Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание по Географии для группы 34 на 29.04.2020 г.



Задание по Географии для группы 34 на 29.04.2020 г.

Важно!!! Все Задания выполняются письменно в рабочей тетради. Писать разборчиво, сделать фото выполненных заданий и прислать преподавателю. Все тетради с заданиями будут собираться по прохождении дистанционного обучения! Всем удачи!!!

Присылать фотоотчет выполненных заданий в лс с 8-00 до 15-00 до 30.04. Все оценки будут выставлены в журнал.

Тема. Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.

Задание. Прочитайте материал в Приложении 1. Напишите его конспект

Приложение 1.

Географическая культура и язык географии

Географическое образование — эго вопрос о географической культуре человека. Надо признать, что уровень этой культуры в современном обществе недостаточно высок. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры географического невежества и широко распространенный среди населения географический нигилизм. Корни такой неблагополучной ситуации лежат прежде всего в области географического образования, престиж которого нельзя делать низким. Поэтому необходимы серьезные и солидарные усилия по совершенствованию географического образования и формированию географической культуры населения.

Географическая культура — это степень совершенства, достигнутая в овладении географическими знаниями и опытом деятельности. В структурном отношении географическая культура включает такие компоненты, как географическая картина мира, географическое мышление и язык географии.

Наибольшей сложностью отличается интерпретация географической картины мира. В ее основе лежат научные знания, полученные и проверенные в ходе исследовательской и практической работы. Они отражают представления человека о природе и обществе, а также его отношения с ними. Формированием географической картины мира занимается вся географическая наука и ряд смежных областей знаний.

Географическую картину мира можно рассматривать как единство трех составляющих. Одна часть включает географическую картину земной природы, которая изучается как по отдельным сферам, поясам и зонам, так и в совокупности, в виде географических комплексов и географической оболочки. Вторая часть охватывает географическую картину населения Земли, складывающуюся из характеристик воспроизводственного процесса, городского и сельского расселения, национального, религиозного, возрастного, полового состава и т.п. Третья часть представляет географическую картину мирового хозяйства — индустриальный и аграрный секторы, транспорт, экономические связи, непроизводственную сферу. Вместе с экономикой и социальной частями в этой схеме фигурирует также политическая карта мира.

Географическая картина мира — самая объемная категория географической науки, составляющая фундаментальную основу географической культуры.

Кроме того, географическая культура подразумевает особый тип отражения географической действительности — географическое мышление. Определение географического мышления впервые сформулировал Баранский в 1938 г., и с тех пор оно является хрестоматийным.

Мнение ученого

«Географическое мышление — это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного “элемента” или одной “отрасли”, иначе говоря, играющее аккордами, а нс одним пальчиком.

Географически мыслит тот, кто в достаточной мерс привык обращать внимание на различия от места к месту не только по природным условиям, но и по историческим судьбам, и по общественно-политическим условиям, и по положению, и по хозяйству, кто привык свои суждения “класть на карту”, кто привык ставить вопросы о причинах, обусловливающих различие от места к месту, кто привык связывать эти различия между собой, составлять цельные представления о местности, давать связные характеристики стран и районов».

Н. Н. Баранский, советский географ, основоположник методики преподавания социально-экономической географии.

В настоящее время классическое определение географического мышления получило дальнейшее развитие. Толкование географического мышления сейчас учитывает четыре главных признака: территориальность, комплексность, конкретность и глобальность. Поэтому современное географическое мышление представляет собой своеобразную интеллектуальную аккордику познания земного пространства способом ассоциаций, демонстрирующих полифонию смыслов земной природы и человеческого общества.

Для характеристики сущности географического мышления необходимо также иметь представление о подходах, отражающих стратегический взгляд географии на предмет исследования. При этом некоторые подходы, используемые в географии, относятся к общенаучным (исторический, системный, конструктивный, экологический, прогнозный), другие (например, гео- пространственый или территориальный) формируют специфику географической науки. В свою очередь все подходы условно можно разделить на традиционные и новые. К традиционным относятся исторический, территориальный, комплексный и другие подходы. К новым — геопространственный, системный, проблемный, экологический, конструктивный и др.

Овладение географической культурой и географическим мышлением предусматривает также использование методов географической науки. Метод науки рассматривается в качестве способа достижения исследовательской цели. Как и подходы, методы носят динамический характер, поэтому могут быть традиционными, новыми и новейшими. По содержанию их можно разделить на эмпирические и теоретические.

