|
|||
Практическое занятие (2 часа). Гришко Екатерина. Группа С(Д)О-19. Тема. «Основы педагогической риторики». ЛИТЕРАТУРА04.05 2020 9.30. 11.00 Практическое занятие (2 часа) Гришко Екатерина Группа С(Д)О-19 Тема. «Основы педагогической риторики» Вопросы: 1. Какие три требования, на Ваш взгляд, являются самыми важными? Ответ обоснуйте. 2. Что такое неопределённая направленность речи, в чём она выражается и почему не допустима в работе дефектолога. 3. Что такое фонетическое поведение оратора? Каковы требования к фонетическому поведения педагога-дефектолога? 4. Что такое просодия и какова её роль в работе педагога-дефектолога? 5. Пройдя по ссылке https://royallib.com/read/almazova_anna/russkiy_yazik_i_kultura_rechi_uchebnoe_posobie.html#383014 вы попадёте в Электронную библиотеку RoyalLib.com. Там вы сможете работать с учебником А.Алмазовой «Русский язык и культура речи : учебное пособие». Работайте с гл. 4. “Техника речи» и гл. 5 «Основы выразительного чтения». Эти главы написаны автором специально для студентов-дефектологов. Они помогут вам подготовиться к зачёту. ЛИТЕРАТУРА 1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум : учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев ; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php 3. Техника произнесения речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php Вопрос №1 На мой взгляд, самыми важными требованиями являются: 1. Грамотность речи и её лексическое богатство; Так как речь педагога является образцом для его учеников, если учитель сам говорит неправильно и скудно, то от учеников лучшего результата ожидать не стоит. 2. Логичность и доступность; Та как педагог должен уметь выражаться так, что бы информация дошла до каждого его воспитанника. 3. Техническая отточенность (оптимальные темп и ритм речи, поставка дыхания и голоса, чёткая дикция). Так как в некоторые моменты класс или конкретный ученик может отвлечься и начать летать в облаках, своим голосом педагог может заставить ребенка встрепенуться, для этого стоит немного повысить голос, или же начать говорить тише что бы ученик стал прислушиваться.
Вопрос №2 Неопределенная направленность речи (и по форме, и по содержанию) является для слушателей тем препятствием, которое затрудняет её восприятие как личностно значимую. Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти ребенка, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Для этого педагогу необходимо донести до ребенка информацию максимально понятным образом. Если же педагог будет использовать неопределенную направленность в речи – ребенок перестанет понимать, что от него требуют. Вопрос№3 Риторика ограничивается лишь перечислением требований к фонетическому поведению оратора. Все, что относится к исполнению публичной речи, т.е. к ее фонетической составляющей, рассматривается как отдельный уровень, не соотнесенный ни с замыслом оратора, ни с жанровой принадлежностью, ни с семантикосинтаксическими особенностями публичной речи. Учитель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Не желательно работать с детьми с ОВЗ педагогам с заиканием, гнусавостью, неправильным произношением звуков, ускоренным темпом речи, различными диалектными особенностями. Лучше воспринимается речь, когда она произносится в слегка замедленном темпе, тогда детям легче следить за её содержанием, запоминать текст. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечёткой, трудной для восприятия. Педагог должен говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать!). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Вопрос №4 Просодия - система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются следующие элементы (компоненты) просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков - словесные тоны. В этом значении термин "просодия" часто синонимичен понятию интонация. Оба термина употребляются для обозначения функциональной системы супрасегментных средств языка (комплекса фонетических средств, реализующихся в слоге, слове и т.д., то есть в единицах, больших, чем сегментные звуки). Важнейшим условием физического здоровья дошкольников является правильное дыхание, являющееся «пусковым механизмом», на базе которого формируется речевое дыхание, необходимое для формирования просодических компонентов речевой системы, звукопроизношения. В процессе коррекционной работы обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание: мимический и артикуляционный праксис, голосообразование, просодика. ЛИТЕРАТУРА 1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум : учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев ; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php 3. Техника произнесения речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php
|
|||
|