|
|||
Тема: Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников. План: 1. Понятие УУД 2. Виды предпосылок УУД: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные 1. Понятие УУД
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А. Сухомлинский).
Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД. Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности. Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания. Современное занятие (НОД) рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные предпосылки универсальных учебных действий – основываются на трех принципах: 1. Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.); 2. Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности(какое значение смысл имеет для меня учение?); 3. Нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил. Предпосылками личностного компонента являются: • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; •формирование познавательной и социальной мотивации; •формирование адекватной самооценки; •формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п.; •формирование способности учитывать чужую точку зрения; • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей; дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое; Регулятивные предпосылкиУУД основываются на следующих принципах:
1. Целеполагание – умение сохранять заданную цель; 2. Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; 3. Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности; 4. Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу; 5. Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; 6. Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Предпосылками регулятивного компонента являются: • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; • умение сохранять заданную цель; • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; • умение контролировать свою деятельность по результату; • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; • умение работать по инструкции взрослого; • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор; • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Для развития регулятивных предпосылок УУД используются: • различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия»); • Задания построены в виде соревнования двух и более игроков; • Эксперементирование; •«Преднамеренные ошибки»– детям предлагаютсязадания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать
Познавательные УУД - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа(выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов),сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно- следственных связей.
Предпосылками познавательного компонента являются: • навыки сформированности сенсорных эталонов; • ориентировка в пространстве и времени; • умение применять правила и пользоваться инструкциями; • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале; • умение выделять существенные признаки объектов; • умение устанавливать аналогии на предметном материале; • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов; • умение производить анализ и синтез объектов; • умение устанавливать причинно-следственные связи. • ориентировка в пространстве и времени; • умение применять правила и пользоваться инструкциями; • умение ориентироваться в книге; • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; • умение находить нужную страницу; • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.); • умение пользоваться простейшими инструментами.
Для выработки определенных познавательных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, Например, логические задачи: 1. Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? И др. Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ. Особо важна роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», участие детей в конкурсах росток и мир. Коммуникативных УУД – это Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение вести монолог, отвечать на вопросы; Владение невербальными средствами общения Предпосылками коммуникативного компонента являются: • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; • строить монологичное высказывание и диалоговую речь; • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; • ориентация на партнера по общению; • умение слушать собеседника. • умение ставить вопросы; обращаться за помощью; • предлагать помощь и сотрудничество; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. • формулировать собственное мнение и позицию; • строить понятные для партнёра высказывания.
Способы формирования коммуникативных предпосылок УУД; • Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации; •Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др. ; •Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный; • Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля; • Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях Задание: 1. С помощью Программы выяснить как формируются предпосылки УУД у дошкольников (см. Подготовительная к школе группа) при освоении содержания в одной из образовательной области:
|
|||
|