|
|||
Обоснование выбора проблемно - тематического пути анализа как способа изучения романа И.С.Тургенева: Отцы и дети. ( 10 класс).Обоснование выбора проблемно - тематического пути анализа как способа изучения романа И.С.Тургенева:" Отцы и дети." ( 10 класс). Проблемный анализ при изучении романа И.С. Тургенева:" Отцы и дети" целесообразен, так как такой путь анализ ориентирован на обучающихся старших классов. Выведение проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций в качеств тем уроков стимулирует активный мыслительный процесс у детей с мотивационно - ориентировочного до рефлексивно - оценочного этапов урока. Решение проблемных ситуаций вызывает у детей повышенный интерес, независимо от уровня подготовленности, начитанности. Проблемный путь анализа развивает аналитические способности школьника, навыки конструктивного диалога, дискуссии, работы в команде, способности сотрудничества и сотворчества. Также построение уроков по представленному принципу активизирует работу воображения, обострённого, личностного восприятия. На таких уроках осуществляется непрерывный анализ текста во взаимосвязи с другими сферами общественной жизни: развитием социума, культуры, обыденной жизни. При проблемно -тематическом пути анализа удаётся открыть новые точки зрения на произведения, увидеть индивидуальную, самостоятельную работу школьников. Произведение становится для подрастающего поколения своим, живым, важным, нужным, личным. А это самое важное, к чему стремится любой хороший учитель, человек, наставник - сделать страницы книги живыми, нужными и интересными. Несмотря на масштабность темы урока, проведение множества межпредметных связей, акцент на личный опыт обучающихся - анализ текста происходит всегда, что позволяет жить произведению не только в социальном, психологическом, но и литературном, культурном контексте. При проблемно - тематическом анализе активными приёмами работы являются выразительное чтение, устное словесное рисование, анализ композиции произведения, историко - литературные, историко -культурные комментарии к тексту, стилистический анализ произведения. Такой анализ и перечисленные приёмы позволяют создать целостное,объективное, многостороннее представление о романе. 1 урок. Тема урока:"Роман:" Отцы и дети" И.С. Тургенева вымысел или подлинная действительность середины XIX века?" ( Рассмотрение исторического, социального, реального начала в романе). ( Предполагаемые приёмы: историко - литературный, историко - культурный комментарий текста. ( Экскурс во времени: в эпоху создания романа ( онлайн) - демонстрация обстановки эпохи, составление таблицы с особенностями развития исторического, общественного, литературного процесса 1850- 1860 годов. Цель урока:создать представление о предпосылках написания романа, условиях его создания; Сформировать представления о доле вымысла и реальности в художественном тексте; Подготовка к полноценному восприятию романа в культурном аспекте. Личностные УУД:формирование бережного, сознательного, внимательного отношения к литературному произведению как части русской культуры, истории , уникального творения И.С. Тургенева; Познавательные УУД:совершенствование навыков определения литературного направления, особенностей жанра, причинно - следственных связей в написании художественного произведения, определение особенностей авторского начала И.С. Тургенева в романе:" Отцы и дети"; Развитие умений работы с синкретичным искусством, умений взаимосвязано изучать литературу с кинематографом. Коммуникативные УУД:обогащение словарного запаса обучающихся ключевыми лексическими единицами XIX века; Совершенствование навыков логичной, тезисной, точной , системной письменной речи. Регулятивные УУД:Повышение общего уровня культуры и развития личности; Развитие аналитического мышления;Совершенствование навыков обобщения, систематизации, структурирования информации; Развитие концентрации внимания; Доминирует частично - поисковый метод; Приёмы визуализации учебного материала, историко - литературный, историко - культурный комментарий, составление обобщающей таблицы эпохи написания романа; 2 урок. Тема урока:" Нигилизм - теория будущего или обречение