не понял, повторите (Этажный, 059-му повторите)
Данная фразеология радиообмена применяется только при выполнении учебных полетов в районе аэродрома. Перед выполнением полетов по маршруту с посадкой на промежуточном аэродроме и по МВЛ II категории, радиообмен ведется в соответствии с «Правилами и фразеологией радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением», утвержденные приказом ФСВТ.
Черный, жирный курсив – текст доклада.
Курсив – ответ руководителя полетов (диспетчера).
В круглых скобках возможные варианты.
Мелким шрифтом – пояснения.
Радиообмен при полете по кругу:
Место доклада
| Доклад (2 МАК),Ответ
| Один из вариантов доклада, принятых на других аэродромах
| Перед запуском двигателя:
| - 059 борт 01 запуск круг (зона, приборы, маршрут)
- запускайте, 059
- 059 понял
| - Дымок, 01751, добрый день, запуск на стоянке, по схеме (маршруту до Коломны через зону Гордого; в зону Остров)
- 01751 запуск разрешаю, давление 745
- 745 установил, запускаю, 01751
Если в этот день выполняется первый вылет, называют фамилию техника, подготовившего самолет:
- Дымок, 01751, добрый день, запуск на стоянке, по схеме, подготовил Волков
Дымок - позывной диспетчера (руководителя полетов); Остров – название пилотажной зоны.
| Перед выруливанием со стоянки:
| - 059 вырулить с основной (пересадочной, заправки)
- 059 выруливайте
- понял, 059
Основная, пересадочная - стоянки
| - 751-му предварительный
- 751 занимайте предварительный по второй, взлетный 240
- По второй, 240, выруливаю, 751
Вторая – рулежная дорожка, 240 – курс взлета
| На рулении:
| Если для того чтобы занять предварительный старт, нужно пересечь полосу:
- 059, разрешите пересечь полосу (через полосу)
- 059 пересечение разрешаю (запрещаю, ждать)
- 059, разрешили (запретили, ждать)
| | На предварительном, (у посадочного знака Т):
| - 059 на полосу
- 059 на полосу (на полосу после посадки; ждать)
- 059 разрешили (понял, после посадки; понял, ждать)
| - 751-му исполнительный
- 751 занимайте исполнительный, ветер у земли 300 градусов 5 метров в секунду
- условия принял, занимаю исполнительный, 751
| На полосе, перед взлетом:
| - 059 заправка полная (120, 150) взлет круг (зона, маршрут, приборы)
Если на этом борту в этот день еще никто не летал:
- 059 бароспидограф (барограф) включен, заправка полная (100, 150), влет круг (зона, маршрут, приборы)
- 059 взлет (взлетайте зона 2ая, по маршруту)
- понял (понял 2ая зона), 059
Руководитель полетов (РП) может дополнительно сообщить:
- направление и скорость ветра;
- состояние ВПП;
- информацию об опасных метеоявлениях, скоплениях и перелётах птиц;
- указания по выполнению первого разворота.
| - 751 к взлету готов
- 751 взлет разрешаю
- 751 взлетаю
| После взлета, перед 1-ым разворотом:
|
| - 751 взлет произвел, правым по схеме
- 751 правым по схеме, по давлению 744, первый (второй, третий) 150 доложите
- 744 установил, первый (третий) доложу, 751
Правым по схеме – по схеме (кругу) все развороты правые; 150 – метров высота схемы (круга).
