|
||||||||
Разряды частиц
Индивидуально-групповое занятие по русскому языку 7 класс 10.04. Тема урока: Разряды частиц по значению. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Ход урока Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам. К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий. Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами. Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи. Вопрос: ли, разве, неужели Восклицание: что за, как. Указание: вот (а вот), вон (а вон). Сомнение: вряд ли, едва ли. Уточнение: именно, как раз. Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти. Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. Смягчение требования: -ка. К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому.(отрицание всего предложения) За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения) Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать. Ребята, ознакомьтесь с таблицей. Разряды частиц
Прочитайте предложения, перепишите. Определите значение частиц и запишите. Я не был в школе. (________________________) Я был не в школе. (_________________________) Я не мог не быть в школе. (_____________________)
Проверьте свою работу, пользуясь ключом. Я не был в школе. (отрицание всего предложения) Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения) Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)
|
||||||||
|