|
|||
Философия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Философия Философские взгляды Сковороды изложены в форме диалогов, в притчах, стихах, баснях и отличаются практической жизнесмысловой ориентацией. Философию он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования. Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.
Существование двух натур признает Сковорода, используя в своих диалогах разные сроки для их характеристики. Первый тип бытия он чаще всего характеризует как обманчивость, внешность, видимость, телесность, бренность, тваринність, материю; Второй описывает, пользуясь понятиями «божественность», «духовность», «формы», «внутри», «невидимость», «истина». Отмечая противоположности этих натур, Сковорода не отрицает их взаимосвязи. В этом контексте показательным является приведенный им пример деревья и тени, ведь между ними есть существенное различие. Однако невозможно представить себе такого мира, в котором бы не существовало теней, поскольку часто именно тень дает возможность лучше увидеть вещи, предоставляет мировые глубину и разнообразие. Однако необходимо четко осознавать, что является причиной, а что – следствием. Для Сковороды причиной (основой) является именно невидимая, внутренняя натура, а внешний мир (внешняя натура) является лишь следствием, который образуется на поверхности. Однако противоположность двух натур не должна трактоваться как невозможность перехода от одной к другой или как установка на уничтожение одной из них. Учение о «трех мирах»: 1. Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм. Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире, составленном из параллельных бесчисленных мир-миров. В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур - постижение их внутреннего смысла, ибо через внутреннюю сущность отдельных вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, определяемую мерой, ритмом, симметрией, пропорцией. 2. Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека. Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. С позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к богу без посредников, ибо богом является сама природа, а человек - ее творение, - познавая бога - познает самого себя. В этом смысле Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемости мира. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножение человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья. Скорее наоборот: чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть его потребности. 3. Третьим – из существующих «трех миров» - является символический мир, отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур – внешней (знак) и внутренней – (смысл). Сковорода считает, что представленные в Библии легенды – это фантазия, обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл, полезное и поучительное знание – с другой.
Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природными склонностями. Сковорода выделял два пути познания: 1) путь формирования умозаключений, выводов о существовании в мире определенных внутренних сил и причин, которые обуславливают все, что в нем происходит. Итак, познавая законы мира, человек познает и его божественную сущность. Проблема этого способа открытия божественной натуры заключается в том, что точно неизвестно, сколько законов природы человеку следует открыть для того, чтобы прийти к выводу о наличии и тем более - содержание ее единственной и вечной внутренней причины; 2) путь самопознания, который быстрый и простой по сравнению с первым. Если божественная сущность пронизывает собой весь мир, то некая ее часть и в человеке. Вследствие этого Сковорода приходит к выводу, что, познавая себя, человек познает божественную природу, а вместе с ней - и природу всего мира, всего, что существует.
Многие философские термины Сковорода вводит самостоятельно. Таковы, например, понятия «сродность» и «несродностъ», характеризующие содержание его нравственно‑религиозного учения. Сродность в самом общем ее выражении – это структурная упорядоченность человеческого бытия, определяемая прежде всего сопричастностью и подобием человека Богу: «Божие имя и естество его есть то же». Несродность как противоположность сродности есть персоналистическое воплощение греха, людской злой воли, расходящейся с Божьим промыслом. Уклонение от «несродной стати» происходит в результате самопознания, постижения человеком своего духа, призвания, предназначения. Познавшие свою сродность составляют, по Сковороде, «плодоносный сад», гармоническое сообщество счастливых людей, соединенных между собой как «части часовой машины» причастностью к «сродному труду» (сродность к медицине, живописи, архитектуре, хлебопашеству, воинству, богословию и т. п.). В учении о сродности и несродности Сковорода переосмысливает в христианском духе некоторые идеи античной философии: человек – мера всех вещей (Протагор); восхождение человека к прекрасному (эрос у Платона); жизнь согласно природе (стоики). Приближение к сродности Сковорода трактует как особую разновидность познания – не доктринального, а практического, годного к применению в жизни, связанного с самостоятельным поиском правды, с «деланием». Сродность – это также своего рода гармония, слияние нравственного и эстетического начал, идеал гармонической жизни, образ поведения совершенного человека, к которому следует стремиться, ибо «сродность обитает в Царствии Божием». И наконец, сродность – это развитие по органическому типу, обусловленный замыслом Бога процесс, где каждая последующая фаза подготовлена предыдущей и вытекает из нее; «Природа и сродность значит врожденное божие благоволение и тайный его закон, всю тварь управляющий…». Узнать тайные пружины скрытого от глаз механизма развития человека, мироздания и означает, по Сковороде, познать сродность. Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель. Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека.
|
|||
|