К числу эмпирических методов следует отнести прежде всего метод полевых исследований, который является первоисточником практически всех географических знаний. В его основе лежат наблюдения и измерения. Они могут осуществляться стационарным, полустационарным или маршрутным способами. Поскольку сплошное полевое изучение территории иногда является трудноосуществимым, географией применяется выборочное изучение, получившее название «метод ключа». Он означает глубокое и всестороннее исследование отдельных объектов и явлений с последующей экстраполяцией выводов на более обширные ареалы. Этот метод вполне сравним с глубокими буровыми скважинами в геологии. К эмпирическим методам относятся также разнообразные камеральные и лабораторные исследования.

Большую роль в изучении поверхности Земли играет метод дистанционного зондирования. Он заключается в наблюдении поверхности планеты авиационными и космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры. По характеру покрытия земной поверхности космическими снимками искомые сведения могут быть представлены одиночным фотографированием, но также маршрутной, прицельной и глобальной съемкой.

Теоретические методы предполагают владение логическими формами умозаключений. В их основе лежат дедуктивный и индуктивный методы. Дедукция (от лат. deductio — выведение) означает переход от общего к частному, индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) — движение мысли от частных, единичных случаев и отдельных фактов к общему выводу.

К теоретическим относится также метод аналогий, позволяющий выявлять сходства предметов и явлений в тех или иных свойствах, признаках или отношениях изучаемых объектов. В зависимости от характера географических объектов, а также целей и задач исследования теоретические методы могут претерпевать изменения. Однако за ними сохраняются основные функции познания многомерной географической реальности.

Географическая культура предполагает также хорошее владение языком географии, отражающим все характерные особенности науки. Научный язык вообще следует рассматривать в качестве своеобразной системы, которой свойственна целостность и одновременно открытость но отношению к процессам общенаучной интеграции.

Язык географии, как и любой другой науки, отличается большой сложностью и разнообразием. Возможно, он один из самых сложных, так как географии приходится иметь дело с явлениями природного и общественного характера. Поэтому язык географии требует от его носителей широкой эрудиции и особого мастерства. В основе географического языка лежат профессиональная компетентность и навыки грамотной, безупречной речи в форме объяснения и рассказа, рассуждения и повествования, ассоциации, аналогии и др.

Язык географии включает понятия и термины, факты, цифры, даты, географические названия и образы. Традиционно большое место в содержании географического языка принадлежит названиям. Географические названия, или топонимы, представляют собой наиболее обширный пласт особых слов, которые во многом определяют специфику географического языка в целом. В отличие от имен нарицательных, составляющих в каждом языке вполне обозримый фонд, которым владеет каждый образованный человек, число топонимов может измеряться огромными величинами. Одному из первых русских историко-географов и топонимистов Н. И. Надеждину (1804—1856) принадлежат прекрасные слова: «Земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре». Это говорит о том, что в подавляющей массе географические названия отражают те или иные признаки и свойства объекта, сохранившиеся или уже исчезнувшие — физические, хозяйственные, бытовые и пр.

Одним из трудных и важных является также язык образов. Образ того или иного предмета, воспроизводимый с помощью языка, формирует представление о предмете в отсутствие самого предмета. Тем самым образ существенно дополняет географическое мышление, делая его абстрактным и более эмоционально значимым. Без образного восприятия невозможно добиться глубокого понимания научной географической картины мира.

Язык географии обязательно сопровождается языком карты, информационная емкость которого очень велика. При этом язык карты имеет двойственный характер, связанный с необходимостью его словесной «расшифровки». К основным функциям языка карты относятся коммуникативная, модельная и познавательная. Действительно, карта депонирует и распространяет многомерную пространственную информацию, моделирует образно-знаковые виды пространства, мотивирует эвристическое образное мышление.

Карты представляют собой тексты, «написанные» на особом языке. Картографическая знаковая система является языковым образованием. Рассмотренная в контексте семиотики, она обнаруживает весь спектр семиотических отношений — синтаксических, семантических и прагматических.

Известны замечательные слова Н.Н. Баранского о том, что «карта — второй язык географии» и притом язык и более экономный и более доходчивый. Он писал: «1) карта — альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования; 2) карта — стимул к заполнению пустых мест; 3) карта — средство к выявлению географических закономерностей; 4) карта — необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования; 5) карта — “второй язык” географии; 6) карта — один из критериев географичности». Можно сказать, что язык карты принципиально необходим географии.

Добываемые этой наукой знания в своей абстрагированной конкретности, в единстве общего и единичного выражаются преимущественно в картографической форме. Язык карты — это едва ли не основное средство выделения и «описания» объектов географического изучения, географического моделирования, фиксации географических теорий. Наконец, язык карты может рассматриваться как системообразующая основа всего цикла географических наук, ключ к пониманию их целостности. Он играет важнейшую роль в осуществлении познавательной и практической функции географии. .