на гибель, утопическая идея?" ( Рассматривается идея Евгения Базарова с позиции времени, развития общества). ( Организация дебатов). Цель: Изучение теории нигилизма Евгения Базарова как способа раскрытия философии героя; Изучение теории, с точки зрения веяний времени. Личностные УУД: формирование объективного, критического отношения к новым идеям; Развитие таких качеств, как умеренность, уважение к разным точкам зрения; Увеличение уровня ответственности, неравнодушия за судьбу родной страны; Увеличение уровня гражданской активности. Познавательные УУД:закрепление понятия об идейных героях; Закрепление в сознании обучающихся тесной взаимосвязи литературы, истории, социологии, культуры. Коммуникативные УУД:совершенствование навыков устной речи в форме монолога и диалога; Развитие навыков аргументированной защиты своей позиции по проблемному вопросу с помощью ресурсов языка; Регулятивные УУД:развитие плюрализма мнений; Развитие аналитического, проблемного , прогнозирующего мышления; Развитие критического восприятия действительности; Доминирующий метод урока: проблемный; Доминирующий приём урока: дебаты в рамках изучения теории главного героя романа И.С. Тургенева:" Отцы и дети." 3 урок. Тема урока:Демократы. Либералы. Кто прав?" ( Противостояние Кирсановых и Евгения Базарова. ( анализ спора). Цель урока:изучение идеологии противоречивых героев; Подготовка к рассмотрению основного конфликта произведения на примере изучения противоположных позиций героев; Рассмотрение философии героев во взаимосвязи с социальными явлениями времени; Анализ текста, с точки зрения идеи произведения, идеи образов в романе И.С. Тургенева:" Отцы и дети." Личностные УУД:повышение уровня социальной грамотности в рамках развития исторического, общественного процесса; Формирование гуманного отношения к развитию умеренных социальныхпроцессов; Познавательные УУД:анализ текста романа:"Отцы и дети", с точки зрения идейного содержания; Коммуникативные УУД:Развитие устной речи, по средствам организации беседы; Совершенствование навыков свободного аргументированного диалога на предмет конфликта произведения; Регулятивные УУД:Развитие ощущения недостоверности информации, критического, объективного отношения к идеям ключевого спора романа; Развитие критического мировоззрения; Доминирующий метод в уроке: частично - поисковый; Доминирующий приём в уроке: анализ текста романа И.С. Тургенева:" Отцы и дети", с точки зрения идейного содержания. 4 урок. Тема урока:" Кирсановы - олицетворение прошлой страны или символ вечной России и русского народа?" ( Изучение взглядов( идей) и образов семьи Кирсановых). Цель урока:анализ образов семьи Кирсановых с точки зрения художественных, идейных особенностей; Личностные УУД:развитие интереса к миру образов и символов; Раскрытие творческого потенциала личности в области языковых образов - символов; Увеличение уровня патриотизма; Формирование ответственного поведения, по отношению к будущему страны; Формирование уважения к традициям прошлого; Познавательные УУД:Совершенствование навыков анализа образной системы, с точки зрения художественных и содержательных особенностей; Коммуникативные УУД:Совершенствование навыков устной и письменной речи, согласно требованиям образности, полной характеристики образов, учитывая особенности языка первоисточника; Регулятивные УУД:развитие образного, художественного, прогнозирующего мышления; Развитие воссоздающего воображения; Развитие чувственного, социального, философского восприятия действительности. Доминирующий метод на уроке: проблемный; Доминирующие приёмы: анализ образной системы романа И. С. Тургенева:"Отцы и дети." 5 урок.Тема урока:"Искусство и природа - пустое увлечение или духовное совершенствование ( смысл жизни)? Поэтичность или материализм?" ( Сопоставление взглядов на природу и искусство Кирсановых и Базарова). Цель урока:проанализировать темы искусства и природы в романе И.