передовая статья на тему о значении здоровья для успешного учения, б) статья о гигиене учебной работы, в) статья о режиме дня школьника, г) статья о задачах санитарного актива в новом учебном году и д) стихотворения, ребусы, фотографии, рисунки и пр. Бюллетень «За здоровый летний отдых» может иметь такое содержание: а) передовая статья о значении мероприятий по укреплению здоровья во время летних каникул, б) статьи о правилах приема солнечных ванн и купания, в) статья об экскурсиях и туризме, г) заметка о витаминах, д) заметка на тему: «Как уберечься от желудочно-кишечных заболеваний» и е) стихотворения, ребусы, фотографии, рисунки и пр. В работе санитарных комиссий принимают участие учащиеся младших и старших классов, а также учителя, в первую очередь классные руководители, и школьный врач. Школьный врач, как правило, является руководителем общешкольной санитарной комиссии, а по классам деятельность санитарных комиссий направляют классные руководители. Члены комиссии - учащиеся - должны помогать классным руководителям и школьному врачу в проведении санитарно-гигиенических мероприятий и следить за соблюдением детьми и подростками навыков личной гигиены (чистота рук, шеи, лица, ушных раковин, чистота белья и платья и пр.), за выходом их из классов во время перемены, за открыванием фрамуг в классе, за поведением школьников на улице и т. п. Члены санитарных комиссий - учащиеся - должны показывать сами образец чистоты, опрятности и точного выполнения правил личной и общественной гигиены. В некоторых школах, особенно в младших классах, вместо санитарных комиссий учителем организуется санитарный актив из школьников, с которым он проводит систематические осмотры санитарного состояния классных и иных школьных помещений и состояния личной гигиены детей и подростков. В старших классах классному руководителю в его гигиенической работе помогают классные организаторы. Особо существенна работа школьной организации Красного Креста, вовлекающей учащихся в общественную санитарную деятельность. Актив этой организации является помощником директора школы, школьного врача и учителей при проведении санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий в школе. Эти организации также проводят общественную работу в летнее время по охране и укреплению здоровья в прилегающих к школе или лагерю отдыха колхозах в качестве общественных санитарных помощников, работающих под руководством врача по наблюдению за санитарным состоянием изб и усадеб и по оказанию помощи в приведении их в порядок. Во время полевых работ, сенокоса, уборки урожая и пр. организации сельских школ выделяют санитарные посты на поля и луга (обеспечение работающих колхозников доброкачественной питьевой водой, первой медицинской помощью, работа в детских яслях по уходу за детьми и т. п.). Таким образом школьные организации содействуют повышению гигиенической культуры колхозов. С целью облегчения работы учителей в области гигиенического воспитания и повышения уровня их знаний в области гигиены школьный врач, как компетентное в вопросах гигиены лицо, должен помогать учителям в этом направлении. Врачу следует проводить беседы с учителями по вопросам гигиены и обсуждать на педагогическом совете гигиенические мероприятия, подлежащие проведению в школе. В школьном педагогическом кабинете (там, где он имеется), а также в районном педагогическом кабинете необходимо создать специальную выставку или уголок по школьной гигиене. Очень важное значение в санитарно-гигиеническом просвещении младших школьников имеют беседы, которые проводит воспитатель во внеурочное время. Беседы могут быть о предупреждении таких заболеваний, как гастрит, сколиоз, кариес и т.д. В холодное время беседы могут быть о предупреждении и профилактике простудных заболеваний. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы дети принимали витамины. Обязательно ежедневно проводить прогулки и рассказывать детям о пользе прогулок, занятий спортом, о здоровом образе жизни. В классе висит плакат с волшебными правилами здоровья: Соблюдать режим дня. Соблюдать правила гигиены. Соблюдать режим питания. Совершать прогулки. Заниматься спортом. Беречь зрение, слух. Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, то есть направленного на оздоровление. Законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения. При разъяснении учащимся основных направлений по охране здоровья, необходимо разъяснять тесную связь характера отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к природе, с уровнем культуры, образования. Чтобы стать по-настоящему культурным и образованным человеком, необходимо знать свой организм и поддерживать его в порядке. Большая ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение младших школьников лежит на педагоге и воспитателе. С первого дня пребывания в школе-интернате дети должны привыкать вставать в одно и то же время, делать зарядку, самостоятельно умываться, мыть руки, проветривать комнату и т.д. Для того, чтобы учить детей выполнению правил личной гигиены, надо просто и понятно рассказать детям, как важно мыть руки перед едой, после туалета, держать ноги в чистоте, быть опрятным. И что может случиться, если этого не делать. Чтобы научить детей все правильно выполнять, надо провести серию внеклассных занятий. Например, «Как правильно умываться», «Как правильно одеваться», «Умей правильно сложить одежду», «Как правильно чистить зубы». Для занятий с детьми используются плакаты. Каждодневно воспитатель наблюдает за соблюдением детьми правил личной гигиены. В группе выбираются санитары, которые следят за чистотой рук учащихся, опрятностью учеников. Еженедельно подводится итог – кто самый аккуратный, у кого самый опрятный вид. На внеклассном чтении дети читают рассказы и стихотворения о правилах личной гигиены. Например, стихотворение Ю. Тувима«Письмо ко всем детям по очень важному делу», стихотворение О. Бедарева«Вот я какая», рассказ М. Разумовского«Димка-санитар», стихотворение Ю. Коринца«Твое