Параметры для сравнения
| Фрэнсис Бэкон(1561 – 1626) –английский философ: «Знание – сила!»
| Рене Декарт(1596 – 1650) – французский философ: «Я мыслю – я существую!»
|
Основные труды
| «Новый органон», «Опыты»
| «Рассуждение о методе», «Первоначала философии»
|
Методология
| Эмпирическая, опытно-экспериментальная
| Рационалистическая
|
Что играет ведущую роль в познании?
| ОПЫТ, коренящийся в эксперименте. Опыты делил на плодоносные (имеющие практическое применение) и светоносные (имеющие теоретическое применение, раскрывающие причины, аксиомы).
| РАЗУМ. Научные открытия совершаются не вследствие опытов, а вследствие деятельности разума, который и направляет сами опыты.
|
Основанный им метод
| ИНДУКЦИЯ: от частного к общему.
| ДЕДУКЦИЯ: от общего к частному.
|
Этапы этого метода
| 1. Составление таблицы присутствия: перечисление всех случаев встречающегося явления. 2. Составление таблицы отсутствия/отклонения: перечисление всех случаев отсутствия данного признака в родственных предметах. 3. Составление таблицы сравнения: сопоставление присутствия и отсутствия данного признака в одном и том же предмете. 4. Составление таблицы отбрасывания: исключение случаев, не типичных для данного явления. 5. Составление таблицы выводов.
| 1. Во всяком изучаемом предмете должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. 3. Во всяком изучаемом предмете должно содержаться также нечто известное. Суть метода дедукции: определение неизвестного через ранее понятое и известное.
|
Цель науки
| Не обоснование Бога, не знание ради знания, а польза. Антисхоластическая направленность, против силлогизмов.
| Подвержение сомнению истинности всех знаний человечества. Избавление от предрассудков («идолов», по терминологии Бэкона) и расчищение пути для истинного знания.
|
Оригинальная часть учения
| Обосновал 3 пути познания: «путь муравья» (собирание научных фактов в кучу без должного их осмысления), «путь паука» (бесплодное теоретизирование, не опирающееся на опыт и экспериментальные данные) и «путь пчелы» (объединяющий первые два пути), когда учёный сначала собирает опытные данные, подобно собирающей пыльцу пчеле, а потом перерабатывающий их в качественно новые знания о предмете («мёд»).
| Человек появляется на свет с рядом врождённых идей: Бога, числа, фигуры. Заблуждения порождает не разум, а бесконечно свободная воля, переступающая границы разума.
|