Алгоритм разбора элементов сочинения
Алгоритм разбора элементов сочинения
1. Выявление, осмысление и интерпретация смысловой информации текста.
2. Определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста.
3. Композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения.
Тематические слова
|
| Проблемный вопрос (проблема)
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов.
Этой сложной проблеме посвящён текст И.И. Иванова
В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?).
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?).
В тексте И.И. Иванова поднимается проблема (чего?).
|
| Авторская позиция
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата».
Иванов И.И. убеждён: «Цитата».
Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…
Иванов И.И. подводит читателя к выводу о том, что…
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
|
| Примеры и смысловая связь
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращает внимание читателя на …
Не случайно автор изображает (кого, что?)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
В качестве примера автор рассматривает…
Связь между примерами:
Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…
Объясняя причину поступка героя, автор приводит….
|
| Пояснения
Писатель убеждает читателя в том, что…
Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…
Автор неслучайно обращает внимание на…
Эти события(факты, примеры) помогают понять…
АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли
|
| Отношение к позиции автора по проблеме:
Я согласен с мнением автора.
Нельзя не согласиться с мнением автора.
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.
|
| Обоснование собственного мнения
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
Когда-то и я впервые услышал о том, что…
Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
Как часто приходится сталкиваться с …
разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…?
Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…
К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…
|
| Вывод
Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что…
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…
|
|
|