![]()
|
|||
Практическое занятие (2 часа). Гришко Екатерина. Группа С(Д)О-19. Тема. «Основы педагогической риторики». ЛИТЕРАТУРА04.05 2020 9.30. 11.00 Практическое занятие (2 часа) Гришко Екатерина Группа С(Д)О-19 Тема. «Основы педагогической риторики» Вопросы: 1. Какие три требования, на Ваш взгляд, являются самыми важными? Ответ обоснуйте. 2. Что такое неопределённая направленность речи, в чём она выражается и почему не допустима в работе дефектолога. 3. Что такое фонетическое поведение оратора? Каковы требования к фонетическому поведения педагога-дефектолога? 4. Что такое просодия и какова её роль в работе педагога-дефектолога? 5. Пройдя по ссылке https://royallib.com/read/almazova_anna/russkiy_yazik_i_kultura_rechi_uchebnoe_posobie.html#383014 вы попадёте в Электронную библиотеку RoyalLib.com. Там вы сможете работать с учебником А.Алмазовой «Русский язык и культура речи : учебное пособие». Работайте с гл. 4. “Техника речи» и гл. 5 «Основы выразительного чтения». Эти главы написаны автором специально для студентов-дефектологов. Они помогут вам подготовиться к зачёту. ЛИТЕРАТУРА 1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум : учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев ; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php 3. Техника произнесения речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php Вопрос №1 На мой взгляд, самыми важными требованиями являются: 1. Грамотность речи и её лексическое богатство; Так как речь педагога является образцом для его учеников, если учитель сам говорит неправильно и скудно, то от учеников лучшего результата ожидать не стоит. 2. Логичность и доступность; Та как педагог должен уметь выражаться так, что бы информация дошла до каждого его воспитанника. 3. Техническая отточенность (оптимальные темп и ритм речи, поставка дыхания и голоса, чёткая дикция). Так как в некоторые моменты класс или конкретный ученик может отвлечься и начать летать в облаках, своим голосом педагог может заставить ребенка встрепенуться, для этого стоит немного повысить голос, или же начать говорить тише что бы ученик стал прислушиваться.
Вопрос №2 Неопределенная направленность речи (и по форме, и по содержанию) является для слушателей тем препятствием, которое затрудняет её восприятие как личностно значимую. Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти ребенка, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Для этого педагогу необходимо донести до ребенка информацию максимально понятным образом. Если же педагог будет использовать неопределенную направленность в речи – ребенок перестанет понимать, что от него требуют. Вопрос№3 Риторика ограничивается лишь перечислением требований к фонетическому поведению оратора. Все, что относится к исполнению публичной речи, т.е. к ее фонетической составляющей, рассматривается как отдельный уровень, не соотнесенный ни с замыслом оратора, ни с жанровой принадлежностью, ни с семантикосинтаксическими особенностями публичной речи. Учитель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Не желательно работать с детьми с ОВЗ педагогам с заиканием, гнусавостью, неправильным произношением звуков, ускоренным темпом речи, различными диалектными особенностями.
Педагог должен говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать!). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Вопрос №4
Часто выделяются следующие элементы (компоненты) просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков - словесные тоны. В этом значении термин "просодия" часто синонимичен понятию интонация. Оба термина употребляются для обозначения функциональной системы супрасегментных средств языка (комплекса фонетических средств, реализующихся в слоге, слове и т.д., то есть в единицах, больших, чем сегментные звуки). Важнейшим условием физического здоровья дошкольников является правильное дыхание, являющееся «пусковым механизмом», на базе которого формируется речевое дыхание, необходимое для формирования просодических компонентов речевой системы, звукопроизношения. В процессе коррекционной работы обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание: мимический и артикуляционный праксис, голосообразование, просодика. ЛИТЕРАТУРА 1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум : учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев ; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php 3. Техника произнесения речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php
|
|||
|