хозяйство», рассказы «Где мои вещи?», «Твой уголок». Дети под руководством воспитателя инсценируют эти рассказы. Большое значение в приобретении санитарно-гигиенических навыков имеют сюжетно-ролевые игры, игры с куклами. Во внеклассной санитарно-просветительной работе большое значение имеет организация в школах медико-биологических кружков, использование школьной библиотеки для распространения среди учащихся научно-популярной медицинской литературы, организация и регулярное оформление уголков здоровья, создание и обучение санитарного актива. Как пример, приводим тематику оформления уголка "Доктора Айболита", для младших школьников: "В нашей школе есть закон - вход неряхам запрещен", "Будь ловким и сильным", "Опасные жильцы", "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". Как было сказано, в привитии гигиенических навыков детям большую помощь учителям должен оказать санитарный актив. Он может быть организован следующим образом. В 1 - 3 классах учитель выделяет (из числа самых аккуратных, дисциплинированных учащихся) по одному санитару на каждый ряд парт. Санитары должны помогать учителю и медицинским работникам в повседневном контроле за личной гигиеной учащихся (за чистотой рук, особенно перед едой, наличием у каждого школьника расчески, носового платка и т.д.), за постоянным соблюдением санитарного порядка в классе. Начиная с 4-го и по выпускной класс в каждом классе необходимо укомплектовать и обучить по специальной программе санитарные посты. Из числа классных санитарных постов формируется общешкольный санитарный пост, а из школьниц 9-х классов создается санитарная дружина. Санитарные посты и санитарные дружины составляют ядро санитарного актива школы. В тесном контакте с другими ученическими общественными организациями они помогают администрации и медицинским работникам в проведении в школе санитарно-просветительных, оздоровительных и некоторых профилактических мероприятий. В гигиеническом обучении и воспитании школьников немаловажную роль играет работа, проводимая с детьми вне школы. Она осуществляется родителями, педагогами, медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов и должна научить детей соблюдать режим дня дома, правильно сидеть за столом при приготовлении уроков, правильно вести себя во время игр, а также соблюдать правила безопасности при уходе за домашними животными, при сельскохозяйственных работах, во время туристических походов и т.д. Одним из условий успешного гигиенического воспитания школьников, как и дошкольных детских учреждениях, является совместная работа школы и семьи, единство требований, предъявляемых к ребенку в школе и дома. С этой целью учителя и медицинские работники должны организовать и проводить гигиеническое обучение родителей, т.е. читать лекции и беседы на гигиенические и медицинские темы. Для выступления перед родителями предлагается следующая тематика: "Личная гигиена школьника", "Гигиена умственного труда школьника", "Предупреждение детской нервности", "Вопросы полового воспитания ребенка в семье", "О пагубном влиянии алкоголя и курения на организм детей", "Выбор профессии и здоровье ребенка" и др. Кроме этого, необходимо проводить беседы и лекции по вопросам профилактики отдельных инфекционных заболеваний, если это вызвано эпидобстановкой или какими-то другими причинами. В настоящее время к ним относятся профилактика острых кишечных инфекционных заболеваний и глистных инвазий. Помимо массовой санитарно-просветительной работы необходимо заниматься индивидуальной работой с родителями. При этом основное внимание нужно уделить гигиенической подготовке тех родителей, чьи дети идут в первый класс. Доказана необходимость при записи учителями детей в школу вручать родителям специальные памятки, содержащие советы по правильной организации режима дня, рабочего места дома, по приобретению соответствующей одежды, ранца. Очень важно, чтобы и медицинские работники проводили индивидуальную санитарно-просветительную работу с родителями, имеющими школьников с хроническими заболеваниями, нарушениями физического развития и осанки. Для успешного выполнения перечисленных мероприятий следует организовать и гигиеническую подготовку педагогов: консультации, семинарские занятия и др. Средние медицинские работники эту работу должны проводить с учителями начальных классов, а гигиеническая подготовка учителей старших классов возложена на врачей районных санитарно-эпидемиологических станций, районных и участковых больниц. Кроме этого, медицинским работникам необходимо добиваться того, чтобы в каждой школе в методкабинете или уголке был раздел, содержащий методические и другие пособия для учителей по гигиеническому обучению учащихся. В национальных школах важно наличие в них методической литературы на родном языке. Из вышеуказанного видно, что привитие учащимся основ медицинских и гигиенических знаний, навыков должно проводиться в школе, вне школы и в семье, но для этого необходим постоянный деловой контакт педагогов, медицинских работников, родителей и общественности. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся не может быть решено только проведением санитарно-просветительской работы, если не будут в школе и дома созданы условия, способствующие закреплению полученных гигиенических навыков. Немаловажное значение в этом деле имеет также личный пример учителя, медицинского работника, родителей.
2.После изучения материала лекции, выполните тестовые задания по теме: Внеклассная и внешкольная санитарно – просветительная работа с детьми. Гигиеническое воспитание школьников.
https://onlinetestpad.com/ru (Константинова С.М) Доступ к выполнению теста будет открыт в понедельник 15 июня с 10.00 до 12.00!!!! Коды доступа по анатомии Вы знаете!
Уважаемые студенты 2А за выполненное тестовое задание Вы получите оценки в учебный журнал. Здоровья, Вам и Вашим близким!БЕРЕГИТЕ СЕБЯ! Не забывайте 25 июня с 10.00 итоговое тестирование к экзамену по анатомии!!! С уважением Ваш преподаватель Константинова С.М.
|
|||
|