Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт) в философии Нового времени



Эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт) в философии Нового времени

Параметры для сравнения Фрэнсис Бэкон(1561 – 1626) –английский философ: «Знание – сила!» Рене Декарт(1596 – 1650) – французский философ: «Я мыслю – я существую!»
Основные труды «Новый органон», «Опыты» «Рассуждение о методе», «Первоначала философии»
Методология Эмпирическая, опытно-экспериментальная Рационалистическая
Что играет ведущую роль в познании? ОПЫТ, коренящийся в эксперименте. Опыты делил на плодоносные (имеющие практическое применение) и светоносные (имеющие теоретическое применение, раскрывающие причины, аксиомы). РАЗУМ. Научные открытия совершаются не вследствие опытов, а вследствие деятельности разума, который и направляет сами опыты.
Основанный им метод ИНДУКЦИЯ: от частного к общему. ДЕДУКЦИЯ: от общего к частному.
Этапы этого метода 1. Составление таблицы присутствия: перечисление всех случаев встречающегося явления. 2. Составление таблицы отсутствия/отклонения: перечисление всех случаев отсутствия данного признака в родственных предметах. 3. Составление таблицы сравнения: сопоставление присутствия и отсутствия данного признака в одном и том же предмете. 4. Составление таблицы отбрасывания: исключение случаев, не типичных для данного явления. 5. Составление таблицы выводов. 1. Во всяком изучаемом предмете должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. 3. Во всяком изучаемом предмете должно содержаться также нечто известное. Суть метода дедукции: определение неизвестного через ранее понятое и известное.
Цель науки Не обоснование Бога, не знание ради знания, а польза. Антисхоластическая направленность, против силлогизмов. Подвержение сомнению истинности всех знаний человечества. Избавление от предрассудков («идолов», по терминологии Бэкона) и расчищение пути для истинного знания.
Оригинальная часть учения Обосновал 3 пути познания: «путь муравья» (собирание научных фактов в кучу без должного их осмысления), «путь паука» (бесплодное теоретизирование, не опирающееся на опыт и экспериментальные данные) и «путь пчелы» (объединяющий первые два пути), когда учёный сначала собирает опытные данные, подобно собирающей пыльцу пчеле, а потом перерабатывающий их в качественно новые знания о предмете («мёд»). Человек появляется на свет с рядом врождённых идей: Бога, числа, фигуры. Заблуждения порождает не разум, а бесконечно свободная воля, переступающая границы разума.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.