Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 1 (ОТРАБОТКА)



ТЕМА 1 (ОТРАБОТКА)

Гончарова Т.А. 216 группа
Задание 1.
Право и государство – это две тесно связанные между собой части юридической действительности. В чем выражается единство и взаимосвязь государства и права?

ОТВЕТ:

Право и государство – близкие, тесно связанные между собой  явления. По историческим меркам они возникают одновременно и практически в силу одних и тех же социальных причин. И право, и государство появляются как продукт общества, достигшего определенной ступени развития.

Право и государство всегда существуют вместе: они вместе возникли, вместе развиваются и функционируют.

Объединяет право и государство и то, что оба они представляют собой явления политики: возникают как результат политического расслоения общества и являются основными инструментами управления политически дифференцированным обществом, в котором нужно учесть, согласовать противоречивые интересы больших социальных групп.

Оба они тесно связаны с таким явлением, как власть.

Таким образом, в качестве общих, объединяющих право и государство черт можно назвать то, что право и государство:

• возникают одновременно;

• зарождаются в силу одних и тех же социальных причин;

• функционируют совместно;

• имеют политическую природу;

• являются главными, основными инструментами управления обществом в его политическом состоянии;

• тесно связаны с таким явлением, как власть.

При всей общности права и государства они представляют собой разные явления.

Государство – это особая организация общества: система, состоящая из организаций разного рода (властных органов и других государственных учреждений). Право – это социальный регулятор: система, состоящая из особых норм, правил поведения.

 

Современная литература рассматривает 3 вероятные модели, которые характеризуют взаимосвязь государства и права:

  • тоталитарная (страна выше права и им не связана);
  • либерализм (право выше страны);
  • прагматическая (страна поддерживает и увеличивает силу права, но связана им).

*Первая из рассмотренных моделей предполагает, что право является продуктом государственной деятельности, его следствием. В российской правовой литературе еще не так давно считалось, что право подчинено государству. Фактическое условие этого этатистского подхода представлено политической практикой, которая склонялась к рассмотрению права как некоего придатка государства.

 

*Либеральный подход, рассматривающий соотношение государства и права, утверждается в рамках представлений, которые вывели категорию государства из общественного договора, из ограничения его правом. Считалось, что это было основано на нерушимости естественного закона и неотчуждаемости субъективных публичных прав индивидов, основанных на нем. С точки зрения этого подхода право обладает безусловным приоритетом, если сравнивать его с государством. Рассматриваемый подход наделен определенными преимуществами. Он представляет собой философскую платформу для утверждения в политической практике идеи правового господства. Тем не менее, эта идея скорее выражает желаемое, чем действительное.

 

*Прагматический подход к вопросу дает возможность в определенной мере произвести интеграцию этатистских и либеральных взглядов. Наряду с этим, он позволяет исключить крайности, оценивая связь права и государства. В соответствии с этим подходом связь права и государства не имеет однозначного причинно-следственного характера (оно порождает право или рождается из права), а становится более сложной. Эта связь имеет двустороннюю зависимость: право и государство друг без друга не существуют, следовательно, можно говорить о функциональной связи между ними.

Подход с точки зрения прагматичности дает возможность выявления глубинных связей государства и права, избегая односторонность. Он позволяет понять, что дает право государству, выясняя истинное значение государства в обеспечении права.

 

Право и государство взаимодействуют друг с другом, т.е. взаимно обусловливают друг друга, помогают друг другу в решении общих задач, взаимно зависят друг от друга. И здесь существуют две линии такой зависимости.

1. Первая линия – зависимость государства от права.

Государство нуждается в праве, оно не может обойтись без права в решении своих задач. Более того, именно право конституирует государство, делает законным его существование как властной организации всего общества. На основе юридических норм определяются статус и компетенция государственных органов, формы их деятельности, закрепляются формы государственного правления и государственного устройства. Без права государство не сможет управлять общественными процессами, нормативно выразить свою волю, добиться консенсуса (согласия) в обществе. Поэтому полностью отказаться от права в своей деятельности не могут даже такие государства, как деспотические, тоталитарные, полицейские.

2. Вторая линия – зависимость права от государства.

Право во многом зависит от государства. Можно указать на три вида деятельности государства, от которых зависит право:

  • 1) деятельность государства, которую именуют правотворческой. Вообще-то государство не "творит", не порождает право: те или иные нормы, правила по своему содержанию зреют в недрах социального организма и выступают как правовые притязания общества. Однако правила, складывающиеся в обществе, становятся юридическими нормами только после их официального оформления (издания) государством и установления санкций за их нарушение;
  • 2) правоисполнительная деятельность государства. Реализация значительной части правовых норм невозможна без властного содействия государственных органов. Государственные органы в этих случаях издают специальные юридические акты (акты правоприменения), в которых индивидуально, т.е. применительно к данному случаю, решается вопрос о реализации правовой нормы;
  • 3) деятельность государства по охране юридических норм от нарушений (так называемая правоохранительная деятельность). Для этого государством устанавливается специальный аппарат охраны законности и правопорядка, определяются процедуры его деятельности.

Говоря о взаимодействии права и государства, следует отметить и то обстоятельство, что их взаимодействие протекает не всегда мирно. Относительная самостоятельность государства от общества позволяет ему осуществлять противоправные действия и принимать противоправные решения, в том числе и путем издания законов, противоречащих праву, т.е. неправовых законов.

 

 

Задание 2Установите соответствие между типами правоотношений и конкретными ситуациями, их отображающими.

1. Работник не выполняет свои должностные инструкции а) административные
2. Пешеход нарушил правила дорожного движения б) семейные
3. Граждане заключают сделку о купле-продаже квартиры в) гражданские
4. Дядя оформил опеку над племянником г) трудовые

 

Ответ:

1. Г 2. А 3. В 4. Б

Задание 3.В средние века в городе Болонье был издан закон, предписывающий «наказывать с величайшей суровостью всякого, кто станет проливать кровь на улицах». Случилось, что на улице в конвульсиях упал прохожий. Позвали врача, который согласно медицинским показаниям того времени, сделал кровопускание, и прохожему стало лучше. Исходя из буквы закона, врача ждало суровое наказание. Как следует решить данный казус?

ОТВЕТ:

Этот закон предписывался только лицам, которые направленно совершали насильственное деяние. Так как врач не совершал противоправное действие, а даже помог прохожему, то Þ его не стоит наказывать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.