Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников.



 Тема: Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников.

План:

1. Понятие УУД

2. Виды предпосылок УУД: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

1. Понятие УУД

 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский

 

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А. Сухомлинский).

 

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Современное занятие (НОД) рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.


2. Виды предпосылок УУД

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные предпосылки универсальных учебных действийосновываются на трех принципах:

1. Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);

2. Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности(какое значение смысл имеет для меня учение?);

3. Нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностного компонента являются:

• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

•формирование познавательной и социальной мотивации;

•формирование адекватной самооценки;

•формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п.;

•формирование способности учитывать чужую точку зрения;

• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)

 

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей; дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Регулятивные предпосылкиУУД  основываются на следующих принципах:

 

1. Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

2. Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

3. Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

4. Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

5. Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

6. Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 

Предпосылками регулятивного компонента являются:

• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

• умение сохранять заданную цель;

• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

• умение контролировать свою деятельность по результату;

• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

• умение работать по инструкции взрослого;

• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.)сформированность мелкой моторики рук.

 

Для развития регулятивных предпосылок УУД используются:

• различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия»);

• Задания построены в виде соревнования двух и более игроков;

• Эксперементирование;

«Преднамеренные ошибки»– детям предлагаютсязадания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать

 

 

Познавательные УУД - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа(выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов),сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно- следственных связей.

 

Предпосылками познавательного компонента являются:

• навыки сформированности сенсорных эталонов;

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

• умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

• умение выделять существенные признаки объектов;

• умение устанавливать аналогии на предметном материале;

• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

• умение производить анализ и синтез объектов;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение ориентироваться в книге;

• умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

• умение находить нужную страницу;

• умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

• умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);

• умение пользоваться простейшими инструментами.

 

Для выработки определенных познавательных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Приведем примеры логических задач, игр и упражнений,

Например, логические задачи: 1. Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? И др. Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Особо важна роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.

Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков.

Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», участие детей в конкурсах росток и мир.

Коммуникативных УУД – это Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение вести монолог, отвечать на вопросы; Владение невербальными средствами общения

Предпосылками коммуникативного компонента являются:

• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению;

• умение слушать собеседника.

• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

предлагать помощь и сотрудничество;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

формулировать собственное мнение и позицию;

• строить понятные для партнёра высказывания.

  

Способы формирования коммуникативных предпосылок УУД;

• Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;

•Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др. ;

•Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

• Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля;

• Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях

Задание:

1. С помощью Программы выяснить как формируются предпосылки УУД у дошкольников (см. Подготовительная к школе группа) при освоении содержания в одной из образовательной области:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.