|
|||
Заключение
Комитет Государственной Думы по охране здоровья
На № вн3.4-6.329/970 от 19.11.2019
Заключение по проекту федерального закона № 119575-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», внесенному членами Совета Федерации В.В.Рязанским, Э.В.Исаковым, депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым, А.В.Чернышевым и другими (повторно, первое чтение)
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) и в несколько статей Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон) в целях «совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных устройств, продуцирующих аэрозоль, пар и дым, а также кальянов». По изменениям в Кодекс в части установления административной ответственности за использованием «электронных курительных изделий» и «кальянов» (статья 1 законопроекта) сообщаем следующее. В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях» внесение изменений в Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. Что касается проектируемых изменений в Федеральный закон (статья 2 законопроекта) сообщаем следующее. Пунктом 3 предлагается расширить понятийный аппарат Федерального закона за счет понятий «электронного курительного изделия» и «кальяна», из определения которых следует, что они могут не содержать табак (никотин). Обращаем внимание, что изменяемый Федеральный закон принят в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, в связи с чем концептуально законопроект противоречит положениям Федерального закона, в частности, его статье 1. Кроме того, учитывая отсутствия табака (никотина) в указанных изделиях, говорить о возможности нанесения вреда жизни и здоровью человека при их потреблении, с нашей точки зрения, проблематично. В этой связи положения законопроекта, связанные с минимизацией негативных последствий на здоровье человека, например, возмещение вреда здоровью (подпункт «б» пункта 4), запрет на рекламу таких изделий (подпункт «г» пункта 6), установление ответственности и другие вопросы, нуждаются в дополнительном обсуждении. В пункте 2 предлагаются изменения в статью 1 Федерального закона, тем самым определяя новую сферу правового регулирования, что влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений как в статью 3 Федерального закона, так и в другие статьи Федерального закона, в которых упоминается сфера правового регулирования. Некоторые из предлагаемых изменений требуют внесения соответствующих изменений в другие статьи Федерального закона, которые не нашли своего отражения в законопроекте. Так, например, проектируемые положения подпункта «б» пункта 5 требуют внесения соответствующих изменений в статью 21 Федерального закона в части осуществления государственного контроля (надзора) последствий использования «электронных курительных изделий». По нашему мнению, требует дополнительного пояснения вопрос о том, почему не во всех статьях законопроекта наряду с использованием «электронных курительных изделий» регулируется потребление «кальянов», и каким образом в таком случае должно регулироваться их потребление. Кроме того, учитывая действующую дату, следует уточнить положения статьи 3 законопроекта.
Начальник управления Е.В.Горбачева
О.А.Ефремова Т.И.Лагвилава
|
|||
|