С помощью карт установлены многие географические законы, введены в «обращение» модельные теоретические конструкции пространственной структуры различных явлений, стали доступными наблюдению и изучению не обозреваемые аспекты действительности. От картографических образовпредставлений берут начало многие научные географические понятия, вместе с новыми картами рождаются новые отрасли географии и направления научных поисков. С помощью карт регламентируются и планируются географические эксперименты, через их посредство идет внедрение новых методов исследования, внедрение результатов в практику.

Развитие интеграционных процессов в картографии, прогресс геоинформационного картографирования привели к развитию нового научного направления — геоиконики как науки о геоизображениях.

В последние десятилетия видное место в картографии заняла языковая концепция в разных ее модификациях. Истоки ее прослеживаются в трудах видных отечественных и западных картографов: М.К. Бочарова, М. Бертэна, А.Ф. Асланикашви- ли, Л. Ратайского. Сегодня эта концепция составляет как бы «третью силу» в теории картографии и развивается в нескольких направлениях: как «чисто» семиотический подход, как языковой подход и как соединение обоих этих подходов.

Анализ теоретической мысли за последние полвека показывает, что в картографии долгое время (с 40-х до начала 60-х годов XX в.) господствовала модельно-познавательная концепция, в значительной мере опиравшаяся на теорию картоведения, разработанную Н.Н. Баранским, К.А. Салищевым и их многочисленными последователями. Ее основные положения сводятся к следующему: картография — наука о познании действительности посредством картографического моделирования; карта — образно-знаковая модель действительности; картографическая генерализация — процесс целенаправленного отбора и обобщения показываемых объектов, способствующий более отчетливому проявлению основных элементов и связей, получению качественно новой информации; основные направления теоретических исследований — системный подход в картографии, картографическое моделирование, использование карт, развитие теории географической картографии; основные контакты — с географией и другими науками о Земле и обществе, с техническими науками, теорией и методологией, познания.

В начале 60-х годов XX в. возникает коммуникативная концепция, как отклик на внедрение в картографию информационных идей и компьютерных технологий и при этом некоторое удаление ее от материнской науки — географии.

Коммуникативная концепция трактует картографию как науку о передаче пространственной информации, как особую отрасль информатики, а карту рассматривает как канал информации, средство коммуникации между создателем карты и ее потребителем.

Главные положения теории языковой концепции сводятся к тому, что картография — это наука о языке карты, одна из отраслей семиотики, а, следовательно, карта — особый текст, составленный с помощью картографическом языковой системы. Основные направления исследований — развитие и совершенствование языка карты, его грамматики, методов автоматизированного конструирования картографических знаковых систем и текстов, а главные внешние контакты картографии видятся во взаимодействии с семиотикой, лингвистикой, теорией информации, компьютерной графикой, с географическими науками.

Геоиконика изучает общее свойство всех геоизображений: карт, электронных карт, аэро- и космических снимков, стереоизображений и компьютерных анимаций, трехмерных моделей и др.

Язык карты, как систему, образуют совокупности исходных элементов — знаков (словарь) и правила их комбинации в тексте (грамматика).

Основные функции языка карты — коммуникация, моделирование и познание. Карта представляет собой незаменимое средство хранения и передачи пространственной информации, обладает определенной информационной емкостью (объемом информации на единицу площади), которая в десятки и сотни раз превосходит информационную емкость печатного текста.

Будучи образно-знаковой моделью, карта является важным элементом эвристического мышления, создания картографического образа, который представляет собой пространственную комбинацию картографических знаков, воспринимаемую читателем карты или распознающим устройством. Под термином «пространственная комбинация» понимается совокупность картографических знаков с их сочетаниями, связями, таксономической соподчиненностью и группировками.

А.М. Берлянт ввел в научный оборот термин «геоизображение», под которым подразумевается «любая пространственно-временная, масштабная, генерализованная модель земных (планетных) объектов или процессов, представленная в графической образной форме».

Так происходит обогащение понятийно-терминологического словаря картографии (и развитие этой науки), что не может не сказываться на системе географических наук в целом, на профессиональном географическом языке и методах исследования.

Из вышеизложенного вытекает, что все содержание карты можно рассмотреть как единство отображения двух сторон действительности: 1) пространства и 2) содержания. Первая сторона отражается пространственным «поведением» знака, вторая — закодированным в нем значением. Закодированное в знаках значение можно изложить гораздо шире и в любой степени детальности языком слов. Но конкретность, которую отображают знаки своим пространственным «поведением», никаким иным языком нельзя отобразить.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.