В сложных метеоусловиях и когда много самолетов на кругу (схеме) по требованию диспетчера (руководителя полетов) докладывают все развороты
| На 1-ом развороте:
|
| - 751 на первом 150
- 751 третий (второй) доложите
- 751 понял, доложу
| На траверсе:
| | - 751 место
- 751 после второго (на траверсе; минута до третьего)
Пример приведет условно, место запроса может быть любым
| На 3-ем развороте:
| - 059 на третьем, посадка
Если самолет с убирающимися шасси: - 059 на третьем шасси выпустил, зеленые горят, посадка
- посадка 059;
- понял, 059
Если эфир занят:
- 059 после третьего (перед четвертым, на четвертом), посадка
| Если рассчитывается посадка и взлет с конвейера:
- 751 на третьем
Если предполагается посадка и заруливание на стоянку:
- 751 на третьем с посадкой
- выполняйте третий (затяните третий; посадка), 751
- 751 понял (понял затянуть третий)
| На посадочной прямой:
| - 059 на прямой с проруливанием (конвейер, закончил)
- 059 с проруливанием (конвейер по готовности, закончили)
ИЛИ - 059 конвейер запрещаю, с проруливанием (закончили)
ИЛИ - 059 посадку запрещаю, уходите на второй круг
- 059 понял, с проруливанием (закончил; запретили, ухожу на второй круг)
Если самолета с посадочным щитком:
- 059 на прямой, щиток выпустил, с проруливанием (конвейер, закончил)
| - 751 на прямой, полосу наблюдаю, шасси выпустил, к посадке готов, конвейер (закончил)
- 751 посадку, взлет конвейером разрешаю
- разрешили 751
При интенсивном радиообмене слова «полосу наблюдаю» и «к посадке готов» - опустить
| После посадки, на пробеге:
| При взлете с конвейера если самолета с посадочным щитком:
- 059, убрано
- 059, конвейер
| - 751 посадка
- 751 в 41 минуту, освобождение по первой
- по первой, доложу, 751
Первая – рулежная дорожка
| После освобождения полосы:
| - 059 освободил на пересадочную (основную, заправку)
- рулите 059
- 059 понял
Если не известно куда рулить, запланированы ли полеты на этом борту, нужна ли заправка: - 059 освободил, Этажный, подскажите куда заруливать,
- 059 рулите на основную (пересадочную, заправку)
- 059 понял на основную (пересадочную, заправку)
Этажный – позывной руководителя полетов
| - 751 освободил по первой
- 751 стоянку доложите
- стоянку доложу, 751
| На стоянке:
|
| - 751 на стоянке до вылета (стоянка до связи)
- 751 до вылета (до связи)
Если в этот день вылетов больше не будет:
- 751 на стоянке, конец
| Дополнение к радиообмену при полете в пилотажную зону:
На развороте, с которого осуществляется выход в зону:
| - 059 на первом (втором, третьем) 150 (300) выход в первую (вторую)
- 059 выход в первую (вторую) разрешаю
150 (300) – метров высоты Первая, вторая – пилотажные зоны
| То же
| При занятии зоны:
| - 059 первую (вторую) занял, 300, задание
- работайте в первой (второй), 059
- 059 понял
| - 751 зону Острова занял, 150
- 751 доклад через 10 мин
- 751 понял, 10 мин
| В зоне, каждые 10 мин:
| - 059 в первой (второй), 300, точку наблюдаю
- работайте в первой (второй), 059
- понял 059
| - 751 Остров, 150, мат. часть норма
- принял, 751
| При выходе из зоны:
| - 059 задание в первой (второй) выполнил, подход к точке
- 059 ко второму (третьему), 300
- 059 понял, ко второму (третьему), 300
| - 751 задание в зоне Остров выполнил, условия подхода
- 751 центр (с прямой), 150
- 751 понял, к центру 150
Центр – центр полосы С прямой – к четвертому развороту
| На месте заданного разворота:
| - 059 на втором, 300 (на третьем, 300, посадка)
- 059 разрешаю вход в круг (посадка)
- 059 понял
| То же
| Общие дополнения:
- Для сокращения радиообмена слова, обозначающие размерность значений курса, скорости, высоты, крена, остатка топлива, не передаются, например:
“Курс 340 градусов” - передаётся “Курс триста сорок”
- В случае плохой слышимости можно переспросить:
- 059 не понял, повторите (Этажный, 059-му повторите)
- В случае когда трудно быстро ответить на запрос, например требуется время, чтобы посчитать расчетное время прохождения определенного пункта, можно сказать:
- 059, минуту
- Если РП предупреждает экипаж о вводной, например, о борте на пересекающемся курсе, следует ответить:
- 059, предупреждение принял
- В случае кратковременной потери 2х сторонней связи с диспетчером (РП), после ее восстановления, на запрос следует ответить:
- 059, на связи (на приеме; ответил)
- При выполнении самостоятельных полётов кандидату в пилоты-любители, в каждом докладе, добавлять слово “сам”, например:
- 059, взлет зона, сам
- При выполнении групповых полётов радиосвязь с руководителем полётов, от момента запуска двигателей до роспуска группы, осуществляет ведущий. Ведомый работает на приём, кроме случаев, когда требуется доклад ведущему или руководителю полётов.
|