“Кто как говорит?”.
Ц.: активизировать в речи глаголы.
Оборудование: картинки с изображением птиц.
Описание. Рассмотреть картинки птиц и ответить как они “говорят”, предварительно прослушав записи голосов птиц.
Ласточка щебечет,
соловей …(поет, заливается, свистит, щелкает…),
журавль …(курлычет),
кукушка …(кукует),
жаворонок …(звенит).
“Назови ласково”.
Ц.: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание.
Кукушка – кукушечка,
соловей - …,
скворец - …,
журавль - …
Кто лишний?”
Ц.: учить классификации.
Описание.
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
“Кого выводят?”.
Ц.: активизировать названия птенцов.
Оборудование: предметные картинки по теме.
Описание.
Журавли – журавлят,
грачи - …,
скворцы - …,
гуси - …,
утки - ..
“Посчитай до 5”.
Ц.: согласовывать существительные с числительными.
Описание.
Одна кукушка, две кукушки, три кукушки, … пять кукушек.
Один соловей, …
“Закончи предложение”.
Ц.: доваривать предложения, правильно изменяя слова.
Описание.
Птенцы вылупились из …(яиц).
Птицы построили много…(гнезд).
Для скворцов ребята построили много .(скворечников).
| “Где пела птица?”.
Ц.: развивать слуховое восприятие и внимание; определять направление звука; развивать ориентацию в пространстве; закреплять понятия: “впереди”,”сзади”, “слева”, “справа”.
Оборудование: шапочка грача.
Описание.
Отгадать загадку:
Кричит: “Крак”,
Червякам враг.
(Грач)
Если ребенок отгадал загадку, он становится ведущим. Наденьте ему шапочку грача. Затем “грач” “перелетает” по комнате с места на место и кричит “крак”. Дети отгадывают где пела птица: справа, слева, сзади или спереди.
“Отгадай, какие птицы прилетели к нам весной”.
Ц.: развивать слуховое внимание; учить слоговому анализу слов.
Оборудование: картинки с изображением птиц.
Описание.
- Как называются птицы, которые весной возвращаются к нам из теплых стран? (перелетные).
- Я буду загадывать загадки о перелетных птицах, а вы отгадывайте.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце.
(Ласточка)
Предложить детям отхлопать количество слогов в названиях птиц: грач, скво-рец, лас-точ-ка. Затем взрослый хлопает, дети по количеству хлопков угадывают птицу.
| “Не ошибись”.
Определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и ласточка).
“Такие разные птицы”.
Выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
“Птичка пьет водичку”.
(пальчиковая гимнастика)
И. п.: пальцы сложить “щепотью” – это “клюв”.
Не отрывая локоть от стола, “клювом” коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить “воду”, поднять “голову”, пощелкать “клювом”.
Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.
“Птички в гнезде”.
(пальчиковая гимнастика)
Пальцы правой руки собрать в “щепоть” – это “птенцы”. Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.
Вот птенцы, а вот - гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.
“Птичка летит”.
(пальчиковая гимнастика)
И. п.: Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это “голова” птицы. Остальные пальцы – “крылья”. Помахать ими.
Птички полетели,
(помахать “крыльями”)
Сели – посидели,
(прижать ладони к груди)
Дальше полетели.
| Звук Ж.
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит…
“Услышишь в слове звук Ж, подними руку”.
Ц.: развитие фон-го восприятия.
Описание. Жаба, комар, муха,. жук, желуди, орехи, белка, ежик, вилка, ножик, крыжовник, малина, конь, жеребенок.
“Запомни, повтори”.
жа-жа-жа ажа-ажа
жи-жи-жи ижи-ижи
жо-жо-жо ожо-ожо
жва-жва ждо-жду
жми-жме жня-жню
Чистоговорки.
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жу-жу-жу – на лужок хожу.
Жи-жи-жи – у меня ножи.
Жок-жок-жок – у меня флажок.
“Скажи про много”.
Ц.: образовывать множественное число существительных.
Описание. Еж – ежи, уж - …, морж - …, чиж - …, нож - …, этаж - …, пляж - …, гараж - …
“Жук и жаба”.
Ц.: закреплять звук Ж в игре.
Оборудование: маски .
Описание. Взрослый выбирает “жабу” и ”жука”. “Жаба” сидит в кругу. Все говорят:
Жаба толстая сидит
И по сторонам глядит.
Ведь на ужин жук ей нужен,
Очень жабе нужен жук.
Жаба: Вот жука бы увидать
И скорей его поймать.
Ведь на ужин жук мне нужен,
Очень нужен жук на ужин.
Появляется жук. Все говорят:
Вот жук летит, жужжит, жужжит.
Жук влетает в круг и говорит:
Я летаю и жужжу:
“жу-жу-жу, жу-жу-жу”.
(останавливается.)
Надоело мне летать,
Надоело мне жужжать.
(садится)
Под ромашкой посижу,
На ромашку погляжу.
Дети: Жаба жука увидала,
Прыг-прыг и поймала.
|