С. Тургенева:" Отцы и дети."; Сформировать обоснованное личностное отношение у обучающихся, по отношению к этим темам. Личностные УУД:развитие духовных качеств личности: поэтичности, естественности, искренности, чувственности, бережного отношения к живому миру; Прививание любви к искусству - как источнику жизни; Формирование здорового рационализма; Познавательные УУД:совершенствование навыков идейного анализа художественного текста; Коммуникативные УУД:развитие устной речи, обогащение словарного запаса обучающихся лексикой художественной литературы, благодаря чтению по ролям, формулированию тезисов на предмет природы и искусства героев - антиподов; Развитие точности, тезисности речи, благодаря составлению сопоставительной таблицы взглядов героев на предмет искусства и природы. Регулятивные УУД:развитие образного, символического мышления; чувственного восприятия действительности; Развитие объективной оценки событий и взглядов на мир; Совершенствование навыков сопоставления, сравнения, обобщения; Развитие разноплановости мнений, взглядов, позиций. Доминирующий метод на уроке: проблемный; Доминирующие приёмы: чтение по ролям, сопоставительная таблица, система проблемных вопросов. 6 урок. Тема урока:" Евгений Базаров - лицо, обречённое на гибель или человек будущего?" ( анализ образа Базарова). Цель урока:создать неоднозначное, полноценное представление об образе главного героя романа:" Отцы и дети."; Сформировать поле для аргументированной оценки образа в аспекте прошлого, будущего и настоящего; Личностные УУД:развитие таких качеств подрастающей личности, как прорицание , глобальный образ мысли в аспекте хода истории, развития общества и родного государства; Формирование позитивной социальной активности в аспекте пропагандирования определённой политики в области государства; Познавательные УУД:Совершенствование навыков многоаспектного анализа образов; Совершенствование аналитических способностей личности и формирования собственной позиции на основе и с активным привлечением языкового материала; Коммуникативные УУД:Совершенствование навыков устной речи, путём составления характеристики образа Базарова; Совершенствование навыков живого общения в форме свободного обсуждения проблемных вопросов; Регулятивные УУД:Совершенствование навыков рассуждения, воссоздающего воображения; Доминирующий метод на уроке: проблемный; Доминирующие приёмы: составление характеристики героя; Совершенствование навыков дискуссии; 7 урок.Тема урока:"Любовь - трагическое испытание или исцеление души Евгения Базарова ?" ( Анализ любовной линии романа, анализ образа Анны Сергеевны Одинцовой с привлечением приёмов выразительного чтения, устного словесного рисования). Цель урока:анализ главного женского образа романа в взаимосвязи с судьбой главного героя; Анализ динамики любовного чувства с помощью анализа средств художественной выразительности; Личностные УУД:развитие чувств сопереживания, сострадания, эмоционального проникновения в душу героев; Познавательные УУД:Совершенствование навыков анализа эпизода, с точки зрения языковых особенностей; Совершенствование навыков анализа образов; Интеграция жизненного личностного эмоционального опыта с литературным; Совершенствование навыков выразительного чтения; Коммуникативные УУД:развитие устной выразительной, эмоциональной, образной , аргументированной устной речи; Передача социального, личного, литературного опыта на тему любви в живом общении; РегулятивныеУУД:развитие чувственного восприятия мира; Развитие внимания, по средствам детального наблюдения за оттенками чувства любви; Доминирующий метод: проблемный; Доминирующие приёмы: анализ эпизода, с точки зрения идеи и художественных особенностей; выразительное чтение; устное словесное рисование; 8 урок. Тема урока:"Нужны ли Базаровы русскому обществу?" ( " Смерть Базарова - гибель теории нигилизма и будущего России или спасение страны?") ( Анализ идеи романа и образа Евгения Базарова в критике). Цель урока:создать полноценное представление о символическом значении событий в художественном произведении; Совершенствовать умение видеть тесную взаимосвязь сюжета с идеей романа; Расширение аспектов восприятия действительности; Совершенствование навыков анализа оригинала художественного текста и сопоставительного анализа критических статей; Личностные УУД:формирование цельной, взрослой личности, способной критически оценивать и грамотно понимать и использовать