Философские принципы понимания сущности человека
Философские принципы понимания сущности человека
Эпоха
| Принцип
| Суть
| Древний мир
| Космоцентризм
| Основа мира – живой космос, природа одухотворена. Человек микрокосм, модель космоса, мир в малом, часть космоса, природы. Человек должен жить в гармонии с космосом. Идея универсальной, гармоничной личности, живущей по законам природы.
| Средние века
| Теоцентризм
| Основа мира – Бог. Человек сотворен Богом и полностью зависит от него. Все в мире происходит по воле Бога. Назначение человека – служить Богу, выполнять заповеди божьи, властвовать над природой так же, как Бог властовует над человеком. Земное бытие человек должен рассматривать как подготовку к жизни небесной.
| Возрождение
| Антропоцентризм.
| Центром мироздания является человек, который провозглашастся «вторым богом», сотворцом мира, творцом мира культуры. Природа – это одновременно и материал, и мастерская для человека, которую он должен преобразоваывать. Человек – свободный творец своей жизни. Идея универсальной, гармоничной, творческой личности – эпоха «титанов». Человек – это господин бытия.
| Новое время
| Рационализм
Иррационализм
| Сущность человека определяется его разумом, человек – это рациональное, разумное существо, вера в могущество человеческого разума, который служит инструментом в деле покорения природы. Научное знание мыслится как венец рационального познания. Человек должен с помощью научных, рациональных знаний покорять природу. «Знание – это сила».
Человек – это иррациональное, неразумное существо, «больное животное», которое руководствуется в своей жизнедеятельности природными, слепыми инстинктами. В основе жизнедеятельности человека, как и животного, лежит воля к власти. Его жизнь подчиняется законам естсественного отбора. Человеком управляет бессознательное, то есть неосознаваемые желания, побуждения, потребности, установки. Разум человека слаб, всего человек познать не может. Человек, являясь частью природы, стихийных сил, не может претендовать на роль покорителя природы.
| Новейшее время
| Коэволюционизм
| Человек – не господин бытия, а его пастух. Назначение человека – заботиться о природе, оберегать ее, прислушиваться к потаенному голосу бытия, жить соразмеренно с природой. Свои познавательные возможности человек должен направить, в первую очередь, на изучение языка, который является домом бытия, через который бытие раскрывает свои потаенные возможности.
|
|