литературный и публицистический, научный материал; Раскрытие потенциала объективной социально взрослой личности, которая справляется с принятием взрослых решений. Познавательные УУД:развитие навыков анализа неоднозначных, символических образов; Развитие навыков работы с подтекстами; Совершенствование навыков работы с критической литературой; Коммуникативные УУД:развитие навыков грамотной, целесообразной, логичной устной речи; Регулятивные УУД:Развитие навыков свободного аргументированного рассуждения по вопросу темы; Совершенствование навыков решения проблемных ситуаций в области литературы и смежных дисциплин; Совершенствование аналитического, критического мышления, по средствам сопоставления источников художественной и критической литературы; Развитие концентрации внимания, благодаря детальному анализу источников критической и художественной литературы; Доминирующий метод на уроке: проблемный; Доминирующие приёмы работы на уроке: сопоставительный анализ авторского образа Евгения Базарова и образа Базарова в критике с последующей аргументированной индивидуальной оценкой образа обучающимися; 9 урок. Тема урока:" Противостояние отцов и детей - конфликт, который можно разрешить? Вечная боль человечества? Норма жизни всех поколений?" ( Итог изучения романа. Инсценировка по мотивам романа:"Отцы и дети" с элементами дискуссии). Цель урока:создать целостное представлений о романе, согласно ключевой проблеме отцов и детей; Показать образ и особенности этой проблемы в других литературных произведениях и в жизни; Закрепить в сознании и сформировать личностное отношение к проблеме отцов и детей, благодаря созданию самостоятельной инсценировки по мотивам романа И.С. Тургенева:" Отцы и дети." Личностные УУД:Развитие таких качеств личности, как понимание, тактичность, терпимость, уважение, принятие, благосклонность, по средствам рассматриваемой проблемы; Раскрытие творческого потенциала обучающихся; Познавательные УУД:Совершенствование навыков анализа идейного уровня содержания художественного произведения, с точки зрения ценностных, национальных, философских и социальных особенностей с привлечением читательского и социального опыта ребёнка; Коммуникативные УУД:развитие грамотной, выразительной, яркой, точной устной речи; Развитие речи в форме диалога, монолога, по средствам создания на уроке непрерывных речевых - коммуникативных ситуаций. Регулятивные УУД:Совершенствование навыков коллективной работы, благодаря участию в театральной постановке; Совершенствование навыков продуктивной, грамотной дискуссии; Развитие образного мышления, воссоздающего воображения, личностного восприятия сюжета, конфликта литературного произведения и событий жизни; Доминирующие методы работы: проблемный, творческий; Доминирующие приёмы работы на уроке: инсценировка, дискуссия; 10 урок. Тема урока:" Написание самостоятельного итогового сочинения по роману И.С. Тургенева:" Отцы и дети" ( по одной из тем уроков) с привлечением 3 аргументов: 1. Из литературы; 2. Из общественной жизни; 3. Из личного опыта; Цель урока:проверить уровень прочтения романа И.С. Тургенева:" Отцы и дети" в индивидуальной, самостоятельной, письменной форме; Личностные УУД:Увеличение уровня ответственности, осознанности, серьёзности изучения литературных произведений; Проявление своего личного опыта, донесение своей позиции, своего понимания произведения, благодаря осуществлению самостоятельной работы. Познавательные УУД:Совершенствование навыков написания самостоятельной творческой работы: сочинения на проблемные литературные темы; Коммуникативные УУД:Развитие структурированной, логичной, последовательной, выразительной, фактически точной, богатой речи, благодаря написанию самостоятельного сочинения по изученному роману И.С. Тургенева:" Отцы и дети." Регулятивные УУД:развитие навыков обобщения, систематизации материала; Раскрытие творческого потенциала ребёнка в области языка; Раскрытие уровня читательской и общей культуры школьника; Развитие образного мышления, развитие творческого воображения, благодаря изучению романа И.С. Тургенева:" Отцы и дети." Доминирующие методы в уроке: проблемный, творческий; Приёмы: написание сочинения;
|
|||
|